Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N 44-Г-51/14

Требование: О признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и понуждении к прекращению совершения указанных действий.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены со стороны ответчика нарушения требований законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N 44-г-51/14


Президиум Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ананьева В.Н.
членов президиума Горохова С.Ю., Чугунова А.Б., Петровой Л.В., Юрина М.В.
рассмотрел истребованное по кассационной жалобе ОАО "Ярославская сбытовая компания" дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Ярославская сбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов городского округа город Рыбинск платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и понуждении к прекращению совершения указанных действий.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Бредининой Г.К., пояснения представителей ОАО "Ярославская сбытовая компания" по доверенностям Щ. и П., выступление заместителя прокурора Ярославской области Попова Н.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, ознакомившись с письменными возражениями на жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск, президиум

установил:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в порядке части 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в городском округе город Рыбинск, с иском к ОАО "Ярославская сбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов городского округа город Рыбинск, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной Рыбинской городской прокуратурой проверки были выявлены со стороны ОАО "Ярославская сбытовая компания" нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в направлении нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов городского округа город Рыбинск счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "Электроэнергия на общедомовые нужды" и получения с граждан платежей за эту услугу.
Ссылаясь на части 4, 7, 7.1 статьи 155 ЖК РФ прокурор указывал, что право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям не предоставлено, обязанность по начислению и взиманию платы за такие услуги возложена на организации, обеспечивающие непосредственное управление многоквартирными жилыми домами. Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Представитель ответчика по доверенности К.Ю. иск не признала.
Представитель департамента ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по доверенности К.И. исковые требования прокурора поддержала.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 14 апреля 2014 г. постановлено:
"Признать незаконными действия ОАО "Ярославская сбытовая компания" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов городского округа город Рыбинск, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обязать ОАО "Ярославская сбытовая компания" прекратить совершать указанные действия".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 июня 2014 г. решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Ярославская сбытовая компания" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в иске.
Дело истребовано в Ярославский областной суд, и кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума областного суда.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Принимая решение по делу, судебные инстанции исходили из того, что частями 4, 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договорам социального найма и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ. В силу части 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к выводу о том, что действующее жилищное законодательство - ст. 155 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, - не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома; неисполнение ответчиком правовых предписаний, включение в договор электроснабжения, заключенный с гражданином - потребителем, условий о поставке электроэнергии на общедомовые нужды и оплате данной электроэнергии непосредственно ОАО "Ярославская сбытовая компания", являются нарушением прав потребителей. Возникновение правовых оснований, допускающих оплату энергоснабжения на общедомовые нужды собственниками и нанимателями помещений многоквартирных домов ресурсоснабжающей организации, возможно только при изменении способа управления многоквартирным домом на непосредственное управление им собственниками помещений дома.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, а также для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Исковые требования предъявлены прокурором в интересах граждан, проживающих в домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами.
Ответчик, не признавая исковые требования, ссылался на то, что начисление оплаты за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на общедомовые нужды, производит собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, в которых выбран способ управления, но управляющей организацией, товариществом или кооперативом не заключен договор с ОАО "Ярославская сбытовая компания" на приобретение коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вопрос о заключении договоров управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК с ОАО "Ярославская сбытовая компания" о приобретении электроэнергии не имеет решающего значения для разрешения данного спора.
Между тем в силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Продажа электроэнергии населению осуществляется по договорам энергоснабжения в порядке, установленном законодательством об электроэнергетике, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее по тексту Правила), а также Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124.
Указанными нормативными актами установлен порядок поставки и оплаты электроэнергии собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома, который предусматривает заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом собственников жилья или кооперативом либо иной организацией после заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктами 14 и 15 названных Правил определено, с какого времени управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом, а также товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступают к предоставлению коммунальных услуг и прекращают их предоставление. Момент начала предоставления коммунальных услуг управляющими компаниями не может быть определен ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в соответствии с Правилами N 354 если управляющая компания или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией или такой договор прекращен, указанная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (подп. "б" п. 17, пункты 14, 15 Правил N 354).
В этом случае в соответствии со ст. ст. 8, 9, 10 Правил ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 32 Правил исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В силу п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, т.е. за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что установленный в части 7.1 ст. 155 ЖК РФ запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.
В соответствии с приведенными нормативными актами в случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и ОАО "Ярославская сбытовая компания" как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг. При исполнении указанных обязанностей ОАО "Ярославская сбытовая компания" в силу п. 8 Правил N 354 вправе требовать и получать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг. Исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том числе и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом.
Доводы истца относительно того, что в результате незаконных действий ОАО "Ярославская сбытовая компания" по начислению жильцам многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, и по распределению сверхнормативного потребления между конечными потребителями плата за коммунальные услуги значительно возросла, - не могут быть приняты во внимание. Вопрос о размере платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, предметом настоящего спора не являлся.
Учитывая, что обстоятельства дела судом установлены, но допущена ошибка в применении материального закона, президиум, отменяя судебные постановления, находит возможным вынести новое решение по существу спора об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 14 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 30 июня 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Рыбинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Ярославская сбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов городского округа город Рыбинск платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и понуждении к прекращению совершения указанных действий отказать.

Председательствующий
В.Н.АНАНЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)