Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скрипник И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2014 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Нечаева-16" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2014 года по делу N А65-26522/2013 (судья Салимзянов И.Ш.)
по иску товарищества собственников жилья "Нечаева-16" (ОГРН 1091674001825, ИНН 1646026164), Республика Татарстан, г. Елабуга,
к закрытому акционерному обществу "Кулонстрой" (ОГРН 1021603637230, ИНН 1660050377), г. Казань,
третьи лица:
- Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, Республика Татарстан, г. Елабуга,
- Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, г. Казань,
- Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, г. Казань,
об обязании ответчика после получения им в установленном порядке акта приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева, г. Елабуга, и заключения Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, незамедлительно передать их истцу,
установил:
Товарищество собственников жилья "Нечаева-16" (далее - ТСЖ "Нечаева-16", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Кулонстрой" (далее - ЗАО "Кулонстрой", ответчик) об обязании после получения ответчиком в установленном порядке акта приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключения Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов незамедлительно передать их истцу.
Определениями суда от 25.11.2013 г. и от 17.12.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения. С истца в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. - государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик являлся застройщиком при строительстве жилого многоквартирного дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге.
Указанный жилой дом был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.06.2008 г. N RU 6520000-26 ов-8, выданного Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района и г. Елабуги.
ТСЖ "Нечаева-16" создано решением общего собрания собственников помещений жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге (протокол N 1 от 06.08.2009 г.), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 21.09.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан внесена соответствующая запись (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, т. 1, л.д. 18).
Ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение норм закона не передана в полном объеме техническая документация по построенному жилому дому, а именно: акт приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Требования истца, по существу, представляют собой такой способ защиты нарушенного гражданского права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания по такому иску входит установление у ответчика определенных обязанностей, наступление срока их исполнения, факт неисполнения ответчиком конкретных обязанностей, а также наличие у ответчика реальной возможности исполнения этих обязанностей.
Как предусмотрено статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Следовательно, обязанность ответчика передать истцу акт приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов должна быть прямо установлена законом и иными правовыми актами или добровольно принятым на себя обязательством.
Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что весь перечень документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации был предоставлен ответчиком в Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, после чего было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.06.2008 г. NRU 6520000-26ов-8 (т. 1, л.д. 127).
Указанное разрешение в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Кроме того, ответчиком представлен реестр передачи документов истцу на спорный объект, а именно исполнительной и технической документации (т. 3, л.д. 5-6).
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства того, что на ответчике в силу закона и иного правового акта лежит обязанность по предоставлению истцу запрашиваемых им документов.
В нормативных актах и правилах, на которые ссылается истец в обоснование своих исковых требований, также не содержится указание на обязанность застройщика передавать обслуживающей организации акт приемки объекта капитального строительства и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым учесть также следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г.).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 г. N 17074/09, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
Таким образом, обязанность по передаче технической документации возникает у предшествующей управляющей организации.
Как следует из протокола N 1 от 06.08.2009 г. общего собрания собственников помещений жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге в форме заочного голосования (т. 1, л.д. 25-27), договор управления многоквартирным домом до его передачи в управление ТСЖ "Нечаева-16" был заключен с ООО "Управляющая компания "Регион".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. Данные доводы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2014 года по делу N А65-26522/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Нечаева-16" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-26522/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А65-26522/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скрипник И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2014 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Нечаева-16" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2014 года по делу N А65-26522/2013 (судья Салимзянов И.Ш.)
по иску товарищества собственников жилья "Нечаева-16" (ОГРН 1091674001825, ИНН 1646026164), Республика Татарстан, г. Елабуга,
к закрытому акционерному обществу "Кулонстрой" (ОГРН 1021603637230, ИНН 1660050377), г. Казань,
третьи лица:
- Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, Республика Татарстан, г. Елабуга,
- Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, г. Казань,
- Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, г. Казань,
об обязании ответчика после получения им в установленном порядке акта приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева, г. Елабуга, и заключения Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, незамедлительно передать их истцу,
установил:
Товарищество собственников жилья "Нечаева-16" (далее - ТСЖ "Нечаева-16", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Кулонстрой" (далее - ЗАО "Кулонстрой", ответчик) об обязании после получения ответчиком в установленном порядке акта приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключения Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов незамедлительно передать их истцу.
Определениями суда от 25.11.2013 г. и от 17.12.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.03.2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения. С истца в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. - государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик являлся застройщиком при строительстве жилого многоквартирного дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге.
Указанный жилой дом был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.06.2008 г. N RU 6520000-26 ов-8, выданного Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района и г. Елабуги.
ТСЖ "Нечаева-16" создано решением общего собрания собственников помещений жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге (протокол N 1 от 06.08.2009 г.), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 21.09.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан внесена соответствующая запись (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, т. 1, л.д. 18).
Ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение норм закона не передана в полном объеме техническая документация по построенному жилому дому, а именно: акт приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Требования истца, по существу, представляют собой такой способ защиты нарушенного гражданского права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания по такому иску входит установление у ответчика определенных обязанностей, наступление срока их исполнения, факт неисполнения ответчиком конкретных обязанностей, а также наличие у ответчика реальной возможности исполнения этих обязанностей.
Как предусмотрено статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Следовательно, обязанность ответчика передать истцу акт приемки объекта капитального строительства - жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов должна быть прямо установлена законом и иными правовыми актами или добровольно принятым на себя обязательством.
Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что весь перечень документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации был предоставлен ответчиком в Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и г. Елабуги, после чего было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.06.2008 г. NRU 6520000-26ов-8 (т. 1, л.д. 127).
Указанное разрешение в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Кроме того, ответчиком представлен реестр передачи документов истцу на спорный объект, а именно исполнительной и технической документации (т. 3, л.д. 5-6).
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства того, что на ответчике в силу закона и иного правового акта лежит обязанность по предоставлению истцу запрашиваемых им документов.
В нормативных актах и правилах, на которые ссылается истец в обоснование своих исковых требований, также не содержится указание на обязанность застройщика передавать обслуживающей организации акт приемки объекта капитального строительства и заключение Государственной инспекции строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым учесть также следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г.).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 г. N 17074/09, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
Таким образом, обязанность по передаче технической документации возникает у предшествующей управляющей организации.
Как следует из протокола N 1 от 06.08.2009 г. общего собрания собственников помещений жилого дома N 16 по ул. Нечаева в г. Елабуге в форме заочного голосования (т. 1, л.д. 25-27), договор управления многоквартирным домом до его передачи в управление ТСЖ "Нечаева-16" был заключен с ООО "Управляющая компания "Регион".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. Данные доводы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2014 года по делу N А65-26522/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Нечаева-16" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)