Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2014 N Ф01-4417/2014 ПО ДЕЛУ N А28-13646/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. по делу N А28-13646/2013


Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителя
от муниципального унитарного предприятия "Нововятский "Водоканал":
Иванова С.Г. по доверенности от 16.10.2014
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
муниципального унитарного предприятия "Нововятский "Водоканал"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014,
принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
по делу N А28-13646/2013
по иску муниципального унитарного предприятия "Нововятский "Водоканал"

к обществу с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Нововятского района города Кирова"

о взыскании задолженности
и
установил:

муниципальное унитарное предприятие "Нововятский "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нововятского района города Кирова" (далее - Общество) о взыскании задолженности по оплате услуг, оказанных по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 11.01.2011 N 01/11-18 в сентябре 2013 года, в сумме 2 801 114 рублей 19 копеек.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате воды и услуг по водоотведению, поставленной и оказанных Предприятием в сентябре 2013 года.
Суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате воды и услуг по водоотведению, правильности определения истцом объема водоотведения в размере, равном объему водопотребления, зафиксированному общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, и решением от 07.02.2014 удовлетворил иск в полном объеме.
При принятии судебного акта суд руководствовался:
- - статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - статьей 2 и пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении);
- - пунктами 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
- - пунктом 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.06.2014 отменил решение от 07.02.2014 в части удовлетворения исковых требований в сумме 139 515 рублей 69 копеек, посчитав, что при определении объема предоставленных услуг по водоотведению с учетом статусов субъектов правоотношения должны применяться положения Правил N 124 и 354, в которых содержится иной порядок определения объема оказанных услуг по водоотведению, нежели предусмотренный в Законе о водоснабжении и Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Последние подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам N 124 и 354. Приняв во внимание, что жилые помещения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета объема сточных бытовых вод не оборудованы, суд второй инстанции признал верным объем водоотведения, выполненный ответчиком в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, а именно путем суммирования объемов, определенных в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также в случае отсутствия последних - исходя из норматива потребления.
Не согласившись с постановлением, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 30.06.2014 и оставить в силе решение от 07.02.2014.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в многоквартирных домах, управляемых ответчиком, отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета сточных вод (водоотведения), поэтому истец правомерно на основании пункта 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и пунктов 3.1 и 3.2 договора от 11.01.2011 N 01/11-18 потребовал взыскать с ответчика стоимость объема водоотведения, который зафиксирован общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды. Правила N 124 и 354 имеют меньшую юридическую силу по сравнению с Законом о водоснабжении. Ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявитель жалобы считает, что объем сточных вод должен определяться на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании окружного суда представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, отзыв на кассационную жалобу не представило. Кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А28-13646/2013 Арбитражного суда Кировской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 11.01.2011 N 01/11/11-18, по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла обязательства обеспечить питьевой водой объекты абонента и принять сточные воды от объектов абонента, а абонент принять и оплатить оказанные услуги ресурсоснабжающей организации в порядке, установленном в договоре.
Список объектов абонента указан в приложении N 1 к договору (пункты 1.1 и 1.2 договора).
В пункте 1.3 раздела 3 договора стороны предусмотрели, что во взаимоотношениях, касающихся отпуска питьевой воды и приема сточных вод, не нашедших своего отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими данные отношения.
Объем водопотребления определяется в отношении объектов, на которых установлены коллективные (общедомовые) приборы учета, по показаниям таких приборов; в отношении объектов, на которых коллективные (общедомовые) приборы учета не установлены, - по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативов потребления при отсутствии индивидуальных приборов учета. Снятие показаний с индивидуальных приборов учета осуществляется жителями домов самостоятельно без участия ресурсоснабжающей организации и абонента, снятие показаний с коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляется абонентом самостоятельно в течение всего срока действия договора. Абонент обязан ежемесячно направлять ресурсоснабжающей организации сведения о количестве потребленной воды в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, и сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета (пункт 3.1 раздела 3 договора).
Из пункта 3.2 раздела 3 договора следует, что объем водоотведения приравнивается к объему водопотребления, за исключением случаев обоснованного абонентом и согласованного предприятием уменьшения (увеличения) объемов водоотведения в соответствии с балансовым расчетом водопотребления и водоотведения.
В пункте 4.1 договора определено, что за отпуск (получение) питьевой воды и прием сточных вод в систему канализации абонент платит ежемесячно до 30-го числа месяца, следующего за расчетным, исходя из количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод, определяемого в соответствии с разделом 3 договора.
Срок действия договора стороны согласовали в пункте 7.1 договора - с 01.01.2011 по 31.12.2011, срок действия может быть автоматически пролонгирован на тот же период, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Объем поставленной питьевой воды определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды, а объем сточных вод принят равным объему холодной и горячей воды, зафиксированному соответствующими общедомовыми приборами учета.
Общество ненадлежащим образом исполнило обязанности по оплате отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод за сентябрь 2013 года, что послужило основанием для обращения Предприятия в Арбитражный суд Кировской области с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Разногласия сторон касаются определения объема оказанных Обществу услуг на водоотведение. Предприятие считает, что объем водоотведения должен приравниваться к объему воды, зафиксированному общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды. Общество полагает, что объем отведенных сточных вод необходимо рассчитывать на основании показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в квартирах граждан, и по нормативам потребления коммунальной услуги, где отсутствуют такие приборы учета. Законность постановления от 30.06.2014 проверена окружным судом в обжалуемой части.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает в отношении снабжения водой из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
Пункт 21 Правил N 124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Из названных норм материального права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Как установили суды, управляемые ответчиком жилые многоквартирные дома и их жилые помещения не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод. Правительство Российской Федерации постановлением от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым из положений Правил N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013). Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
Следовательно, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчет стоимости услуги по водоотведению, предоставленной в отношении управляемых ответчиком многоквартирных жилых домов, произведенный Предприятием на основании показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, не соответствует Правилам N 124 и 354.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что соответствующие положения Правил N 124 и 354 противоречат положениям Закона о водоснабжении, отклоняется судом округа.
В пункте 5 статьи 1 Закона о водоснабжении указано, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Таким федеральным законом является Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 которого размер платы за коммунальные услуги, Правила предоставления, коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой окружной суд согласен. Доводы Предприятия, касающиеся переоценки исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и установленных фактических обстоятельств, не приняты судом округа на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А28-13646/2013 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Нововятский "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЧИХ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)