Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" - не явилось, извещено,
от Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июля 2015 года по делу N А72-6575/2015 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1067325057161, ИНН 7325064546), г. Ульяновск,
к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223), г. Ульяновск,
о признании незаконным предписания от 20.03.2015 г. N Д-120,
установил:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании незаконным предписания от 20.03.2015 N Д-120.
Решением суда 1 инстанции от 27.07.2015 г. в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Городская управляющая компания Ленинского района" просит решение суда 1 инстанции от 27.07.2015 г. отменить полностью.
При этом указывает на то, что согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, может быть оспорена и проверена только в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительны решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса. При таких обстоятельствах у административного органа отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений.
Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела многоквартирный жилой дом N 19 по ул. Поливенская в г. Ульяновске находится в управлении ОАО "ГУК Ленинского района" в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
На основании распоряжения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 16.03.2014 г. N 00719Д-120 по обращению Корочкина В.Б., проживающего в многоквартирном доме N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска, поступившему в Инспекцию 20.02.2015 г. вх. N 818, по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в части порядка утверждения и начисления размера платы по статье "Содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома" за 2014 год по указанному адресу была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 20.03.2015 г. N Д-120 (л.д. 56-57).
В акте проверки от 20.03.2015 N Д-120 отражено, что собственниками помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска на общем собрании утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 11 руб. 54 коп. с 1 кв. м (протокол от 11 февраля 2014 года). Согласно протоколу от 11.02.2014 размер платы председателю совета дома в сумме 2 руб. с 1 кв. м включен в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с представленными квитанциями вознаграждение председателю совета дома не начисляется отдельной строкой, а входит в плату за содержание и ремонт жилья, что является нарушением положений ч. 2 ст. 154, ст. 161.1, ЖК РФ.
На основании акта проверки Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области ОАО "ГУК Ленинского района" 20.03.2015 было выдано предписание N Д-120 об устранении нарушения жилищного законодательства: исключить вознаграждение председателю совета дома из размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска (л.д. 26-28).
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "ГУК Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Между тем из материалов дела следует, что 01.11.2013 года между собственниками дома N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновск и ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" г. Ульяновск был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому Общество обязуется оказывать услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также обеспечивать реализацию решения вопросов пользования общим имуществом собственников (л.д. 29-33).
11.02.2014 года общим собранием собственников жилого дома N 19 по ул. Поливенская в г. Ульяновске был утверждены перечни услуг и работ по содержанию общего имущества и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с 01.03.2014 г., а также ежемесячного размера платы за их выполнение - 11,54 руб. и 3 руб. за кв. м соответственно, а всего в размере 14,54 руб. (л.д. 34-39).
При этом согласно приложению N 2 к протоколу от 11.02.2014 г. за подписью генерального директора ОАО "ГУК Ленинского района" в состав ежемесячного тарифа на содержание и ремонт многоквартирного дома в общем размере 14,54 руб. наряду с платой за управление многоквартирным домом была включена оплата председателя совета многоквартирного дома в размере 2 руб. за кв. м (л.д. 39).
Согласно имеющимся в материалах дела платежным квитанциям плата председателю совета дома не начисляется отдельной строкой, а входит в плату за содержание и текущий ремонт дома (л.д. 71-75).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения таковой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в соответствии со ст. 12 ЖК РФ.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за пользование жилым помещением;
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы услуги председателя совета многоквартирного дома не входят в состав понятия "содержание жилого помещения".
В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ обязанность по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию общедомового имущества возлагается на лиц, ответственных перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае данная обязанность в соответствии с договором от 01.11.2013 возложена на ООО "Домоуправляющая компания Ленинского района".
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в которых приведен перечень услуг и работ по содержанию указанного имущества.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Из содержания пункта 11 указанных Правил следует, что перечень работ и услуг по содержанию общего имущества увязан с необходимостью его поддержания в технически исправном состоянии.
В данных Правилах услуги председателя совета дома по содержанию общего имущества многоквартирного дома не упомянуты.
Согласно ч. 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи.
В соответствии с положениями пунктов 7, 8 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета, предусмотренные пунктом 8 полномочия не связаны с содержанием общедомового имущества и управлением многоквартирным домом, в его обязанности входит взаимодействие с управляющей компанией от лица собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением компании.
Следовательно, как правомерно указано в решении суда 1 инстанции, деятельность председателя совета дома не эквивалентна деятельности работника управляющей компании по оказанию соответствующих услуг, поэтому оплата такой деятельности не должна производиться управляющей компании в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом управляющая компания вправе включить вознаграждение председателю совета дома отдельной строкой с последующей выплатой указанному лицу данных денежных средств в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения в установленном законом порядке.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 оплата услуг и работ по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме ("дополнительные услуги"), не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, по отдельному платежному документу.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354,, предусмотрен перечень реквизитов, подлежащих указанию в платежном документе об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 г. N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
Строка "оплата услуг председателя совета многоквартирного дома" в указанном платежном документе отсутствует.
Следовательно, дополнительные платные услуги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, должны быть основаны на отдельном договоре между собственником и исполнителем и оплачиваться отдельным документом.
Включение в квитанцию об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги платы за дополнительные услуги (в данном случае платы председателю совета дома) неправомерно.
Оспариваемое предписание о незаконности включения спорной суммы платы председателю совета многоквартирного дома в платежные документы вынесено в отношении ООО "Домоуправляющая компания Ленинского района", поскольку именно Общество как управляющая компания ежемесячно выставляет собственникам многоквартирного дома плату за содержание и ремонт жилого дома и коммунальные услуги, в том числе и расходы на оплату услуг председателю совета дома, неправомерно включенные управляющей компанией в указанную плату.
Таким образом, оспариваемое предписание возлагает на Общество обязанность по исполнению требований действующего законодательства, в связи с чем его прав и законных интересов не нарушает.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявлении ОАО "ГУК Ленинского района", оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 09.09.2015 г. N 2893 государственная пошлина в сумме 3 000 руб., тогда как в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ подлежала уплате госпошлина в сумме 1 500 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ Обществу следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 09.09.2015 г. N 2893 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июля 2015 года по делу N А72-6575/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Городская управляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 09 сентября 2015 года N 2893 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2015 N 11АП-12606/2015 ПО ДЕЛУ N А72-6575/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 г. по делу N А72-6575/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" - не явилось, извещено,
от Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июля 2015 года по делу N А72-6575/2015 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1067325057161, ИНН 7325064546), г. Ульяновск,
к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223), г. Ульяновск,
о признании незаконным предписания от 20.03.2015 г. N Д-120,
установил:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании незаконным предписания от 20.03.2015 N Д-120.
Решением суда 1 инстанции от 27.07.2015 г. в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Городская управляющая компания Ленинского района" просит решение суда 1 инстанции от 27.07.2015 г. отменить полностью.
При этом указывает на то, что согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, может быть оспорена и проверена только в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительны решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса. При таких обстоятельствах у административного органа отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников помещений.
Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела многоквартирный жилой дом N 19 по ул. Поливенская в г. Ульяновске находится в управлении ОАО "ГУК Ленинского района" в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
На основании распоряжения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 16.03.2014 г. N 00719Д-120 по обращению Корочкина В.Б., проживающего в многоквартирном доме N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска, поступившему в Инспекцию 20.02.2015 г. вх. N 818, по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в части порядка утверждения и начисления размера платы по статье "Содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома" за 2014 год по указанному адресу была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 20.03.2015 г. N Д-120 (л.д. 56-57).
В акте проверки от 20.03.2015 N Д-120 отражено, что собственниками помещений многоквартирного дома N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска на общем собрании утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 11 руб. 54 коп. с 1 кв. м (протокол от 11 февраля 2014 года). Согласно протоколу от 11.02.2014 размер платы председателю совета дома в сумме 2 руб. с 1 кв. м включен в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с представленными квитанциями вознаграждение председателю совета дома не начисляется отдельной строкой, а входит в плату за содержание и ремонт жилья, что является нарушением положений ч. 2 ст. 154, ст. 161.1, ЖК РФ.
На основании акта проверки Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области ОАО "ГУК Ленинского района" 20.03.2015 было выдано предписание N Д-120 об устранении нарушения жилищного законодательства: исключить вознаграждение председателю совета дома из размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновска (л.д. 26-28).
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "ГУК Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Между тем из материалов дела следует, что 01.11.2013 года между собственниками дома N 19 по ул. Поливенская г. Ульяновск и ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" г. Ульяновск был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому Общество обязуется оказывать услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также обеспечивать реализацию решения вопросов пользования общим имуществом собственников (л.д. 29-33).
11.02.2014 года общим собранием собственников жилого дома N 19 по ул. Поливенская в г. Ульяновске был утверждены перечни услуг и работ по содержанию общего имущества и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с 01.03.2014 г., а также ежемесячного размера платы за их выполнение - 11,54 руб. и 3 руб. за кв. м соответственно, а всего в размере 14,54 руб. (л.д. 34-39).
При этом согласно приложению N 2 к протоколу от 11.02.2014 г. за подписью генерального директора ОАО "ГУК Ленинского района" в состав ежемесячного тарифа на содержание и ремонт многоквартирного дома в общем размере 14,54 руб. наряду с платой за управление многоквартирным домом была включена оплата председателя совета многоквартирного дома в размере 2 руб. за кв. м (л.д. 39).
Согласно имеющимся в материалах дела платежным квитанциям плата председателю совета дома не начисляется отдельной строкой, а входит в плату за содержание и текущий ремонт дома (л.д. 71-75).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения таковой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в соответствии со ст. 12 ЖК РФ.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за пользование жилым помещением;
- - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы услуги председателя совета многоквартирного дома не входят в состав понятия "содержание жилого помещения".
В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ обязанность по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию общедомового имущества возлагается на лиц, ответственных перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае данная обязанность в соответствии с договором от 01.11.2013 возложена на ООО "Домоуправляющая компания Ленинского района".
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в которых приведен перечень услуг и работ по содержанию указанного имущества.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Из содержания пункта 11 указанных Правил следует, что перечень работ и услуг по содержанию общего имущества увязан с необходимостью его поддержания в технически исправном состоянии.
В данных Правилах услуги председателя совета дома по содержанию общего имущества многоквартирного дома не упомянуты.
Согласно ч. 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи.
В соответствии с положениями пунктов 7, 8 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета, предусмотренные пунктом 8 полномочия не связаны с содержанием общедомового имущества и управлением многоквартирным домом, в его обязанности входит взаимодействие с управляющей компанией от лица собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, находящимся под управлением компании.
Следовательно, как правомерно указано в решении суда 1 инстанции, деятельность председателя совета дома не эквивалентна деятельности работника управляющей компании по оказанию соответствующих услуг, поэтому оплата такой деятельности не должна производиться управляющей компании в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом управляющая компания вправе включить вознаграждение председателю совета дома отдельной строкой с последующей выплатой указанному лицу данных денежных средств в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения в установленном законом порядке.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" от 02.05.2007 г. N 8167-ЮТ/07 оплата услуг и работ по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме ("дополнительные услуги"), не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, по отдельному платежному документу.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354,, предусмотрен перечень реквизитов, подлежащих указанию в платежном документе об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 г. N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.
Строка "оплата услуг председателя совета многоквартирного дома" в указанном платежном документе отсутствует.
Следовательно, дополнительные платные услуги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, должны быть основаны на отдельном договоре между собственником и исполнителем и оплачиваться отдельным документом.
Включение в квитанцию об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги платы за дополнительные услуги (в данном случае платы председателю совета дома) неправомерно.
Оспариваемое предписание о незаконности включения спорной суммы платы председателю совета многоквартирного дома в платежные документы вынесено в отношении ООО "Домоуправляющая компания Ленинского района", поскольку именно Общество как управляющая компания ежемесячно выставляет собственникам многоквартирного дома плату за содержание и ремонт жилого дома и коммунальные услуги, в том числе и расходы на оплату услуг председателю совета дома, неправомерно включенные управляющей компанией в указанную плату.
Таким образом, оспариваемое предписание возлагает на Общество обязанность по исполнению требований действующего законодательства, в связи с чем его прав и законных интересов не нарушает.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявлении ОАО "ГУК Ленинского района", оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 09.09.2015 г. N 2893 государственная пошлина в сумме 3 000 руб., тогда как в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ подлежала уплате госпошлина в сумме 1 500 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ Обществу следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 09.09.2015 г. N 2893 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июля 2015 года по делу N А72-6575/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Городская управляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 09 сентября 2015 года N 2893 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)