Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Из содержания представления следует, что заявитель при начислении платы за горячее водоснабжение в местах общего пользования в доме неверно применяет один из показателей - общую площадь всех жилых и нежилых помещений в доме, что значительно увеличивает сумму оплаты. Заявитель утверждает, что в доме нет нежилых помещений, поэтому учету подлежит только площадь жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года дело заявлению Н. об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района города Хабаровска от 16 сентября 2014 года, по апелляционному представлению прокурора Краснофлотского района города Хабаровска на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 27 марта 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя заявителя М., помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Нестерова П.А.
установила:
Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, ссылаясь, что представление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушает права и законные интересы как самого заявителя так и ОАО "ДГК". По результатам прокурорской проверки, проведенной на предмет соблюдения норм жилищного законодательства при начислении платы за горячее водоснабжение в местах общего пользования в доме N по <адрес>, в адрес директора филиала "ХТСК" ОАО "ДГК" Н. было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившееся в неверном начисление и выставление платы за горячее водоснабжение, отнесенное на общедомовое потребление. Из содержания которого следует, что Общество неверно применяет один из показателей - общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме: вместо 2 237,3 кв. м производит расчет из 1 448,40 кв. м, что значительно увеличивает сумму оплаты. С чем заявитель не согласен, поскольку при расчете платы за горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, должна учитываться площадь жилых и нежилых помещений дома, (т.е. без учета площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД), а поскольку в доме N по <адрес> нежилых помещении в квартирах нет, то учету подлежит только площадь жилых помещений, которая согласно сведениям управляющей организации составляет 1448,40 кв. м. Таким образом учитывая, что расчет платы, взимаемой с жильцов по данной коммунальной услуге производится верно, в действиях ДГК нарушение положений закона Российской Федерации отсутствует, меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, предприняты быть не могут. Просит суд приостановить действие внесенного в адрес заявителя представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 16 сентября 2014 года, признать указанное представление незаконным.
Определением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 20 января 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Жилсервис-5".
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 27 марта 2015 года заявление Н. удовлетворено. Представление прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 16 сентября 2014 года об устранении нарушений жилищного законодательства внесенное директору филиала "ХТСК" ОАО "ДГК" Н. признано несоответствующим законодательству.
В апелляционном представлении прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска Пантелеев К.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что поскольку представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, оно не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, в адрес которого оно внесено, а следовательно, не может быть признано незаконным в рамках главы 25 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16 сентября 2014 года прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска в адрес руководителя филиала "Хабаровская теплосетевая компания" ОАО "ДГК" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Основанием для вынесения представления послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска, в ходе которой было установлено, что ФИО1, проживающему по <адрес>, ОАО "ДГК" по агентскому договору N от 01 декабря 2013 года выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг за горячую воду, используемую в местах общего пользования, исчисленную с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. N 354, а именно в формулу при исчислении платы за указанную коммунальную услугу один из показателей - общая площадь всех жилых и нежилых помещений принимается 1 448,4 кв. м вместо 2 237,3 кв. м. Тогда как согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 24 февраля 2014 года общая площадь жилых и нежилых помещений составляет - 2237,30 кв. м. Соответственно расчет горячего водоснабжения затраченной на общедомовые нужды не соответствует решению общего собрания собственников жилья.
Согласно представленного поквартирного списка и списка нанимателей и собственников жилых помещений дома N по <адрес>, общая площадь жилых помещений составляет 1 448,40 кв. м (л.д. 8 - 9, 12 - 17).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с формулой 12 Приложения 2 к Правилам (применяемой при расчеты платы в многоквартирных домах с установленными в них общедомовыми приборами учета горячей воды, при расчете платы за горячее водоснабжение, потребленное при использовании общедомового имущества, в качестве одного из показателей необходимо учитывать общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД. При этом Правилами к нежилому помещению в МКД отнесено помещение в МКД, которые не являются жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в МКД.
Таким образом, проанализировав вышеуказанные положения Правил, а также принимая во внимание, что в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 г. N 344 помещения, не являющиеся частями квартир МКД и предназначенные для обслуживания более одного помещения в МКД (межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, и др.) представляют собой общее имущество собственников помещений МКД, суд пришел к правильному выводу, что расчет платы за горячее водоснабжение потребленное при использовании общедомового имущества в МКД N по <адрес> (не имеющем нежилых помещений в квартирах) в качестве показателя должна учитываться лишь общая площадь всех жилых помещений МКД, которая в соответствии с представленным поквартирным списком и списком нанимателей и собственников жилых помещений дома, составляет 1 448,40 кв. м (л.д. 8 - 9, 12 - 17).
Согласно заключению опрошенного в судебном заседании специалиста Главного контрольного управления ФИО2, включение площади мест общего пользования при начислении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемую на общедомовые нужды, на основании решения общего собрания собственников является неправомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что исчисляя плату за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемую на общедомовые нужды исходя из площади только жилых помещений, без учета площади помещений, составляющих общее имущество собственников помещений МКД, заявитель соблюдал порядок начисления ОДН, установленный Правилами от 06 мая 2011 года N 354, начисления коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорном доме производились заявителем правомерно, в связи с чем, законных оснований для вынесения оспариваемого представления, у прокурора не имелось.
На какие-либо иные обстоятельства, факты нарушения заявителем требований жилищного законодательства, которые явились основанием для вынесения оспариваемого представления прокурором не указано.
Доводы, содержащиеся в апелляционном представлении аналогичны доводам, изложенным прокурором в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, не влекут отмену по существу законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 27 марта 2015 года по заявлению Н. об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района города Хабаровска от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Краснофлотского района города Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3594/2015
Требование: Об оспаривании представления прокурора.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Из содержания представления следует, что заявитель при начислении платы за горячее водоснабжение в местах общего пользования в доме неверно применяет один из показателей - общую площадь всех жилых и нежилых помещений в доме, что значительно увеличивает сумму оплаты. Заявитель утверждает, что в доме нет нежилых помещений, поэтому учету подлежит только площадь жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N 33-3594/2015
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года дело заявлению Н. об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района города Хабаровска от 16 сентября 2014 года, по апелляционному представлению прокурора Краснофлотского района города Хабаровска на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 27 марта 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя заявителя М., помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Нестерова П.А.
установила:
Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, ссылаясь, что представление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушает права и законные интересы как самого заявителя так и ОАО "ДГК". По результатам прокурорской проверки, проведенной на предмет соблюдения норм жилищного законодательства при начислении платы за горячее водоснабжение в местах общего пользования в доме N по <адрес>, в адрес директора филиала "ХТСК" ОАО "ДГК" Н. было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившееся в неверном начисление и выставление платы за горячее водоснабжение, отнесенное на общедомовое потребление. Из содержания которого следует, что Общество неверно применяет один из показателей - общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме: вместо 2 237,3 кв. м производит расчет из 1 448,40 кв. м, что значительно увеличивает сумму оплаты. С чем заявитель не согласен, поскольку при расчете платы за горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, должна учитываться площадь жилых и нежилых помещений дома, (т.е. без учета площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД), а поскольку в доме N по <адрес> нежилых помещении в квартирах нет, то учету подлежит только площадь жилых помещений, которая согласно сведениям управляющей организации составляет 1448,40 кв. м. Таким образом учитывая, что расчет платы, взимаемой с жильцов по данной коммунальной услуге производится верно, в действиях ДГК нарушение положений закона Российской Федерации отсутствует, меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, предприняты быть не могут. Просит суд приостановить действие внесенного в адрес заявителя представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 16 сентября 2014 года, признать указанное представление незаконным.
Определением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 20 января 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Жилсервис-5".
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 27 марта 2015 года заявление Н. удовлетворено. Представление прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 16 сентября 2014 года об устранении нарушений жилищного законодательства внесенное директору филиала "ХТСК" ОАО "ДГК" Н. признано несоответствующим законодательству.
В апелляционном представлении прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска Пантелеев К.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что поскольку представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, оно не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должностного лица, в адрес которого оно внесено, а следовательно, не может быть признано незаконным в рамках главы 25 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16 сентября 2014 года прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска в адрес руководителя филиала "Хабаровская теплосетевая компания" ОАО "ДГК" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Основанием для вынесения представления послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска, в ходе которой было установлено, что ФИО1, проживающему по <адрес>, ОАО "ДГК" по агентскому договору N от 01 декабря 2013 года выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг за горячую воду, используемую в местах общего пользования, исчисленную с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. N 354, а именно в формулу при исчислении платы за указанную коммунальную услугу один из показателей - общая площадь всех жилых и нежилых помещений принимается 1 448,4 кв. м вместо 2 237,3 кв. м. Тогда как согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 24 февраля 2014 года общая площадь жилых и нежилых помещений составляет - 2237,30 кв. м. Соответственно расчет горячего водоснабжения затраченной на общедомовые нужды не соответствует решению общего собрания собственников жилья.
Согласно представленного поквартирного списка и списка нанимателей и собственников жилых помещений дома N по <адрес>, общая площадь жилых помещений составляет 1 448,40 кв. м (л.д. 8 - 9, 12 - 17).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с формулой 12 Приложения 2 к Правилам (применяемой при расчеты платы в многоквартирных домах с установленными в них общедомовыми приборами учета горячей воды, при расчете платы за горячее водоснабжение, потребленное при использовании общедомового имущества, в качестве одного из показателей необходимо учитывать общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД. При этом Правилами к нежилому помещению в МКД отнесено помещение в МКД, которые не являются жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в МКД.
Таким образом, проанализировав вышеуказанные положения Правил, а также принимая во внимание, что в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 г. N 344 помещения, не являющиеся частями квартир МКД и предназначенные для обслуживания более одного помещения в МКД (межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, и др.) представляют собой общее имущество собственников помещений МКД, суд пришел к правильному выводу, что расчет платы за горячее водоснабжение потребленное при использовании общедомового имущества в МКД N по <адрес> (не имеющем нежилых помещений в квартирах) в качестве показателя должна учитываться лишь общая площадь всех жилых помещений МКД, которая в соответствии с представленным поквартирным списком и списком нанимателей и собственников жилых помещений дома, составляет 1 448,40 кв. м (л.д. 8 - 9, 12 - 17).
Согласно заключению опрошенного в судебном заседании специалиста Главного контрольного управления ФИО2, включение площади мест общего пользования при начислении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемую на общедомовые нужды, на основании решения общего собрания собственников является неправомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что исчисляя плату за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемую на общедомовые нужды исходя из площади только жилых помещений, без учета площади помещений, составляющих общее имущество собственников помещений МКД, заявитель соблюдал порядок начисления ОДН, установленный Правилами от 06 мая 2011 года N 354, начисления коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорном доме производились заявителем правомерно, в связи с чем, законных оснований для вынесения оспариваемого представления, у прокурора не имелось.
На какие-либо иные обстоятельства, факты нарушения заявителем требований жилищного законодательства, которые явились основанием для вынесения оспариваемого представления прокурором не указано.
Доводы, содержащиеся в апелляционном представлении аналогичны доводам, изложенным прокурором в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, не влекут отмену по существу законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 27 марта 2015 года по заявлению Н. об оспаривании представления прокурора Краснофлотского района города Хабаровска от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Краснофлотского района города Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)