Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2015 N 13АП-21750/2014 ПО ДЕЛУ N А21-1860/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N А21-1860/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 29772);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 29773);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21750/2014) ООО "Гурьевская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2014 по делу N А21-1860/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Гурьевская управляющая компания"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ООО "Гурьевская управляющая компания" (238300, г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1-А далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - административный орган) от 13.02.2014 N 29/2014 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Гурьевская управляющая компания" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт по тем основаниям, что судом дана ненадлежащая оценка представленным в дело документам, подтверждающим факт вручения гражданам предупреждений об отключении электрической энергии; не учтено то обстоятельство, что получателем платежей за жилищно-коммунальные услуги является не управляющая компания, а МУП ЖКХ "УК ГГО"; у заявителя отсутствует техническая возможность по ограничению подачи электроэнергии потребителям в случае несвоевременной ее оплаты.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 29.01.2014 Государственной жилищной инспекцией Калининградской области на основании приказа от 14.01.2014 N 49 проведена внеплановая документарная проверка по фактам нарушения ООО "Гурьевская управляющая компания" нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Основанием для проверки послужили обращение депутата Большеисаковского сельского поселения Макеева И.Ю. и жалобы граждан Синицыной С.И. и Тимеркаевой Ф.М. об отключении 03.12.2013 коммунальной услуги "электроснабжение" (при отсутствии задолженности по ее оплате) по адресам: Калининградская область, Гурьевский район, п. Храброво, ул. Гвардейская, д. 17 (кв. 1) и д. 18 (кв. 8), путем обрезки питающих электропроводов под опломбированными индивидуальными приборами учета электрической энергии, во время отсутствия жителей, проживающих в данных квартирах.
По факту нарушения ООО "Гурьевская управляющая компания" нормативного уровня и режима обеспечения граждан коммунальной услугой по электроснабжению 29.01.2014 административный орган составил акт проверки N 49ДДА и протокол об административном правонарушении N 28 от 31.01.2014 о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
13.02.2014 постановлением руководителя Государственной жилищной инспекции Калининградской области ООО "Гурьевская управляющая компания" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ООО "Гурьевская управляющая компания" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в действиях общества вины во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В данном случае объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется нарушением режима бесперебойного обеспечения граждан, проживающих в жилом помещении, услугами по энергоснабжению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
В рассматриваемом случае предметом спора является бесперебойность снабжения жилых домов коммунальными услугами, а именно, электроэнергией.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Из анализа указанных норм следует, для ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную процедуру, в частности, потребитель должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
При этом следует учитывать, что данному извещению должно предшествовать первичное уведомление, предусмотренное подпунктом "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Гурьевская управляющая компания" осуществляет управление, обслуживание, содержание и эксплуатацию жилых домов N 17 и N 18 по улице Гвардейская в поселке Храброво Гурьевского района Калининградской области, а также предоставление коммунальных услуг жителям указанных жилых домов на основании договора управления многоквартирным домом от 09.06.2011 и является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилья в этом доме.
В период с сентября 2013 по ноябрь 2013 года МУП "ЖКХ Управляющая компания Гурьевского района" были направлены уведомления собственникам квартиры 1 дома 17 и квартиры 8 дома 18 по улице Гвардейская о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием на то, что в случае ее непогашения предоставление услуг по электроснабжению будет приостановлено. По нарядам N 757А и N 757Б от 03.12.2013 обществом произведено отключение электроэнергии собственников в этажном распределительном щите за неуплату.
Суд первой инстанции, исследовав, направленные в адрес собственников спорных квартир вышеуказанные предупреждения, сделал обоснованный вывод о том, что на них отсутствуют сведения о дате составления, почтовые уведомления о получении корреспонденции не содержат сведений о характере отправлений, опись вложения заявителем не представлена. Следовательно, процедура извещения должников, предшествующая отключению от коммунальной услуги, обществом была нарушена.
Кроме того, судом установлено, что предупреждения составлены и подписаны не исполнителем услуг, а от имени иной организации - МУП "Управляющая компания Гурьевского городского округа".
Между тем, Правила N 354 не предусматривают выдачу предупреждений лицом, не являющимся исполнителем услуг, то есть данная обязанность подлежала исполнению непосредственно управляющей организацией, с которой собственники жилых помещений заключили договор на управление многоквартирным домом либо с указанием на исполнение от ее имени.
Наличие судебной практики по взысканию МУП "Управляющая компания Гурьевского городского округа" задолженности по коммунальным платежам с собственников жилых помещений в названных многоквартирных домах не имеет правового значения, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается вопрос о привлечении исполнителя услуг к административной ответственности за ненадлежащее соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения граждан коммунальной услугой, а споры о взыскании задолженности за коммунальные платежи относятся к гражданско-правовым отношениям.
Таким образом, событие правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказано административным органом в полном объеме.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае, обстоятельств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований управляющей организацией не представлено.
Апелляционный суд отмечает, что надлежащее предоставление услуги по энергоснабжению в неблагоприятных зимних условиях в отсутствие качественного теплоснабжения приобретает особое социальное значение для обеспечения населения необходимым уровнем безопасных условий проживания.
Таким образом, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил представления коммунальных услуг, следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказана.
При производстве по делу об административном правонарушении Государственной жилищной инспекцией Калининградской области не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений, гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Размер штрафных санкций определен административным органом с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отношения заявителя к совершенному деянию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 июня 2014 года по делу N А21-1860/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гурьевская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)