Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В.
при секретаре судебного заседания Хрущевой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" марта 2014 года по делу N А33-82/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Крицкой И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" (ИНН 2443036440, ОГРН 1092443001243, далее - заявитель, общество, ООО УК "Общежития") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2013 N 3917.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2014 года заявление удовлетворено. Постановление от 09.12.2013 N 3917 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное административным органом, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.03.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая на доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. В апелляционной жалобе административный орган ссылается на следующие доводы:
- присутствие на проверяемом объекте насекомых (тараканов) подтверждается экспертным заключением, выданным специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Ачинске N 851 от 20.11.2013,
- обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых с июля по октябрь 2013 года,
- непринятие обществом соответствующих мер подтверждается также заявлением Юрьевич М.А. от 22.10.2013,
- само по себе наличие насекомых подтверждает бездействие общества по не проведению мероприятий, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092443001243.
06 ноября 2013 года, при проверке фактического места осуществления деятельности ООО УК "Общежития" по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 3, дом 22, 5 этаж, выявлено и в протоколе осмотра от 06.11.2013 N 749, экспертном заключении N 851 от 20.11.2013, зафиксировано нарушение обществом статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно:
- - объект не освобожден от насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания, что не соответствует требованиям пунктов 2.1. и 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- - при эксплуатации мест общего пользования проверяемого многоквартирного жилого дома, не проводятся своевременные мероприятия по уничтожению насекомых, что не соответствует требованиям пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
25 ноября 2013 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Ачинске в отношении управляющей компании составлен протокол N 4360 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 N 3917 управляющая компания привлечена к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая вышеназванное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьями 23.13, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.01.2005 N 25, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40, протокол об административном правонарушении от 25.11.2013 N 4360 составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 N 3917 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Административным органом соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, касающихся эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу взятых на себя обязательств в функции заявителя входит оказание услуг по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию, ремонту, техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, 5 этаж.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В силу подпункта 3 пункта 1.4 Правил граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно пункту 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общею пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями).
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю вменяются следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, расположенных в жилом доме по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 3, дом 22, 5 этаж:
- - объект не освобожден от насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания, что не соответствует требованиям пунктов 2.1. и 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- - при эксплуатации мест общего пользования проверяемого многоквартирного жилого дома, не проводятся своевременные мероприятия по уничтожению насекомых, что не соответствует требованиям пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В соответствии с пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 3.5.2.1376-03 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 126 (далее - СанПиН 3.5.2.1376-03), установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению мероприятий по защите от тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других синантропных членистоногих производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, территорий городских и сельских поселений, прилегающих к ним участков открытой природы, а также к порядку проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих.
В силу пункта 1.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 они обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия.
Пунктом 3.4.8 Правил предусмотрено, что в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
На основании пункта 2.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция проводится, в том числе в жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на территориях городских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая места естественного обитания синантропных членистоногих.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся, в том числе герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.
На основании пункта 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом установлен факт наличия на объекте насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания.
Данный факт (наличие тараканов на проверяемом объекте) подтверждается протоколом осмотра от 06.11.2013 N 749, составленным административным органом в присутствии представителя заявителя и двух понятых, экспертным заключением, выданным специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Ачинске N 851 от 20.11.2013.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт своевременности проведения заявителем мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых (дезинсекция), на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.1376-03 работа на объекте по проведению дезинсекционных мероприятий включает, в первую очередь, предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия членистоногих и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности.
Согласно пункту 5.2. указанных Правил кратность контрольных обследований составляет для организаций торговли, общественного питания, пищевой промышленности, заселенных членистоногими, 4 раза в месяц; не заселенных членистоногими - 2 раза в месяц. Для лечебно-профилактических, дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений отдыха и оздоровления детей, объектов коммунально-бытового назначения - 2 раза в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц. Обследования, а также выполнение дезинсекционных мероприятий осуществляются специально выделенным работником объекта либо организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции (пункт 5.3. Правил).
Согласно пункту 5.15. Правил объект считают освобожденным от насекомых (не заселенным членистоногими), если они отсутствуют во всех его помещениях:
- - более 1 месяца - для клопов, мух;
- - более 2 месяцев - для тараканов, блох, гамазовых клещей;
- - более 3-х месяцев - для муравьев.
В силу пункта 5.6.2.6. Руководства по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 3.5.2.2487-09, утвержденного Роспотребнадзором 26.02.2009, регулярные контрольные обследования необходимо проводить организациям, которые имеют хоздоговоры на обслуживание этих объектов. Они являются обязательным элементом в системе борьбы с тараканами как на освобожденной, так и на заселенной тараканами площади. Целью контрольных обследований является: своевременное обнаружение тараканов в помещениях, выявление мест их обитания, организация истребительных мероприятий при низкой численности популяции для предупреждения расселения насекомых, оперативная оценка эффективности проводимых мероприятий. Плановые обследования в каждом строении проводят не реже одного раза в месяц. Если в том же месяце проводят и истребительные мероприятия, то необходимо обследовать строение на следующий день после обработки - для полного выявления мест обитания насекомых. Длительно заселенные тараканами строения обследуют инструкторы-дезинфекторы, врачи-дезинфекционисты или биологи.
Согласно пункту 5.6.3.5. Руководства кратность проведения истребительных мероприятий зависит от категории здания и степени заселенности тараканами. В пищевых объектах, в пищеблоках учреждений, где в большинстве помещений существуют благоприятные условия для обитания и размножения тараканов, а также "встроенных" объектах, при возможности миграции в них насекомых из соседних помещений, обработки проводят раз в месяц независимо от степени их заселенности тараканами. В детских, лечебных учреждениях, гостиницах и т.п. кратность обработок во всех помещениях, кроме пищеблоков, может быть от 12 до 4-х раз в год, в зависимости от степени заселенности тараканами.
Таким образом, из приведенных положений следует, что дезинсекция проводится по необходимости, но не реже 1 раза в квартал, при этом контрольные обследования объекта специально выделенным сотрудником организации или специализированной организацией должны проводиться регулярно, но не реже одного раза в месяц. Следовательно, общество обязано ежемесячно проводить контрольные обследования и ежеквартально - мероприятия по дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22.
Из материалов дела следует, что между обществом УК "Общежития" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "РокСаНа" (исполнитель) 01.06.2012 был заключен договор N 3 о предоставлении услуг по дератизации и дезинсекции, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязанность на протяжении срока действия договора проводить меры по дератизации и дезинсекции на объектах заказчика.
Согласно приложению N 1 к указанному договору многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, входит в перечень объектов заказчика.
Приложением N 5 к названному договору установлен график проведения работ по дератизации и дезинсекции на объектах заказчика, согласно которому мероприятия по дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, запланированы на июль и октябрь 2012 года.
Из представленных документов (протокола об административном правонарушении, актов выполненных работ) следует и обществом не оспаривается, что дезинсекция указанного дома проводилась 21.01.2013, 26.04.2013, 11.07.2013, в период с 11.07.2013 до 06.11.2013 мероприятия по дезинсекции не проводились. При этом в силу изложенных выше норм и условий договора N 3 от 01.06.2012 о предоставлении услуг по дератизации и дезинсекции, следующая дезинсекция названного жилого дома должна была быть проведена в октябре 2013 года. Доказательства проведения обществом дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, в октябре 2013 года обществом не представлены, об их наличии не заявлено.
Кроме того, обществом в нарушение изложенных норм не представлены доказательства проведения ежемесячного обследования (в том числе в период с июля по ноябрь 2013 года) указанного дома с целью своевременного обнаружения тараканов в помещениях, выявления мест их обитания, организации истребительных мероприятий при низкой численности популяции для предупреждения расселения насекомых, оперативной оценки эффективности проводимых мероприятий.
Более того, в соответствии с экспертным заключением N 851 о соответствии (не соответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам жилого дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, дом N 22, 5 этаж, при эксплуатации мест общего пользования не выявлены обстоятельства, способствующие или благоприятствующие размножению, расселению насекомых (тараканы).
В связи с изложенным суд, апелляционной инстанции находит не имеющим значения для рассмотрения настоящего дела и оценки действий (бездействия) общества установленный судом первой инстанции факт непредставления административным органом доказательств присутствия насекомых, тараканов после проведенной дезинсекции в период с 11.07.2013 по момент проведения проверки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в части своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых (дезинсекция).
Проведение дезинсекции 11.07.2013, при отсутствии доказательств проведения ежемесячного обследования указанного дома, доказательств проведения дезинсекции в названном доме в октябре 2013 года, при установлении на момент проведения проверки общества факта наличия тараканов на проверяемом объекте и отсутствия объективных причин, способствующих или благоприятствующих размножению, расселению насекомых (тараканы), не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Административным органом представлены доказательства, подтверждающие нарушение ООО УК "Общежития" приведенных выше норм, в том числе пунктов 2.1., 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03, пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого управляющей компании правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения ввиду недоказанности административным органом объективной стороны правонарушения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2013 года подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 09.12.2013 N 3917.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" марта 2014 года по делу N А33-82/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 09.12.2013 N 3917.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-82/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А33-82/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В.
при секретаре судебного заседания Хрущевой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" марта 2014 года по делу N А33-82/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Крицкой И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" (ИНН 2443036440, ОГРН 1092443001243, далее - заявитель, общество, ООО УК "Общежития") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2013 N 3917.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2014 года заявление удовлетворено. Постановление от 09.12.2013 N 3917 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное административным органом, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.03.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая на доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. В апелляционной жалобе административный орган ссылается на следующие доводы:
- присутствие на проверяемом объекте насекомых (тараканов) подтверждается экспертным заключением, выданным специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Ачинске N 851 от 20.11.2013,
- обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых с июля по октябрь 2013 года,
- непринятие обществом соответствующих мер подтверждается также заявлением Юрьевич М.А. от 22.10.2013,
- само по себе наличие насекомых подтверждает бездействие общества по не проведению мероприятий, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092443001243.
06 ноября 2013 года, при проверке фактического места осуществления деятельности ООО УК "Общежития" по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 3, дом 22, 5 этаж, выявлено и в протоколе осмотра от 06.11.2013 N 749, экспертном заключении N 851 от 20.11.2013, зафиксировано нарушение обществом статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно:
- - объект не освобожден от насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания, что не соответствует требованиям пунктов 2.1. и 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- - при эксплуатации мест общего пользования проверяемого многоквартирного жилого дома, не проводятся своевременные мероприятия по уничтожению насекомых, что не соответствует требованиям пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
25 ноября 2013 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Ачинске в отношении управляющей компании составлен протокол N 4360 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 N 3917 управляющая компания привлечена к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая вышеназванное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьями 23.13, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.01.2005 N 25, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40, протокол об административном правонарушении от 25.11.2013 N 4360 составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 N 3917 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Административным органом соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности. Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, касающихся эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу взятых на себя обязательств в функции заявителя входит оказание услуг по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию, ремонту, техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, 5 этаж.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В силу подпункта 3 пункта 1.4 Правил граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно пункту 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общею пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями).
Как следует из оспариваемого постановления, заявителю вменяются следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, расположенных в жилом доме по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 3, дом 22, 5 этаж:
- - объект не освобожден от насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания, что не соответствует требованиям пунктов 2.1. и 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- - при эксплуатации мест общего пользования проверяемого многоквартирного жилого дома, не проводятся своевременные мероприятия по уничтожению насекомых, что не соответствует требованиям пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В соответствии с пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 3.5.2.1376-03 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 126 (далее - СанПиН 3.5.2.1376-03), установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению мероприятий по защите от тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других синантропных членистоногих производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, территорий городских и сельских поселений, прилегающих к ним участков открытой природы, а также к порядку проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих.
В силу пункта 1.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 они обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия.
Пунктом 3.4.8 Правил предусмотрено, что в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
На основании пункта 2.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция проводится, в том числе в жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на территориях городских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая места естественного обитания синантропных членистоногих.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся, в том числе герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.
На основании пункта 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом установлен факт наличия на объекте насекомых, тараканы присутствуют в местах общего пользования более 2 месяцев (последняя дезинсекция проведена 11.07.2013) с момента проведения последней дезинсекции, в помещении дальней кухне; в туалете левого крыла; в коридоре над дверными проемами комнат N 103, 104 пятого этажа многоквартирного проверяемого жилого здания.
Данный факт (наличие тараканов на проверяемом объекте) подтверждается протоколом осмотра от 06.11.2013 N 749, составленным административным органом в присутствии представителя заявителя и двух понятых, экспертным заключением, выданным специалистами Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в городе Ачинске N 851 от 20.11.2013.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт своевременности проведения заявителем мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых (дезинсекция), на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.1376-03 работа на объекте по проведению дезинсекционных мероприятий включает, в первую очередь, предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия членистоногих и их видов, выявления мест локализации и уровня их численности.
Согласно пункту 5.2. указанных Правил кратность контрольных обследований составляет для организаций торговли, общественного питания, пищевой промышленности, заселенных членистоногими, 4 раза в месяц; не заселенных членистоногими - 2 раза в месяц. Для лечебно-профилактических, дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений отдыха и оздоровления детей, объектов коммунально-бытового назначения - 2 раза в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц. Обследования, а также выполнение дезинсекционных мероприятий осуществляются специально выделенным работником объекта либо организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции (пункт 5.3. Правил).
Согласно пункту 5.15. Правил объект считают освобожденным от насекомых (не заселенным членистоногими), если они отсутствуют во всех его помещениях:
- - более 1 месяца - для клопов, мух;
- - более 2 месяцев - для тараканов, блох, гамазовых клещей;
- - более 3-х месяцев - для муравьев.
В силу пункта 5.6.2.6. Руководства по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 3.5.2.2487-09, утвержденного Роспотребнадзором 26.02.2009, регулярные контрольные обследования необходимо проводить организациям, которые имеют хоздоговоры на обслуживание этих объектов. Они являются обязательным элементом в системе борьбы с тараканами как на освобожденной, так и на заселенной тараканами площади. Целью контрольных обследований является: своевременное обнаружение тараканов в помещениях, выявление мест их обитания, организация истребительных мероприятий при низкой численности популяции для предупреждения расселения насекомых, оперативная оценка эффективности проводимых мероприятий. Плановые обследования в каждом строении проводят не реже одного раза в месяц. Если в том же месяце проводят и истребительные мероприятия, то необходимо обследовать строение на следующий день после обработки - для полного выявления мест обитания насекомых. Длительно заселенные тараканами строения обследуют инструкторы-дезинфекторы, врачи-дезинфекционисты или биологи.
Согласно пункту 5.6.3.5. Руководства кратность проведения истребительных мероприятий зависит от категории здания и степени заселенности тараканами. В пищевых объектах, в пищеблоках учреждений, где в большинстве помещений существуют благоприятные условия для обитания и размножения тараканов, а также "встроенных" объектах, при возможности миграции в них насекомых из соседних помещений, обработки проводят раз в месяц независимо от степени их заселенности тараканами. В детских, лечебных учреждениях, гостиницах и т.п. кратность обработок во всех помещениях, кроме пищеблоков, может быть от 12 до 4-х раз в год, в зависимости от степени заселенности тараканами.
Таким образом, из приведенных положений следует, что дезинсекция проводится по необходимости, но не реже 1 раза в квартал, при этом контрольные обследования объекта специально выделенным сотрудником организации или специализированной организацией должны проводиться регулярно, но не реже одного раза в месяц. Следовательно, общество обязано ежемесячно проводить контрольные обследования и ежеквартально - мероприятия по дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22.
Из материалов дела следует, что между обществом УК "Общежития" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "РокСаНа" (исполнитель) 01.06.2012 был заключен договор N 3 о предоставлении услуг по дератизации и дезинсекции, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязанность на протяжении срока действия договора проводить меры по дератизации и дезинсекции на объектах заказчика.
Согласно приложению N 1 к указанному договору многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, входит в перечень объектов заказчика.
Приложением N 5 к названному договору установлен график проведения работ по дератизации и дезинсекции на объектах заказчика, согласно которому мероприятия по дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, запланированы на июль и октябрь 2012 года.
Из представленных документов (протокола об административном правонарушении, актов выполненных работ) следует и обществом не оспаривается, что дезинсекция указанного дома проводилась 21.01.2013, 26.04.2013, 11.07.2013, в период с 11.07.2013 до 06.11.2013 мероприятия по дезинсекции не проводились. При этом в силу изложенных выше норм и условий договора N 3 от 01.06.2012 о предоставлении услуг по дератизации и дезинсекции, следующая дезинсекция названного жилого дома должна была быть проведена в октябре 2013 года. Доказательства проведения обществом дезинсекции в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, д. 22, в октябре 2013 года обществом не представлены, об их наличии не заявлено.
Кроме того, обществом в нарушение изложенных норм не представлены доказательства проведения ежемесячного обследования (в том числе в период с июля по ноябрь 2013 года) указанного дома с целью своевременного обнаружения тараканов в помещениях, выявления мест их обитания, организации истребительных мероприятий при низкой численности популяции для предупреждения расселения насекомых, оперативной оценки эффективности проводимых мероприятий.
Более того, в соответствии с экспертным заключением N 851 о соответствии (не соответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам жилого дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 3, дом N 22, 5 этаж, при эксплуатации мест общего пользования не выявлены обстоятельства, способствующие или благоприятствующие размножению, расселению насекомых (тараканы).
В связи с изложенным суд, апелляционной инстанции находит не имеющим значения для рассмотрения настоящего дела и оценки действий (бездействия) общества установленный судом первой инстанции факт непредставления административным органом доказательств присутствия насекомых, тараканов после проведенной дезинсекции в период с 11.07.2013 по момент проведения проверки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в части своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых (дезинсекция).
Проведение дезинсекции 11.07.2013, при отсутствии доказательств проведения ежемесячного обследования указанного дома, доказательств проведения дезинсекции в названном доме в октябре 2013 года, при установлении на момент проведения проверки общества факта наличия тараканов на проверяемом объекте и отсутствия объективных причин, способствующих или благоприятствующих размножению, расселению насекомых (тараканы), не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Административным органом представлены доказательства, подтверждающие нарушение ООО УК "Общежития" приведенных выше норм, в том числе пунктов 2.1., 5.15. СанПиН 3.5.2.1376-03, пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого управляющей компании правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения ввиду недоказанности административным органом объективной стороны правонарушения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2013 года подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 09.12.2013 N 3917.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" марта 2014 года по делу N А33-82/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Общежития" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 09.12.2013 N 3917.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)