Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2015 N 12АП-7041/2015, 12АП-7636/2015, 12АП-7069/2015 ПО ДЕЛУ N А57-5305/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. по делу N А57-5305/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "03" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрации муниципального образования "город Саратов", товарищества собственников жилья "Калина",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2015 года по делу N А57-5305/2015 (судья М.Е. Медникова),
по иску товарищества собственников жилья "Калина", г. Саратов, (ОГРН 1096453003833)
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1036405000280)
Комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратова, (ОГРН 1026402205246)
3-е лицо: Комитет по управлению имуществом г. Саратова, (ОГРН 1026402195511),
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1036405301954),
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950)
о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327704 руб. 08 коп., о взыскании пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25% по 11.06.2015 в сумме 76343 руб. 76 коп.,

установил:

товарищество собственников жилья "Калина" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" о взыскании задолженности по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327704 руб. 08 коп., о взыскании пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25% в сумме 76343 руб. 76 коп.
Истец 19.05.2015 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил норму права, на основании которой подлежат взысканию пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества, а именно: часть 14 статьи 158 ЖК РФ.
В процессе судебного заседания истец отказался от исковых требований к Администрации муниципального образования "Город Саратов" и поддержал исковые требования к Муниципальному образованию в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2015 года исковые требования удовлетворены в части, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Калина" взыскана задолженность по оплате за капитальный ремонт за период с 01.02.2012 по 31.12.2013 в сумме 327704 руб. 08 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 8987 руб. 25 коп., в остальной части исковых требований - отказано.
Производство по делу в части требований истца к Администрации муниципального образования "Город Саратов" - прекращено.
С товарищества собственников жилья "Калина" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 1072 руб. 94 коп.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", Администрация муниципального образования "город Саратов", товарищество собственников жилья "Калина" обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное каждый в своей части, принять по делу новый судебный акт.
Заявители полагают решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" полагает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у муниципального образования "Город Саратов" может возникнуть не ранее августа 2014 года, решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не принималось, решение о создании специального счета не принималось, Администрация муниципального образования "город Саратов" полагает, что перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством, истец за получением субсидии не обращался, истцом не представлены документы, определяющие размер обязательных платежей, смета расходов на проведение капитального ремонта, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, товарищество собственников жилья "Калина" не согласно с решением в части отказа во взыскании пени, оплата пени предусмотрена частью 14 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд необоснованно взыскал с истца государственную пошлину в сумме 1072,94 руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Калина" осуществляло управление жилыми многоквартирными домами N 4,8,10 по ул. Моторная и дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 4 по ул. Моторная г. Саратова от 30.04.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 рубля с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 8 по ул. Моторная г. Саратова от 13.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф но статье "капитальный ремонт" в размере 4 рубля с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 10 по ул. Моторная г. Саратова от 21.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 рубля с кв. м общей площади квартиры.
Решением общего собрания собственников помещений дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова от 28.05.2011 были установлены тарифы на жилищные услуги, в том числе тариф по статье "капитальный ремонт" в размере 4 рубля с кв. м общей площади квартиры.
Согласно представленным в суд сведениям Комитета по управлению имуществом города Саратова от 09.06.2015 в период времени с 01.02.12 по 31.12.2013 в доме N 4 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения N 5, 18, 32, 34, 53, 57, 63, 64, 69, 72, 74, 75, 81, 82, 91, 94, 95, 96, 100, 108, 111, 112, 115, 117, 128, 131, 136, 141,142; в доме N 8 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения - N 7, 15, 21, 29, 38, 40, 41, 54, 60, 64, 66, 84, 88, 93, 116, 118, 121, 122,133; в доме N 10 по ул. Моторная г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения - N 6, 14, 20, 28, 29, 30, 32, 40, 46, 89, 92А, 99, 114, 117, 135, 139, 142; в доме N 3 по ул. Керамическая г. Саратова в собственности муниципального образования "Город Саратова" находились жилые помещения - N 1, 2, 12, 51, 27, 64, 72.
За период с февраля 2012 года по декабрь 2013 года у ответчика образовалась задолженность по статье "капитальный ремонт" в сумме 327704 руб. 08 коп.
Тарифы на жилищные услуги: ремонт жилья, содержание жилья, капитальный ремонт, установлены решениями общего собрания собственников помещений домов N 4, 8, 10 по ул. Моторная и дома N 3 по ул. Керамическая г. Саратова.
Истец считает, что Муниципальное образование "Город Саратов" в нарушение действующего законодательства не производит соответствующую оплату за капитальный ремонт многоквартирных жилых домов соразмерно занимаемой площади.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу части 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере - не вносились.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт все же предусматривалась (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). Одновременно с этим, собственникам помещений предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 статьи 137, часть 5 статьи 155, статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, региональная программа капитального ремонта в Саратовской области была принята постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П и опубликована в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок реализации данной программы является 2014 - 2043 года.
Таким образом, порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта, на спорный период не установлен данной региональной программой капитального ремонта.
Следовательно, в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством подлежит отклонению как необоснованный.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования в части взыскании пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, исходя из ставки рефинансирования 8,25% в сумме 76343 руб. 76 коп. правомерно признаны судом не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из действующего в тот момент законодательства, порядок и срок внесения собственником помещения в многоквартирном доме платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, а также ответственность за их несвоевременную или неполную уплату определены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных собственнику не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
Истец не доказал факт выставления истцом ответчику платежных документов не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным, как и даты их фактического выставления.
Уплата пеней по истечении предусмотренного названной нормой срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный частью 2 названной нормы.
В спорный период на основании Приказа Министерства регионального развития РФ N 454 от 19.09.2011 (Приложение N 1) была утверждена примерная форма платежного документа, который должен был бы направляться плательщику для расчетов за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирного дома, либо решением общего собрания ТСЖ.
Указанные выше платежные документы плательщику не направлялись.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, исходя из ставки рефинансирования 8,25% в сумме 76343 руб. 76 коп. по части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ отказано правомерно.
Довод истца о неправомерном взыскании с товарищества собственников жилья "Калина" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 1072 руб. 94 коп. подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как следует из материалов дела, первоначально истцом были заявлены требования о взыскании 350400 руб. 40 коп.
В соответствии с заявленной ценой иска (327704 руб. 08 коп. основного долга и пени за период с 11.03.2012 по 11.06.2015 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ исходя из ставки рефинансирования 8,25% в сумме 76343 руб. 76 коп., а всего 404047,84 руб. с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) размер госпошлины за его рассмотрение на основании ст. 333.21 НК РФ составляет 11080,97 руб.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 10009 руб.
С учетом изложенного, поскольку исковые требования удовлетворены в размере 327704 руб. 08 коп., что составляет 81,10%, постольку с ответчика в пользу истца правомерно взысканы судебные расходы в размере 8987,25 руб., и с истца в доход федерального бюджета обоснованно взыскана госпошлина по иску в размере 1072,94 руб.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2015 года по делу N А57-5305/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)