Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Соловьева Е.Ю. по выписке из протокола от 21.01.2013
от заинтересованного лица: Курец Л.В. по доверенности от 13.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20372/2014) ТСЖ "Янтарный Берег-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2014 по делу N А56-15987/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Янтарный Берег-2"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания в части
установил:
Товарищество собственников жилья "Янтарный Берег-2" (адрес: 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, корп. 2) (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 7 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А) (далее - ГЖИ, Инспекция) от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2.
Решением от 20 июля 2014 года суд первой инстанции отказал ТСЖ в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о законности оспариваемого пункта предписания. Суд указал, что правовая позиция заявителя основана на неверном толковании положений статей 143 и 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). По смыслу указанных норм членом правления ТСЖ может быть только член ТСЖ - собственник помещений в доме. Если же собственником помещений является юридическое лицо, то оно может быть членом ТСЖ и членом правления ТСЖ, при этом данное юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ и члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в указанном доме.
В апелляционной жалобе ТСЖ просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что действие собственника помещения - юридического лица через своего представителя по доверенности не свидетельствует о том, что член правления ТСЖ в данном случае доверяет другому лицу или иным образом возлагает на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Представительство по доверенности не противоречит положению статьи 48 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, в период с 14.11.2013 по 27.11.2013 Инспекцией на основании распоряжения от 24.10.2013 N 10/23-р/п проведена плановая выездная проверка ТСЖ "Янтарный Берег-2" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, корп. 2, по результатам которой составлен акт проверки N 10/23-р/п от 27.11.2013 (л.д. 11-16).
В ходе проведения проверки должностным лицом Инспекции выявлены нарушения ТСЖ требований жилищного законодательства.
По результатам проверки ТСЖ "Янтарный Берег-2" выдано предписание от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2, которым было предложено в срок до 17.06.2014 устранить допущенные нарушения (л.д. 8-10).
ТСЖ "Янтарный Берег-2", не согласившись с пунктом 7 указанного предписания, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о законности оспариваемого пункта предписания Инспекции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Часть 1 статьи 20 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, устанавливает, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На основании указанных норм суд первой инстанции правомерно указал, что Инспекция в пределах осуществления государственного жилищного надзора вправе выдать предписание при наличии нарушений требований, установленных жилищным законодательством, в том числе относительно положений Устава товарищества, в случае выявления несоответствия их нормам жилищного законодательства.
Согласно пункту 7 оспариваемого предписания ГЖИ при проведении плановой выездной проверки было выявлено несоответствие пункта 14.2 Устава ТСЖ требованиям части 3.1 статьи 147 ЖК РФ в части положений "если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления".
В силу статьи 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.
Из положений статьи 143 ЖК РФ следует, что членами ТСЖ могут быть только собственники помещений в доме, и передача права членства в ТСЖ от собственника иным лицам не допускается.
В соответствии со статьей 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Согласно части 3.1 статьи 147 ЖК РФ членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что членом правления ТСЖ может быть только член ТСЖ - собственник помещений в доме. В случае если собственником помещений является юридическое лицо, такое юридическое лицо также может быть членом ТСЖ и членом правления ТСЖ.
Вместе с тем суд так же указал, что данное юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ или члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в указанном доме.
По мнению апелляционного суда, из текста пункта 14.2 Устава ТСЖ не следует, что по доверенности подлежит передачи именно статус члена правления ТСЖ.
Согласно данному пункту Устава, если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления, при этом правление избирается из числе членов товарищества.
Согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу части 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно части 2 указанной нормы юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность делегирования прав юридического лица уполномоченному лицу на основании надлежащим образом оформленной доверенности.
Согласно части 2 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Согласно части 1 статьи 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
В силу части 2 данной нормы представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Из положений глав 4 и 10 ГК РФ следует, что от имени юридического лица вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе, представляет ее интересы и совершает сделки. Уполномоченным представителем организации может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.
Таким образом, на основании доверенности члена ТСЖ - юридического лица, как собственника помещения в указанном доме, выданной этим юридическим лицом своему уполномоченному представителю - физическому лицу, которое в свою очередь является уполномоченным лицом и действует от имени собственника в соответствии с пунктом 14.4 Устава на основании доверенности с правом избирать и быть избранным в состав правления ТСЖ. Данное положение не нарушает часть 2 статьи 147 ЖК РФ, поскольку в состав правления избирается в соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЖК РФ уполномоченный представитель юридического лица, назначенный им и действующий на основании доверенности.
Утверждение представителя Инспекции о том, что в состав правления ТСЖ от юридического лица - собственника помещения может входить только его законный представитель противоречит положению пункта 2 статьи 49 ГК РФ, части 1 статьи 48 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого пункта 7 предписания ГЖИ. Данный пункт предписания необоснованно ограничивает правоспособность юридических лиц - собственников помещений на участие в правлении ТСЖ через уполномоченных представителей, что прямо предусмотрено нормами ГК РФ и ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принятое по делу решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным пункта 7 оспариваемого предписания Инспекции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу ТСЖ подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная им при обращении в суд первой и апелляционной инстанции в общей сумме 3000 руб. (платежные поручения от 12.03.2014 N 82 и от 06.09.2014 N 315).
Государственная пошлина в сумме 1000 руб., оплаченная заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 06.09.2014 N 315) подлежит возврату из федерального бюджета на основании статье 104 АПК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2014 года по делу N А56-15987/2014 отменить.
Признать недействительным пункт 7 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68) в пользу товарищества собственников жилья "Янтарный Берег-2" (ОГРН 7810330296, адрес: 196128, г. Санкт-Петербург, Варшавская ул., 23, 2) 3 000 рублей государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям.
Возвратить товариществу собственников жилья "Янтарный Берег-2" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-15987/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А56-15987/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Соловьева Е.Ю. по выписке из протокола от 21.01.2013
от заинтересованного лица: Курец Л.В. по доверенности от 13.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20372/2014) ТСЖ "Янтарный Берег-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2014 по делу N А56-15987/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Янтарный Берег-2"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания в части
установил:
Товарищество собственников жилья "Янтарный Берег-2" (адрес: 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, корп. 2) (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 7 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А) (далее - ГЖИ, Инспекция) от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2.
Решением от 20 июля 2014 года суд первой инстанции отказал ТСЖ в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о законности оспариваемого пункта предписания. Суд указал, что правовая позиция заявителя основана на неверном толковании положений статей 143 и 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). По смыслу указанных норм членом правления ТСЖ может быть только член ТСЖ - собственник помещений в доме. Если же собственником помещений является юридическое лицо, то оно может быть членом ТСЖ и членом правления ТСЖ, при этом данное юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ и члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в указанном доме.
В апелляционной жалобе ТСЖ просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что действие собственника помещения - юридического лица через своего представителя по доверенности не свидетельствует о том, что член правления ТСЖ в данном случае доверяет другому лицу или иным образом возлагает на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Представительство по доверенности не противоречит положению статьи 48 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, в период с 14.11.2013 по 27.11.2013 Инспекцией на основании распоряжения от 24.10.2013 N 10/23-р/п проведена плановая выездная проверка ТСЖ "Янтарный Берег-2" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, корп. 2, по результатам которой составлен акт проверки N 10/23-р/п от 27.11.2013 (л.д. 11-16).
В ходе проведения проверки должностным лицом Инспекции выявлены нарушения ТСЖ требований жилищного законодательства.
По результатам проверки ТСЖ "Янтарный Берег-2" выдано предписание от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2, которым было предложено в срок до 17.06.2014 устранить допущенные нарушения (л.д. 8-10).
ТСЖ "Янтарный Берег-2", не согласившись с пунктом 7 указанного предписания, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о законности оспариваемого пункта предписания Инспекции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Часть 1 статьи 20 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, устанавливает, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На основании указанных норм суд первой инстанции правомерно указал, что Инспекция в пределах осуществления государственного жилищного надзора вправе выдать предписание при наличии нарушений требований, установленных жилищным законодательством, в том числе относительно положений Устава товарищества, в случае выявления несоответствия их нормам жилищного законодательства.
Согласно пункту 7 оспариваемого предписания ГЖИ при проведении плановой выездной проверки было выявлено несоответствие пункта 14.2 Устава ТСЖ требованиям части 3.1 статьи 147 ЖК РФ в части положений "если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления".
В силу статьи 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.
Из положений статьи 143 ЖК РФ следует, что членами ТСЖ могут быть только собственники помещений в доме, и передача права членства в ТСЖ от собственника иным лицам не допускается.
В соответствии со статьей 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Согласно части 3.1 статьи 147 ЖК РФ членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что членом правления ТСЖ может быть только член ТСЖ - собственник помещений в доме. В случае если собственником помещений является юридическое лицо, такое юридическое лицо также может быть членом ТСЖ и членом правления ТСЖ.
Вместе с тем суд так же указал, что данное юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ или члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в указанном доме.
По мнению апелляционного суда, из текста пункта 14.2 Устава ТСЖ не следует, что по доверенности подлежит передачи именно статус члена правления ТСЖ.
Согласно данному пункту Устава, если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления, при этом правление избирается из числе членов товарищества.
Согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу части 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно части 2 указанной нормы юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность делегирования прав юридического лица уполномоченному лицу на основании надлежащим образом оформленной доверенности.
Согласно части 2 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Согласно части 1 статьи 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
В силу части 2 данной нормы представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Из положений глав 4 и 10 ГК РФ следует, что от имени юридического лица вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе, представляет ее интересы и совершает сделки. Уполномоченным представителем организации может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.
Таким образом, на основании доверенности члена ТСЖ - юридического лица, как собственника помещения в указанном доме, выданной этим юридическим лицом своему уполномоченному представителю - физическому лицу, которое в свою очередь является уполномоченным лицом и действует от имени собственника в соответствии с пунктом 14.4 Устава на основании доверенности с правом избирать и быть избранным в состав правления ТСЖ. Данное положение не нарушает часть 2 статьи 147 ЖК РФ, поскольку в состав правления избирается в соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЖК РФ уполномоченный представитель юридического лица, назначенный им и действующий на основании доверенности.
Утверждение представителя Инспекции о том, что в состав правления ТСЖ от юридического лица - собственника помещения может входить только его законный представитель противоречит положению пункта 2 статьи 49 ГК РФ, части 1 статьи 48 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого пункта 7 предписания ГЖИ. Данный пункт предписания необоснованно ограничивает правоспособность юридических лиц - собственников помещений на участие в правлении ТСЖ через уполномоченных представителей, что прямо предусмотрено нормами ГК РФ и ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принятое по делу решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным пункта 7 оспариваемого предписания Инспекции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу ТСЖ подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная им при обращении в суд первой и апелляционной инстанции в общей сумме 3000 руб. (платежные поручения от 12.03.2014 N 82 и от 06.09.2014 N 315).
Государственная пошлина в сумме 1000 руб., оплаченная заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 06.09.2014 N 315) подлежит возврату из федерального бюджета на основании статье 104 АПК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2014 года по делу N А56-15987/2014 отменить.
Признать недействительным пункт 7 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 17.12.2013 N 10/23-р/п-2.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68) в пользу товарищества собственников жилья "Янтарный Берег-2" (ОГРН 7810330296, адрес: 196128, г. Санкт-Петербург, Варшавская ул., 23, 2) 3 000 рублей государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям.
Возвратить товариществу собственников жилья "Янтарный Берег-2" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)