Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2015 N Ф06-15554/2013, Ф06-25926/2015 ПО ДЕЛУ N А12-366/2014

Требование: О возмещении за счет средств казны субъекта РФ убытков, образовавшихся вследствие исполнения нормативного правового акта, противоречащего действующему законодательству.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставщик тепловой энергии ссылался на то, что он в соответствии с пунктами нормативного акта субъекта РФ, признанными впоследствии недействительными в судебном порядке, производил начисления гражданам, проживающим в многоквартирных домах, не в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в результате чего понес убытки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. N Ф06-15554/2013

Дело N А12-366/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Бутова С.В. (доверенность от 30.12.2014 N 9),
ответчика (волгоградская область в лице Министерства финансов Волгоградской области и администрация Волгограда) - Сучкова В.А. (доверенность от 03.02.2015 без номера),
третьих лиц (инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области)- Сучкова В.А. (доверенность от 06.10.2014 N 04-01-06-01/1674), (общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищное коммунальное хозяйство "АЛДАН") - Халина А.О. (доверенность от 24.07.2015 без номера), (общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания") - Халина А.О. (доверенность от 24.07.2015 без номера),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2015 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-366/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073) к Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624), администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о взыскании убытков в размере 329 223 руб. 72 коп., третьи лица: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ Алдан" (ОГРН 1123435006837, ИНН 3435301538), общество с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление" (ОГРН 1073435003366, ИНН 3435086143), общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСфера" (ОГРН 1113435007223),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Правительству Волгоградской области и Министерству финансов Волгоградской области о возмещении за счет средств казны Волгоградской области 329 223 руб. 72 коп. убытков, образовавшихся вследствие исполнения Постановления Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 104-П "О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги", противоречащего Федеральному законодательству в сфере определения порядка оплаты за коммунальный ресурс.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015, в удовлетворении заявленных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Лукойл-ТТК" является ресурсоснабжающей организацией-поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для граждан и юридических лиц г. Волжского Волгоградской области.
ООО "Лукойл-ТТК" отвечает за качество предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных г. Волжском по адресу: ул. Карбышева, д. 103, ул. Королева, д. 4, ул. Мира, д. 1456, ул. Оломоуцкая, д. 24, бул. Профсоюзов д. 32, приняли решение о непосредственном способе управления домом, что подтверждается протоколами общих собраний собственников в форме заочного голосования от 28.11.2012, от 29.05.2012, от 19.01.2013, от 16.06.2012.
Из материалов арбитражного дела также усматривается, что названные дома оснащены исправными и поверенными общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (расходомерами-счетчиками).
В целях обеспечения законных прав собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах Правительством Волгоградской области принято постановление от 05.03.2013 N 104-п "О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги" (далее по тексту - Постановление N 104-п), которое предусматривает мероприятия, направленные на обоснование исполнителями коммунальных услуг выставляемой гражданам платы за соответствующие виды коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению.
В пункте 6 Постановления N 104-п (в первоначальной редакции, которая действовала со дня официального опубликования - 13.03.2013 до 01.06.2013) указывалось, что при расчете платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в отношении которых отсутствует паспорт готовности многоквартирного дома, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг не производится начисление платы за соответствующие виды коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды с применением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в связи с отсутствием достаточных достоверных данных для расчета и подтверждения надлежащего технического состояния внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 7 Постановления N 104-п (в первоначальной редакции, действующей до 01.06.2013 с учетом постановления Правительства Волгоградской области от 25.07.2013 N 349-п) при расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в отношении которых отсутствует паспорт готовности многоквартирного дома, начиная с расчета платы за март 2013 года ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг применяется порядок расчета в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2013 по делу N А12-23386/2013 пункты 6 и 7 признаны недействующими с момента принятия, как не соответствующие статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2014 по делу N А12-23386/2013 указанное решение оставлено без изменения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в размере 329 223 руб. 27 коп., истец сослался на то, что он как исполнитель коммунальных услуг три расчетных месяца - с марта по май 2013 года производил начисления гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных г. Волжском по адресу: ул. Карбышева, д. 103, ул. Королева, д. 4, ул. Мира, д. 1456, ул. Оломоуцкая, д. 24, бул. Профсоюзов д. 32, не в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии, а исходя из нормативов, в порядке пункта 48 Правил N 354.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 12, 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пришли к выводу о недоказанности истцом наступления совокупности требуемых условий для взыскания с ответчика убытков.
Судебная коллегия соглашается с изложенным ввиду следующего.
В соответствии с требованием статьи 1069 ГК РФ необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков в соответствии со статьей 15 ГК РФ истец должен представить доказательства факта их причинения и размера, вины ответчика, а также наличия причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика.
Основанием для возмещения убытков является доказанность стороной по делу всей совокупности перечисленных условий.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Наступление убытков в период март, апрель и май 2013 года ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" связывает с обязанностью ресурсоснабжающей организации - поставщика тепловой энергии в горячей воде по исполнению Постановления N 104-п, который в спорный период являлся действующим и подлежал исполнению.
Между тем истцом не представлено в материалы настоящего дела доказательств безусловно и однозначно свидетельствующих, что в спорный период ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" исполняло пункты 6, 7 Постановления N 104-п, которые решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2013 по делу N А12-23386/2013 признаны недействующими с момента принятия.
Признание решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2013 по делу N А12-23386/2013 недействующими с момента принятия пунктов 6, 7 Правительства Волгоградской области по принятию Постановления N 104-п, само по себе не является достаточным основанием для вывода о наличии причинной связи между изданием органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного акта и возникновение убытков, на которых настаивает истец.
Из материалов арбитражного дела также следует, что в спорный период ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" не начисляло и не выставляло гражданам - собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах в г. Волжском по адресу: ул. Карбышева, д. 103, ул. Королева, д. 4, ул. Мира, д. 1456, ул. Оломоуцкая, д. 24, бул. Профсоюзов д. 32, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Так, из извещений, выставленных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" к оплате гражданам, следует, что графы "объем коммунальных ресурсов общедомовые нужды", "размер платы за коммунальные ресурсы общедомовые нужды", "итого к оплате за расчетный период общедомовые нужды" не содержат сведений о начислении в количественном и стоимостном выражении потребленного коммунального ресурса (отопление и горячее водоснабжение).
Фактически истец добровольно освободил жильцов спорных домов от несения бремени по содержанию общедомовых расходов, не выполнив как требования Постановления N 104-п, так и требования норм жилищного законодательства Российской Федерации.
Постановление N 104-п, исполнение которого, как утверждает истец, причинили последнему убытки, не содержит положений и условий, при которых наступлении которых коммунальная услуга на общедомовые нужды оказывается конечным потребителям безвозмездно, а равно положений и условий, при которых исключающих право ресурсоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг, каковым в данном случае является ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", производить расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Так, пунктом 7 Постановления N 104-п (в первоначальной редакции, действующей до 01.06.2013 с учетом постановления Правительства Волгоградской области от 25.07.2013 N 349-п) было установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в отношении которых отсутствует паспорт готовности многоквартирного дома, начиная с расчета платы за март 2013 года ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг применяется порядок расчета в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам.
Формула 10 определяет размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения произведением объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула 15 определяет приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Доказательств исполнения ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в спорный период положений пункта 7 Постановления N 104-п путем расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, в материалы дела не представлено.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 354.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность конечных потребителей оплатить в спорный период с марта по май 2013 года коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, прямо предусмотрена Правилами N 354 (пункты 40, 48).
Соответственно, в любом случае, в том числе, исполняя Постановление N 104-п, пункты 6 и 7 которого решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2013 по делу N А12-23386/2013 были признаны недействительными с момента принятия, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обязано было в спорный период производить расчет платы потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Между тем, в спорный период ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" вообще не начисляло и не выставляло гражданам плату потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды, тем самым, по сути, освободило собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах от исполнения предусмотренной законом обязанности по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)