Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350072, адрес Орловского филиала: наб. Дубровинского, д. 60, пом. 3, г. Орел, Орловская область, 302030) - Зуева С.Г. доверенность от 04.02.2014 N 2-4/76;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ул. Октябрьская, д. 47, г. Орел, 302028) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 (судья Парфенова Л.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А48-3496/2013,
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенных в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 NN 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения права путем осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности истца на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, ЗАО "Тандер" обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просив их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, настаивая на доводах о незаконности требования регистрирующего органа о предоставлении на регистрацию права общедолевой собственности на земельный участок документа технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе имущества в многоквартирном доме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая решение и постановление законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" с жалобой не согласился, изложил доводы отзыва.
В судебное заседание лица, участвующее в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи АПК РФ суд кассационной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, 17.07.2013 ЗАО "Тандер" обратилось в Управление Росреестра по Орловской области с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, кадастровый номер 57:25:0010308:9, расположенный по адресу: Орловская область, город Орел, ул. Матвеева, дом 29, где ЗАО "Тандер" является собственником помещений: N 65, площадью 441.4 кв. м - 1 этаж, N 66, площадью 580,5 кв. м - подвал, N 69, площадью 27,7 кв. м - подвал.
02.08.2012 Управлением Росреестра было принято решение о приостановлении государственной регистрации, мотивированное непредставлением на государственную регистрацию документа технического учета многоквартирного дома, о чем направлено уведомление.
02.09.2013 Управлением были приняты оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права, мотивированные непредставлением документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Оценивая законность отказа в государственной регистрации, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании абзаца 4, 8, 9, 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях:
- - если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- - правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
С указанных позиций суды двух инстанции оценили приводимые повторно в кассационной жалобе ссылки ЗАО "Тандер" на то, что требование о представлении документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, не является требованием закона, и не согласились с ним.
Суды исходили из обязательности представления указанного документа и соответственно, законности отказа.
Суды сослались на пункт 16 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества (утв. Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 N 29) (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 9 Инструкции и пунктом 42 Правил ведения ЕГРП в подразделе I-2 ("Здание, сооружение (общее имущество в многоквартирном доме)"), содержащем описание многоквартирного дома и помещаемом в начале подраздела I объединенного раздела ЕГРП, указываются:
- в графе "Наименование" - слова "многоквартирный дом";
- в графе "Назначение" - слова "общее имущество";
- в графе "Площадь" - общая площадь многоквартирного дома за вычетом общей площади помещений (жилых и нежилых), принадлежащих собственникам помещений и не являющихся общим имуществом (на основании представленных документов, в том числе документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме);
- в графе "Особые отметки регистратора" - состав общего имущества в многоквартирном доме (на основании представленных документов, в том числе документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме).
- объекты недвижимости, право общей долевой собственности на которые заявляется на государственную регистрацию (их наименование и кадастровые (условные) номера);
- вещи, право общей долевой собственности на которые не заявляется на государственную регистрацию в качестве объектов недвижимости, например, находящиеся в общей долевой собственности чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки), технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации (их наименование и кадастровые или инвентарные номера).
Сведения о составляющих общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть описаны в качестве самостоятельных вещей, например, о несущих стенах, плитах перекрытий, окнах и дверях помещений общего пользования, перилах, парапетах, в графу "Особые отметки регистратора" не включаются.
Анализируя указанные нормы и ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Порядка осуществления государственного учета жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", ссылаясь на пункты 2 и 4 письма Минэкономразвития от 19.10.2009 N Д23-3422, Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, суды пришли к выводу, что без документа технического учета многоквартирного дома, каковым является технический паспорт на объект жилищного фонда, регистрация права невозможна.
Суд кассационной инстанции полагает вывод суда о законности отказа правильным исходя из следующих позиций.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
Таким образом, единство судьбы права собственности на помещение в многоквартирном доме и доли собственника в общем имуществе должно предопределять и порядок государственной регистрации этих прав.
Соответственно, пункт 2 статьи 23 Закона N 122-ФЗ определяет, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Следовательно, свидетельство о праве собственника на нежилые или жилые помещения в многоквартирном доме изначально должно содержать сведения о доле в праве на общее имущество.
Как обоснованно указало Управление в сообщении об отказе в государственной регистрации, общим имуществом в многоквартирном доме является совокупность объектов недвижимости, предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом.
Указанное предопределяет порядок ведения Единого реестра прав.
Так, согласно п. 42 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.
Особенности внесения записей в такой объединенный раздел при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно положению, содержащемуся в пункте 74 Правил, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, собственникам помещений в многоквартирном доме не выдаются. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, включаются в выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме свидетельство о государственной регистрации права посредством дополнительного описания в нем названных объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на это имущество в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.
Таким образом, регистрация права общедолевой собственности в традиционном смысле не проводится, запись в ЕГРП не вносится, но право считается при этом зарегистрированным, а следовательно, и существующим de jure.
Пункт 39 Правил, таким образом, определяет для указанного случая порядок отражения сведений в свидетельстве: при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе "Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение в многоквартирном доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, в графе "Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности на это помещение. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графу "Доля" вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29 настоящих Правил.
Указанное в полной мере относится и к земельному участку в составе общего имущества многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции полагает, что упомянутая в указанном абзаце пункта 39 Правил "регистрация права общедолевой собственности", в силу необходимости толкования указанного пункта Правил в совокупности с названными выше нормами, не дает оснований считать возможной самостоятельную регистрацию указанного права, а означает лишь порядок внесения в реестр сведений и оформлении свидетельства о праве собственности на помещение в части дополнительных сведений, о которых идет речь.
Иное понимание закона означает признание того факта, что требуется самостоятельная государственная регистрация права общедолевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что противоречит указанным выше специальным для многоквартирных домов положениям закона, определяющим принцип единства всего общего имущества многоквартирного дома.
В случае, если в выданном собственнику помещений свидетельстве о праве собственности отсутствуют сведения о доле в праве на общее имущество, надлежащим способом обращения в регистрирующий орган будет являться обращение за выдачей нового свидетельства с дополнительным описанием в нем названных объектов недвижимости, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома и указанием размера доли в праве общей собственности на это имущество. Если это требует изменений в Едином реестре, то поскольку такие изменения не влекут за собой прекращения или перехода права, данный вопрос может быть разрешен в порядке, определенном разделом VII Правил, а спор, при его возникновении - в судебном порядке.
С указанных позиций отказ Управления Росреестра, хотя и мотивированный иными обстоятельствами, не может быть признан нарушающим права и законные интересы заявителя, у которого отсутствовало право требовать государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок с выдачей отдельного свидетельства.
Таким образом, выводы судов о отсутствии оснований удовлетворения требований заявителя являются правильными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
При обращении в суд заявителем излишне уплачена государственная пошлина 1000 руб., которая подлежит возврату заявителю на основании на основании п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 по делу N А48-3496/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Тандер" ОГРН 1022301598549, ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350072 из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 3779 от 23.04.14 г. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А48-3496/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А48-3496/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350072, адрес Орловского филиала: наб. Дубровинского, д. 60, пом. 3, г. Орел, Орловская область, 302030) - Зуева С.Г. доверенность от 04.02.2014 N 2-4/76;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ул. Октябрьская, д. 47, г. Орел, 302028) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 (судья Парфенова Л.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А48-3496/2013,
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенных в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 02.09.2013 NN 01/021/2013-678, 01/021/2013-679, 01/021/2013-680, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения права путем осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности истца на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, ЗАО "Тандер" обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просив их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, настаивая на доводах о незаконности требования регистрирующего органа о предоставлении на регистрацию права общедолевой собственности на земельный участок документа технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе имущества в многоквартирном доме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая решение и постановление законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" с жалобой не согласился, изложил доводы отзыва.
В судебное заседание лица, участвующее в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи АПК РФ суд кассационной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, 17.07.2013 ЗАО "Тандер" обратилось в Управление Росреестра по Орловской области с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, кадастровый номер 57:25:0010308:9, расположенный по адресу: Орловская область, город Орел, ул. Матвеева, дом 29, где ЗАО "Тандер" является собственником помещений: N 65, площадью 441.4 кв. м - 1 этаж, N 66, площадью 580,5 кв. м - подвал, N 69, площадью 27,7 кв. м - подвал.
02.08.2012 Управлением Росреестра было принято решение о приостановлении государственной регистрации, мотивированное непредставлением на государственную регистрацию документа технического учета многоквартирного дома, о чем направлено уведомление.
02.09.2013 Управлением были приняты оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права, мотивированные непредставлением документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Оценивая законность отказа в государственной регистрации, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании абзаца 4, 8, 9, 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях:
- - если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- - правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
С указанных позиций суды двух инстанции оценили приводимые повторно в кассационной жалобе ссылки ЗАО "Тандер" на то, что требование о представлении документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, не является требованием закона, и не согласились с ним.
Суды исходили из обязательности представления указанного документа и соответственно, законности отказа.
Суды сослались на пункт 16 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества (утв. Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 N 29) (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 9 Инструкции и пунктом 42 Правил ведения ЕГРП в подразделе I-2 ("Здание, сооружение (общее имущество в многоквартирном доме)"), содержащем описание многоквартирного дома и помещаемом в начале подраздела I объединенного раздела ЕГРП, указываются:
- в графе "Наименование" - слова "многоквартирный дом";
- в графе "Назначение" - слова "общее имущество";
- в графе "Площадь" - общая площадь многоквартирного дома за вычетом общей площади помещений (жилых и нежилых), принадлежащих собственникам помещений и не являющихся общим имуществом (на основании представленных документов, в том числе документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме);
- в графе "Особые отметки регистратора" - состав общего имущества в многоквартирном доме (на основании представленных документов, в том числе документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме).
- объекты недвижимости, право общей долевой собственности на которые заявляется на государственную регистрацию (их наименование и кадастровые (условные) номера);
- вещи, право общей долевой собственности на которые не заявляется на государственную регистрацию в качестве объектов недвижимости, например, находящиеся в общей долевой собственности чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки), технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации (их наименование и кадастровые или инвентарные номера).
Сведения о составляющих общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть описаны в качестве самостоятельных вещей, например, о несущих стенах, плитах перекрытий, окнах и дверях помещений общего пользования, перилах, парапетах, в графу "Особые отметки регистратора" не включаются.
Анализируя указанные нормы и ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Порядка осуществления государственного учета жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", ссылаясь на пункты 2 и 4 письма Минэкономразвития от 19.10.2009 N Д23-3422, Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, суды пришли к выводу, что без документа технического учета многоквартирного дома, каковым является технический паспорт на объект жилищного фонда, регистрация права невозможна.
Суд кассационной инстанции полагает вывод суда о законности отказа правильным исходя из следующих позиций.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
Таким образом, единство судьбы права собственности на помещение в многоквартирном доме и доли собственника в общем имуществе должно предопределять и порядок государственной регистрации этих прав.
Соответственно, пункт 2 статьи 23 Закона N 122-ФЗ определяет, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Следовательно, свидетельство о праве собственника на нежилые или жилые помещения в многоквартирном доме изначально должно содержать сведения о доле в праве на общее имущество.
Как обоснованно указало Управление в сообщении об отказе в государственной регистрации, общим имуществом в многоквартирном доме является совокупность объектов недвижимости, предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом.
Указанное предопределяет порядок ведения Единого реестра прав.
Так, согласно п. 42 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.
Особенности внесения записей в такой объединенный раздел при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно положению, содержащемуся в пункте 74 Правил, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, собственникам помещений в многоквартирном доме не выдаются. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, включаются в выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме свидетельство о государственной регистрации права посредством дополнительного описания в нем названных объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на это имущество в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.
Таким образом, регистрация права общедолевой собственности в традиционном смысле не проводится, запись в ЕГРП не вносится, но право считается при этом зарегистрированным, а следовательно, и существующим de jure.
Пункт 39 Правил, таким образом, определяет для указанного случая порядок отражения сведений в свидетельстве: при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе "Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение в многоквартирном доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, в графе "Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности на это помещение. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графу "Доля" вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29 настоящих Правил.
Указанное в полной мере относится и к земельному участку в составе общего имущества многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции полагает, что упомянутая в указанном абзаце пункта 39 Правил "регистрация права общедолевой собственности", в силу необходимости толкования указанного пункта Правил в совокупности с названными выше нормами, не дает оснований считать возможной самостоятельную регистрацию указанного права, а означает лишь порядок внесения в реестр сведений и оформлении свидетельства о праве собственности на помещение в части дополнительных сведений, о которых идет речь.
Иное понимание закона означает признание того факта, что требуется самостоятельная государственная регистрация права общедолевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что противоречит указанным выше специальным для многоквартирных домов положениям закона, определяющим принцип единства всего общего имущества многоквартирного дома.
В случае, если в выданном собственнику помещений свидетельстве о праве собственности отсутствуют сведения о доле в праве на общее имущество, надлежащим способом обращения в регистрирующий орган будет являться обращение за выдачей нового свидетельства с дополнительным описанием в нем названных объектов недвижимости, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома и указанием размера доли в праве общей собственности на это имущество. Если это требует изменений в Едином реестре, то поскольку такие изменения не влекут за собой прекращения или перехода права, данный вопрос может быть разрешен в порядке, определенном разделом VII Правил, а спор, при его возникновении - в судебном порядке.
С указанных позиций отказ Управления Росреестра, хотя и мотивированный иными обстоятельствами, не может быть признан нарушающим права и законные интересы заявителя, у которого отсутствовало право требовать государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок с выдачей отдельного свидетельства.
Таким образом, выводы судов о отсутствии оснований удовлетворения требований заявителя являются правильными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
При обращении в суд заявителем излишне уплачена государственная пошлина 1000 руб., которая подлежит возврату заявителю на основании на основании п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 по делу N А48-3496/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Тандер" ОГРН 1022301598549, ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350072 из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 3779 от 23.04.14 г. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)