Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставленная истцом в отсутствие договора тепловая энергия в квартиры, принадлежащие ответчику, не оплачена последним.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Камалиевой
Судей: Е.Н. Захаренко, О.Г. Красковской
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 31.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015
по делу N А24-3253/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.С. Скрипник, в суде апелляционной инстанции - судьи К.П. Засорин, Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о взыскании 1 896 368 руб. 87 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго", общество; ОГРН 1024101024078, адрес (место нахождения): 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент; ОГРН 1134101001429, адрес (место нахождения): 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 72) о взыскании 1 896 368 руб. 87 коп., составляющих стоимость фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя за период с ноября 2013 года по май 2014 года (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого определением суда от 22.07.2014).
До принятия судом решения общество уменьшило сумму иска до 1 858 330 руб. 04 коп., заявленное уменьшение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015, исковые требования удовлетворены частично, с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взыскано 1 848 261 руб. 34 коп. долга, 1 828 руб. 88 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента, выражающего несогласие с заявленным истцом расчетом исковых требований, поскольку судами не учтены представленные ответчиком сведения о площадях жилых помещений по данным ГУП "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации", а сведения о площадях спорных помещений не могут быть определены по данным технических паспортов многоквартирных домов, поскольку технический паспорт многоквартирного дома и технический паспорт жилого помещения являются разными документами. Отмечает, что судами не исключена из расчета исковых требований задолженность по нежилому помещению (квартира <...>) за март, апрель и май 2014 года. Полагает, что взыскание стоимости фактически потребленной тепловой энергии с собственника при потреблении такой энергии непосредственно потребителем является неправомерным. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Камчатскэнерго" просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с ноября 2013 года по май 2014 года ОАО "Камчатскэнерго" осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя в спорные многоквартирные жилые дома, в которых собственниками помещений приняты решения о выборе непосредственного способа управления, о чем истец был уведомлен письмами ООО "УЖКХ" от 31.01.2014 N 33/04-02-14, от 21.04.2014 N 02-869/06-01, от 23.12.2013 N 02-1017/04-02, N 02-13830/06-02, от 09.01.2014 N 0208/06-01, от 25.11.2013 N 021222803/03, от 29.01.2014 N 02-22/04-02, ранее осуществлявшего управления многоквартирными домами.
В спорных многоквартирных домах расположены жилые помещения (квартиры), принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию Петропавловск-Камчатский городской округ.
На оплату поставленного в спорный период на объекты ответчика коммунального ресурса ОАО "Камчатскэнерго" выставило счет, счет-фактуру на сумму 1 896 368 руб. 87 коп.
Ссылаясь на то, что в указанных многоквартирных домах находятся квартиры, которые принадлежат на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу, и, полагая, что при непосредственном способе управления ответчик должен оплачивать поставленную в данные квартиры тепловую энергию и теплоноситель, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Выражая несогласие с заявленными требованиями, Департамент, помимо оспаривания представленного истцом расчета задолженности за потребленный ресурс, указывало на отсутствие у собственника жилых помещений - Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности оплачивать коммунальные ресурсы, потребленные нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.
Рассматривая заявленные требования и признавая требования ОАО "Камчатскэнерго" подлежащими удовлетворению за счет собственника жилых помещений, суды руководствовались положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ, статей 155, 158 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункты 3, 9-"в", 11-"а", 12).
В этой связи суды пришли к выводу о том, что при непосредственном управлении многоквартирным домом обязанность по оплате потребленных нанимателями коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией лежит на собственнике жилого помещения. При этом наниматели оплачивают потребленные ими коммунальные ресурсы наймодателю, а не ресурсоснабжающим организациям.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ, абзацу 3 статьи 678 ГК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В пункте 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Положениями части 1 статьи 154 ЖК определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из системного толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации (глава 8, части 4, 7.1 статьи 155) не следует, что объем прав и обязанностей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма государственного или муниципального жилищного фонда поставлен в зависимость об способа управления многоквартирным домом (управляющая компания, товарищество собственников жилья, непосредственное управление и т.д.), следовательно, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги лежит на нанимателях жилых помещений. Иное фактически было бы направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения и потребленные коммунальные услуги, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Кроме того, следует отметить, что факт отсутствия заключенного между нанимателями и истцом договора энергоснабжения не имеет правового значения, поскольку коммунальной услугой пользовались наниматели жилых помещений, обязанные оплачивать эту услугу в силу закона.
При таких обстоятельствах, поскольку суды не исследовали вопрос о заселенности спорных квартир в заявленный период нанимателями, а также в связи с имеющимися противоречиями о неполном исключении из суммы иска задолженности по спорному нежилому помещению, а также принимая во внимание отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении; дать оценку доводам сторон; обеспечив полноту исследования доказательств, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и применить нормы права, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу N А24-3253/2014 Арбитражного суда Камчатского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2015 N Ф03-1808/2015 ПО ДЕЛУ N А24-3253/2014
Требование: О взыскании стоимости фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Поставленная истцом в отсутствие договора тепловая энергия в квартиры, принадлежащие ответчику, не оплачена последним.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N Ф03-1808/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Камалиевой
Судей: Е.Н. Захаренко, О.Г. Красковской
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 31.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015
по делу N А24-3253/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.С. Скрипник, в суде апелляционной инстанции - судьи К.П. Засорин, Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о взыскании 1 896 368 руб. 87 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго", общество; ОГРН 1024101024078, адрес (место нахождения): 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент; ОГРН 1134101001429, адрес (место нахождения): 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 72) о взыскании 1 896 368 руб. 87 коп., составляющих стоимость фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя за период с ноября 2013 года по май 2014 года (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого определением суда от 22.07.2014).
До принятия судом решения общество уменьшило сумму иска до 1 858 330 руб. 04 коп., заявленное уменьшение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015, исковые требования удовлетворены частично, с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взыскано 1 848 261 руб. 34 коп. долга, 1 828 руб. 88 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента, выражающего несогласие с заявленным истцом расчетом исковых требований, поскольку судами не учтены представленные ответчиком сведения о площадях жилых помещений по данным ГУП "Камчатское краевое бюро технической инвентаризации", а сведения о площадях спорных помещений не могут быть определены по данным технических паспортов многоквартирных домов, поскольку технический паспорт многоквартирного дома и технический паспорт жилого помещения являются разными документами. Отмечает, что судами не исключена из расчета исковых требований задолженность по нежилому помещению (квартира <...>) за март, апрель и май 2014 года. Полагает, что взыскание стоимости фактически потребленной тепловой энергии с собственника при потреблении такой энергии непосредственно потребителем является неправомерным. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Камчатскэнерго" просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с ноября 2013 года по май 2014 года ОАО "Камчатскэнерго" осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя в спорные многоквартирные жилые дома, в которых собственниками помещений приняты решения о выборе непосредственного способа управления, о чем истец был уведомлен письмами ООО "УЖКХ" от 31.01.2014 N 33/04-02-14, от 21.04.2014 N 02-869/06-01, от 23.12.2013 N 02-1017/04-02, N 02-13830/06-02, от 09.01.2014 N 0208/06-01, от 25.11.2013 N 021222803/03, от 29.01.2014 N 02-22/04-02, ранее осуществлявшего управления многоквартирными домами.
В спорных многоквартирных домах расположены жилые помещения (квартиры), принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию Петропавловск-Камчатский городской округ.
На оплату поставленного в спорный период на объекты ответчика коммунального ресурса ОАО "Камчатскэнерго" выставило счет, счет-фактуру на сумму 1 896 368 руб. 87 коп.
Ссылаясь на то, что в указанных многоквартирных домах находятся квартиры, которые принадлежат на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу, и, полагая, что при непосредственном способе управления ответчик должен оплачивать поставленную в данные квартиры тепловую энергию и теплоноситель, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Выражая несогласие с заявленными требованиями, Департамент, помимо оспаривания представленного истцом расчета задолженности за потребленный ресурс, указывало на отсутствие у собственника жилых помещений - Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности оплачивать коммунальные ресурсы, потребленные нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.
Рассматривая заявленные требования и признавая требования ОАО "Камчатскэнерго" подлежащими удовлетворению за счет собственника жилых помещений, суды руководствовались положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ, статей 155, 158 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункты 3, 9-"в", 11-"а", 12).
В этой связи суды пришли к выводу о том, что при непосредственном управлении многоквартирным домом обязанность по оплате потребленных нанимателями коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией лежит на собственнике жилого помещения. При этом наниматели оплачивают потребленные ими коммунальные ресурсы наймодателю, а не ресурсоснабжающим организациям.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ, абзацу 3 статьи 678 ГК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В пункте 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Положениями части 1 статьи 154 ЖК определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из системного толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации (глава 8, части 4, 7.1 статьи 155) не следует, что объем прав и обязанностей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма государственного или муниципального жилищного фонда поставлен в зависимость об способа управления многоквартирным домом (управляющая компания, товарищество собственников жилья, непосредственное управление и т.д.), следовательно, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги лежит на нанимателях жилых помещений. Иное фактически было бы направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения и потребленные коммунальные услуги, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Кроме того, следует отметить, что факт отсутствия заключенного между нанимателями и истцом договора энергоснабжения не имеет правового значения, поскольку коммунальной услугой пользовались наниматели жилых помещений, обязанные оплачивать эту услугу в силу закона.
При таких обстоятельствах, поскольку суды не исследовали вопрос о заселенности спорных квартир в заявленный период нанимателями, а также в связи с имеющимися противоречиями о неполном исключении из суммы иска задолженности по спорному нежилому помещению, а также принимая во внимание отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении; дать оценку доводам сторон; обеспечив полноту исследования доказательств, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и применить нормы права, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу N А24-3253/2014 Арбитражного суда Камчатского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
О.Г.КРАСКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)