Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от Бенклиева Евгения Александровича представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации г. Сочи представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента архитектуры и градостроительства и благоустройства администрации города Сочи представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.09.2014 по делу N А32-16017/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению Бенклиева Евгения Александровича
к Администрации г. Сочи
к Департаменту архитектуры и градостроительства и благоустройства администрации города Сочи
о признании незаконным отказа,
установил:
Бенклиев Е.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации г. Сочи, о признании незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 24.03.2014 г. N 21-01-15/3878 в согласовании проекта постановления "О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14 Центрального района города Сочи"; и обязании главу администрации г. Сочи в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Бенклиеву Е.А. разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14 Центрального района города Сочи в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что, как следует из обоснования по размещению магазина продовольственных товаров, подготовленного ООО "Сочинская архитектурно-проектная мастерская "ТРОЯ", в случае соблюдения предусмотренных Правилами землепользования и застройки отступов в 5 метров, максимальная ширина проектируемого здания составит 2 метра, что приведет к невозможности его эксплуатации, а также учитывая, что материалами дела подтверждается соблюдение заявителем условий, регламентированных статьями 39, 40 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешений на отклонение от предельных параметров строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в процессе строительства объекта Заявителем выявилась необходимость отклонения его параметров от утвержденной проектной документации и ранее выданного разрешения на строительство. Письмом от 12.11.2013 Департамент отклонил проект постановления от согласования администрацией Центрального района г. Сочи на основании нецелесообразности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения максимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения до 24%, в связи с отсутствием необходимости размещения указанного объекта согласно указанным в проекте параметрам.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
05.08.2011 на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010 по делу N 2-3491/10 между Бенклиевым Е.А. и МО г. Сочи на срок до 02.12.2059 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900006920 с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14, для размещения магазина продовольственных товаров.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок принадлежит на праве собственности МО г. Сочи, что следует из выписки из ЕГРП от 25.07.2014.
Кадастровым паспортом от 16.11.2011 подтверждено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения магазина продовольственных товаров", категория земель - земли населенных пунктов.
На основании обоснования по размещению магазина продовольственных товаров по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Абрикосовая, 14, руководствуясь ст. 40, частью 1, 2 Градостроительного кодекса РФ, Бенклиев Е.А. обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на спорном земельном участке в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой-1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
В газете "Новости Сочи" от 05.10.2012 N 165 (1877) администрацией размещена информация о проведении публичных слушаний комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Сочи.
По результатам заседания комиссии, учитывая представленную документацию, руководствуясь положениями Правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. N 202 и ст. 12, 17 Положения о проведении слушаний, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 25.07.2006 г. N 234 (далее - комиссия), комиссия посчитала возможным рассмотреть на публичных слушаниях вопрос Бенклиева Е.А.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии N 27-ОП/23-УР от 26 октября 2012 года, по результатам публичных слушаний, учитывая общественное мнение и представленную Бенклиевым Е.А. документацию, комиссия посчитала возможным направить главе администрации города Сочи рекомендации о принятии решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по улице Абрикосовой, 14 в Центральном районе города Сочи, с видом разрешенного использования - "для размещения магазина продовольственных товаров", в территориальной зоне Ж4 в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом от 21.02.2013 N 21-01-15/31332 уведомил заявителя о том, что проект соответствующего постановления о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на спорном земельном участке подготовлен и направлен на согласование в правовое управление администрации города Сочи.
Письмом от 24.03.2014 N 21-01-15/3878 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи сообщил об отклонении Администрацией г. Сочи проекта постановления в связи с отсутствием необходимости размещения магазина согласно указанным в проекте параметрам.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявитель осуществляет строительство магазина.
В процессе строительства объекта Заявитель выявил необходимость отклонения параметров от утвержденной проектной документации и ранее выданного разрешения на строительство.
Департамент письмом от 12.11.2013 отклонил проект постановления от согласования с администрацией Центрального района г. Сочи на основании нецелесообразности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения максимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения до 24%, в связи с отсутствием необходимости размещения указанного объекта согласно указанным в проекте параметрам.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" если автор архитектурного проекта выявит отступления от проекта при его реализации, то он извещает об этом орган, выдавший разрешение на строительство, для принятия необходимых мер по предотвращению возможного ущерба, а также принимает меры по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с действующим законодательством.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем представлено обоснование по отклонению от предельных параметров разрешенного строительства магазина продовольственных товаров.
По результатам проведенных публичных слушаний члены комиссии высказались положительно по вопросу предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка и объекта капитального строительства. "За" - 12, "Против" - 2. Заявление Бенклиева Е.А. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства спорного земельного участка рассмотрены комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из материалов дела видно, что по результатам проведенных публичных слушаний главе администрации рекомендовано предоставить разрешение на отклонение.
Из толкования статьей 39, 40 Градостроительного кодекса РФ следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что наличие положительного заключения комиссии является основанием для принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ содержит оговорку о том, что в решении об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должны быть указаны причины принятия такого решения. Обязательность мотивирования постановлений закреплена также в Федеральном законе от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьями 65, 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, который принял акт или совершил действия (бездействие).
Между тем, администрация в нарушение вышеприведенных правовых норм не доказала соответствие оспариваемого отказа закону и не указала обоснованных мотивов его принятия.
Доводы заявителя в апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено согласование изменений проектной документации с администрацией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права и не подтверждающиеся материалами дела.
В обоснование своего отказа администрация ссылалась также на то, что уменьшение процента озеленения (с 30% до 24%) ухудшит экологическую обстановку города, будет уменьшена публично доступная территория участка перед магазином, будет отсутствовать парковки.
Между тем, отклонение от Правил землепользования и застройки может быть обусловлено невозможностью использовать участок в соответствии с настоящими Правилами по причине его сложной конфигурации.
Как видно из обоснования по размещению магазина продовольственных товаров, подготовленного ООО "Сочинская архитектурно-проектная мастерская "ТРОЯ", именно сложная конфигурация земельного участка явилась причиной обращения Бенклиева Е.А. в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке в территориальной зоне Ж4 - многоэтажная застройка в части увеличения максимального коэффициента застройки с 40% до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения с 30% до 24%, уменьшения минимального отступа (5,0 м) от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
При изложенных обстоятельствах, действие (бездействие) администрации и административного органа, является не законным и не обоснованным, заявленные в апелляционной жалобе требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 по делу N А32-16017/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2014 N 15АП-18410/2014 ПО ДЕЛУ N А32-16017/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. N 15АП-18410/2014
Дело N А32-16017/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от Бенклиева Евгения Александровича представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации г. Сочи представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента архитектуры и градостроительства и благоустройства администрации города Сочи представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.09.2014 по делу N А32-16017/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению Бенклиева Евгения Александровича
к Администрации г. Сочи
к Департаменту архитектуры и градостроительства и благоустройства администрации города Сочи
о признании незаконным отказа,
установил:
Бенклиев Е.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации г. Сочи, о признании незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 24.03.2014 г. N 21-01-15/3878 в согласовании проекта постановления "О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14 Центрального района города Сочи"; и обязании главу администрации г. Сочи в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Бенклиеву Е.А. разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14 Центрального района города Сочи в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что, как следует из обоснования по размещению магазина продовольственных товаров, подготовленного ООО "Сочинская архитектурно-проектная мастерская "ТРОЯ", в случае соблюдения предусмотренных Правилами землепользования и застройки отступов в 5 метров, максимальная ширина проектируемого здания составит 2 метра, что приведет к невозможности его эксплуатации, а также учитывая, что материалами дела подтверждается соблюдение заявителем условий, регламентированных статьями 39, 40 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешений на отклонение от предельных параметров строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в процессе строительства объекта Заявителем выявилась необходимость отклонения его параметров от утвержденной проектной документации и ранее выданного разрешения на строительство. Письмом от 12.11.2013 Департамент отклонил проект постановления от согласования администрацией Центрального района г. Сочи на основании нецелесообразности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения максимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения до 24%, в связи с отсутствием необходимости размещения указанного объекта согласно указанным в проекте параметрам.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
05.08.2011 на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от 20.10.2010 по делу N 2-3491/10 между Бенклиевым Е.А. и МО г. Сочи на срок до 02.12.2059 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900006920 с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по ул. Абрикосовая, 14, для размещения магазина продовольственных товаров.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок принадлежит на праве собственности МО г. Сочи, что следует из выписки из ЕГРП от 25.07.2014.
Кадастровым паспортом от 16.11.2011 подтверждено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения магазина продовольственных товаров", категория земель - земли населенных пунктов.
На основании обоснования по размещению магазина продовольственных товаров по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Абрикосовая, 14, руководствуясь ст. 40, частью 1, 2 Градостроительного кодекса РФ, Бенклиев Е.А. обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на спорном земельном участке в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой-1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
В газете "Новости Сочи" от 05.10.2012 N 165 (1877) администрацией размещена информация о проведении публичных слушаний комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Сочи.
По результатам заседания комиссии, учитывая представленную документацию, руководствуясь положениями Правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. N 202 и ст. 12, 17 Положения о проведении слушаний, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 25.07.2006 г. N 234 (далее - комиссия), комиссия посчитала возможным рассмотреть на публичных слушаниях вопрос Бенклиева Е.А.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии N 27-ОП/23-УР от 26 октября 2012 года, по результатам публичных слушаний, учитывая общественное мнение и представленную Бенклиевым Е.А. документацию, комиссия посчитала возможным направить главе администрации города Сочи рекомендации о принятии решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205014:159 площадью 300 кв. м по улице Абрикосовой, 14 в Центральном районе города Сочи, с видом разрешенного использования - "для размещения магазина продовольственных товаров", в территориальной зоне Ж4 в части увеличения максимального коэффициента застройки-до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 24%, уменьшения минимального отступа от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом от 21.02.2013 N 21-01-15/31332 уведомил заявителя о том, что проект соответствующего постановления о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на спорном земельном участке подготовлен и направлен на согласование в правовое управление администрации города Сочи.
Письмом от 24.03.2014 N 21-01-15/3878 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи сообщил об отклонении Администрацией г. Сочи проекта постановления в связи с отсутствием необходимости размещения магазина согласно указанным в проекте параметрам.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявитель осуществляет строительство магазина.
В процессе строительства объекта Заявитель выявил необходимость отклонения параметров от утвержденной проектной документации и ранее выданного разрешения на строительство.
Департамент письмом от 12.11.2013 отклонил проект постановления от согласования с администрацией Центрального района г. Сочи на основании нецелесообразности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства в части увеличения максимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента застройки до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения до 24%, в связи с отсутствием необходимости размещения указанного объекта согласно указанным в проекте параметрам.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" если автор архитектурного проекта выявит отступления от проекта при его реализации, то он извещает об этом орган, выдавший разрешение на строительство, для принятия необходимых мер по предотвращению возможного ущерба, а также принимает меры по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с действующим законодательством.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем представлено обоснование по отклонению от предельных параметров разрешенного строительства магазина продовольственных товаров.
По результатам проведенных публичных слушаний члены комиссии высказались положительно по вопросу предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка и объекта капитального строительства. "За" - 12, "Против" - 2. Заявление Бенклиева Е.А. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства спорного земельного участка рассмотрены комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из материалов дела видно, что по результатам проведенных публичных слушаний главе администрации рекомендовано предоставить разрешение на отклонение.
Из толкования статьей 39, 40 Градостроительного кодекса РФ следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что наличие положительного заключения комиссии является основанием для принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ содержит оговорку о том, что в решении об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должны быть указаны причины принятия такого решения. Обязательность мотивирования постановлений закреплена также в Федеральном законе от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьями 65, 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган, который принял акт или совершил действия (бездействие).
Между тем, администрация в нарушение вышеприведенных правовых норм не доказала соответствие оспариваемого отказа закону и не указала обоснованных мотивов его принятия.
Доводы заявителя в апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено согласование изменений проектной документации с администрацией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права и не подтверждающиеся материалами дела.
В обоснование своего отказа администрация ссылалась также на то, что уменьшение процента озеленения (с 30% до 24%) ухудшит экологическую обстановку города, будет уменьшена публично доступная территория участка перед магазином, будет отсутствовать парковки.
Между тем, отклонение от Правил землепользования и застройки может быть обусловлено невозможностью использовать участок в соответствии с настоящими Правилами по причине его сложной конфигурации.
Как видно из обоснования по размещению магазина продовольственных товаров, подготовленного ООО "Сочинская архитектурно-проектная мастерская "ТРОЯ", именно сложная конфигурация земельного участка явилась причиной обращения Бенклиева Е.А. в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке в территориальной зоне Ж4 - многоэтажная застройка в части увеличения максимального коэффициента застройки с 40% до 57%, уменьшения минимального коэффициента озеленения с 30% до 24%, уменьшения минимального отступа (5,0 м) от границ земельного участка: по фронту ул. Абрикосовая - по красной линии улицы, по границе земельного участка, противоположной фронту улицы Абрикосовой- 1,0 м, по границе земельного участка относительно многоквартирного жилого дома по ул. Абрикосовой, 14-0,5 м, по границе земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205014:37/4-0,5 м.
При изложенных обстоятельствах, действие (бездействие) администрации и административного органа, является не законным и не обоснованным, заявленные в апелляционной жалобе требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2014 по делу N А32-16017/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)