Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N А12-19592/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N А12-19592/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2014 года по делу N А12-19592/2014, (судья Лаврик Н.В.),
по иску Администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (403854, обл. Волгоградская, Камышинский р-он, с.Таловка, ул. Спортивная, д. 7; ИНН 3410004710, ОГРН 1053478203426) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5, ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072), с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (403893, обл. Волгоградская, г. Камышин, ул. Набережная, д. 7А; ИНН 3436102574, ОГРН 1023404980158), Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Доркомплект" (404113, Волгоградская обл., г. Волжский, о.Зеленый, ул. Озерная, 4; ИНН 3435106819, ОГРН 1113435005925) о взыскании 1.251.230,50 руб.
при участии в заседании:
лица участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрации поселения, истец) с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс области, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1.251.230 руб. 50 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер -N 239-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Решением от 31 июля 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-19592/2014 с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 1.251.230 руб. 50 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 23 9-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ответчик указывает на то, что не несет ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ежду Миндортрансом области, Администрацией Камышинского муниципального района, Администрацией Таловского сельского поселения (и Администрациями иных сельских поселений Камышинского муниципального района) заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 239-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Соглашение рег. N 239-13).
В пункте 1.2 Соглашения рег. N 233-13 предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Таловского сельского поселения субсидию в размере 1.338.800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В свою очередь, Таловское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 267.799 руб. на долевое финансирование работ. Доля софинансирования из местного бюджета - 20%, из областного бюджета (за счет средств дорожного фонда) - 80%.
Из содержания Соглашения рег. N 239-13 также следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 239-13 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег.N 239-13 Администрация Таловского сельского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ООО Строительная компания "Доркомплект" муниципальный контракт N 1/2013 от 16.09.2013 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дороги по улицам Молодежная и Южная Таловского сельского поселения.
Фиксированная цена муниципального контракта по проектно-сметной документации - 1.502.077 руб. 50 коп.
Согласно пункту 3.4 контракта оплата работ производится из бюджетных средств Таловского сельского поселения и средств дорожного фонда
Из материалов дела следует, что из общей суммы муниципального контракта, исходя из соотношения - 20 и 80 процентов, на долю местного бюджета отнесено 250.847 руб., а остальные 1.251.230 руб. 50 коп. на долю областного бюджета (из дорожного фонда).
Из апелляционной жалобы ответчика следует, что Администрация Таловского сельского поселения выполнила свои обязательства; по платежным поручениям от 19.12.2013 оплатила подрядчику свою долю по муниципальному контракту и обеспечила представление в Миндортранс всей необходимой отчетной документации.
Заявка Миндортранса N 5956 от 27.12.2013 на сумму 1.251.230 руб. 50 коп. для выплаты Таловскому сельскому поселению субсидии по Соглашению N 239-13, поданная в Минфин области, остались без исполнения.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации сельского поселения о взыскании с Миндортранса области (как со стороны по Соглашению рег. N 239-13) кредиторской задолженности в размере 1.251.230 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91 -п).
В Порядке...N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка... N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка... N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47.179,5 тыс. руб., в т.ч на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181 - ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В частности, для Таловского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 1.338,80 тыс. руб.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:
- - бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения рег.N 233-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Таловским сельским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2011 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет Таловского сельского поселения не перечислена.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении рег. N 239-13 сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса перечислить в бюджет Таловского сельского поселения причитающуюся поселению субсидию, поскольку истцом выполнены обязательства по ремонту дорог местного значения (заключен договор, подписаны акты приемки выполненных работ, произведена частичная оплата за счет своей доли в со финансировании данных работ).
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению от 13.05.2013 рег. N 239-13 Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии в заявленном размере.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2014 года по делу N А12-19592/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)