Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-61878/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А56-61878/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.
при участии:
- от истца: представитель Борисов К.С. по доверенности от 09.01.2014 г.;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9054/2014) ООО "Жилкомсервис N 1 Колпинского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2014 г. по делу N А56-61878/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску Жилищного комитета Санкт-Петербурга
к ООО "Жилкомсервис N 1 Колпинского района Санкт-Петербурга"
о взыскании

установил:

Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - Истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Жилкомсервис N 1 Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании средств субсидии в размере 3 262 250 руб.
Решением от 21.02.2014 г. требования Комитета удовлетворены.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, с сентября по декабрь 2011 г. между Комитетом и Ответчиком заключены договоры, по условиям которых ответчику на безвозмездной и безвозвратной основе предоставлены субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; ответчик в выборе подрядной организации не участвовал и вынужден был заключить договор с выбранной по итогам открытого конкурса подрядной организацией; возврат субсидий предусмотрен в случаях нарушения условий их предоставления и (или) нецелевого использования; в период проведения работ по капитальному ремонту Акт о нецелевом использовании денежных средств не составлялся; представленный истцом акт не отражает методики и методологии применяемых при его составлении, в нем не отражено каким образом осуществлялись замеры, акт составлен спустя 11 месяцев после приемки выполненных работ; истцом не доказан факт завышения стоимости работ; у ответчика отсутствовала возможность использовать средства субсидии на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.10.2011 г. Жилищный комитет Санкт-Петербурга и ООО "Жилкомсервис N 1 Колпинского района" (Получатель субсидий) заключили договор N К-058 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно пункту 3.1.6. Получатель субсидий обязан осуществлять возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленных субсидий, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования.
В силу пунктов 5.3, 5.4. Договора Получатель субсидий в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за достоверность и полноту сведений, представляемых в Комитет в соответствии с Договором, а также за нецелевое использование бюджетных средств. В случае нарушения условий предоставления субсидий, указанных в статье 2 Договора, и обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1. Договора, получатель субсидий несет ответственность в виде возврата полученных субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Жилищным Комитетом проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в 2011 году, в соответствии с договорами о предоставлении субсидий от 01.09.2011 г. N ФКР-078у с дополнительным соглашением от 20.03.2012 г. N 1, от 10.10.2011 г. N К-058 с дополнительным соглашением от 07.11.2011 г. N 1 и от 23.12.2011 г. N ФКР-235 с дополнительным соглашением от 20.03.2012 г. N 1.
Проверкой выявлены нарушения, выразившиеся во внесении в акты о приемки выполненных работ по форме КС-2 невыполненных работ на общую сумму 3 433 947 руб.
Отказ Получателя субсидий возвратить в бюджет денежные средства послужил основанием для обращения Жилищного комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям).
Как предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1); направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства могут использоваться только на проведение соответствующих работ (часть 5).
Порядок предоставления в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 404.
Согласно пункту 8 данного Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидий, заключаемых между уполномоченными органами и получателями субсидий, в которых должна быть предусмотрена ответственность получателей субсидий за несоблюдение условий договоров, предусматривающая возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета от 04.05.2011 N 191-р утвержден Порядок возврата предоставленных в 2011 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Порядок возврата).
В силу пункта 3.3 Порядка возврата Комитет направляет получателю субсидий распоряжение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга полученных субсидий в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования, а также требование о возврате субсидий, содержащее сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидий, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены субсидии (далее - требование).
Пунктом 6 Порядка возврата предусмотрено, что в случае если получатель субсидии не перечислит в бюджет Санкт-Петербурга сумму субсидии в размере, указанном в требовании о возврате предоставленной субсидии, взыскание суммы субсидии осуществляется в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что Общество за счет предоставленной субсидии оплатило работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые фактически подрядчиком не выполнены. При этом предложение Комитета о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга Обществом не исполнено.
Договором от 10.10.2011 N К-058 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на получателя субсидии возложена обязанность возвратить субсидии в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования, а также предусмотрено право Комитета проводить проверки выполнения условий предоставления субсидии.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Суд первой инстанции обосновано сделал вывод о необходимости возврата субсидий.
Ссылка ответчика на то, что он не участвовал в выборе подрядной организации необоснованна, поскольку его обязательства по надлежащему расходованию субсидий возникли из договора от 10.10.2011 N К-058 о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2014 г. по делу N А56-61878/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.М.ПОПОВА

Судьи
С.И.НЕСМИЯН
Я.Г.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)