Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2015 N Ф05-14958/2014 ПО ДЕЛУ N А40-11294/2014

Требование: О признании недействительным отказа уполномоченного органа.

Разделы:
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что проект межевания территории не утвержден и находится на согласовании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А40-11294/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10": Черного Р.Б. (дов. N 07/03/2015 от 07.03.2015 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Титовой А.А. (дов. N 33-Д-935/14 от 30.12.2014 г.);
- рассмотрев 03 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2014 г.,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2015 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Мухиным С.М.,
по делу N А40-11294/2014
по заявлению товарищества собственников жилья "Ивана Бабушкина, дом 10" (1107746615756; 117292, г. Москва, ул. Ивана Бабушкина, д. 10)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании недействительным отказа,

установил:

18 октября 2013 г. Товарищество собственников жилья "Ивана Бабушкина, дом 10" (далее - ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10", заявитель) на основании пунктов 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в г. Москве" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) с заявлением N 33-5-30492/13 о предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории г. Москвы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10 в границах, установленных Приложением к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28 декабря 2006 г. N створы 5-3-5, в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-И-К-Л-А и А-Л-М-Н-А.
Заявление подано в уполномоченный орган в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4 Постановления Правительства г. Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент).
К заявлению был приложен комплект документов: заверенная копия документа, удостоверяющего личность заявителя; оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на 10 сентября 2013 г. N 7454906_УД; оригинал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке на 18 апреля 2012 г. N 04/024/2012-321; оригинал кадастрового паспорта здания, строения, сооружения от 23 августа 2013 г.; копия свидетельства о праве собственности на помещение в доме N 62786 серия 77-АН; копия приложения к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28 декабря 2006 г. N створы 5-3-5; заключение Департамента земельных ресурсов - Объединения территориального регулирования землепользования ЮЗАО г. Москвы от 21 ноября 2006 г. N 33-2Т6-3578/6-(0)-1; выписка из протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья и собственников от 17 мая 2011 г. N 4; копия акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 02 апреля 2007 г. N А-35550/01 (зарегистрирован 06 апреля 2007 г. N 31.22.003824); копия геоподосновы; 1410-О-ГП.
Департаментом принято решение, оформленное письмом от 01 ноября 2013 г. N 33-5-30429/13-(0)-1, об отказе заявителю в предоставлении государственной услуги по основаниям, предусмотренным Федеральными законами N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в г. Москве".
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило то обстоятельство, что проект межевания данного квартала не утвержден. Департаментом также сообщено, что проект межевания территории, ограниченной ул. Дмитрия Ульянова, ул. Ивана Бабушкина, ул. Кржижановского, проездом N 3849 разработан ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и в настоящее время находится в Департаменте на согласовании.
Считая свои права нарушенными, ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным отказа в неприеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 117292, Москва, ул. Ивана Бабушкина, дом 10, в границах, согласно приложению к Градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28 декабря 2006 г. N створы 5-3-5 в литерах А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З-И-К и А-К-Л-М-А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2014 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд, в связи с неподписанием протокола судебного заседания от 11 сентября 2014 г., в котором закончено рассмотрение дела по существу и объявлена резолютивная часть постановления, не подписан судьей Марковой Т.Т. - председательствующим в судебном заседании.
При новом рассмотрении дела постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2014 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку факт отсутствия межевания квартала не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка и выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Отзыв на кассационную жалобу от Департамента городского имущества города Москвы не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что проект межевания квартала Академического района, в котором находится многоквартирный дом по адресу: Москва, ул. Ивана Бабушкина, дом 10, в настоящее время не разработан.
Суды также указали, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А40-103374/11-121-881 установлена невозможность формирования земельного участка ввиду отсутствия разработки проекта межевания.
Кроме того, суды пришли к выводу, что заявителем не обоснована площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, указав, что в обоснование границ земельного участка товарищество ссылается на Приложение к градостроительному заключению N 01-06-2006-06/301-06 от 28 декабря 2006 г., однако данный документ не может быть признан надлежащим обоснованием, поскольку заключение служит доказательством границ земельного участка необходимых для строительства, а не для эксплуатации жилого дома.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельным кодексом Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".




















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)