Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-33154/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 8, ОГРН 1133443008863, ИНН 3444204386)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
- заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 13, ОГРН 1053460083050, ИНН 3445077170);
- об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (далее - ООО "ЦентрДом", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 12.08.2014 по делу об административном правонарушении N 1001 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 10.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 78 91283 7, N 410031 78 91281 3, N 410031 78 91282 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 14 января 2015 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.05.2014 N 1001 административным органом в период с 16 июня 2014 года по 17 июня 2014 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЦентрДом" по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации при передаче технической документации на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде и иных документов, связанных с управлением этим домом.
По результатам проверки составлен акт от 17.06.2014 N 1001, которым установлено, что в связи с вводом многоквартирного дома N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде в эксплуатацию, администрация Дзержинского района г. Волгограда (далее - администрация) объявила о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.
06 февраля 2014 года администрацией направлено письмо N 01-21/690-14 ООО "ЦентрДом" с уведомлением об объявлении открытого конкурса по отбору управляющей организации и о возможности ознакомления с конкурсной документацией на официальном сайте www.torgi.gov.ru (т. 1 л.д. 94).
26 февраля 2014 года состоялся открытый конкурс по отбору управляющих организаций, в том числе и для многоквартирного домов 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы. Победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (далее - ООО "ТЭРА").
Письмом от 19.03.2014 N 133 ООО "ТЭРА" уведомило ООО "ЦентрДом" о состоявшемся открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы и о необходимости передачи ООО "ЦентрДом" технической документации на вышеуказанный многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок. Указанное письмо получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года (т. 1 л.д. 72).
Кроме того, администрация письмом от 06.05.2014 N 01-21/2929-14 уведомила ООО "ЦентрДом" о результатах проведения открытого конкурса и просила передать ООО "ТЭРА" техническую документацию на многоквартирные дома N 15 г и N 15д по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде для осуществления надлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей (т. 1 л.д. 90-91).
Административным органом установлено, что на момент проверки техническая документация заявителем не передана, ООО "ЦентрДом" уклонялось от передачи технической документации на спорный многоквартирный дом и иной связанной с таким управлением документации ООО "ТЭРА", в связи с чем, воспрепятствовало деятельности по управлению данным домом.
Данные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о нарушении ООО "ЦентрДом" требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенные нарушения, выразившиеся в воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации.
27 июня 2014 года в отношении заявителя составлен протокол N 1001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 51-52). О дате, времени и месте составления протокола ООО "ЦентрДом" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 50).
12 августа 2014 года административным органом вынесено постановление N 1001 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т. 1 л.д. 38-41). О дате, времени и месте рассмотрения административного дела ООО "ЦентрДом" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 58-60).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и об его отмене.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласен, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ЦентрДом" состава и события вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 4.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.
Частью 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Обязанность управляющей компании за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации определена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом 5 Правил N 416.
Согласно пунктам 18 и 19 раздела 5 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Таким образом, обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации установлена действующим законодательством.
Письмом от 19.03.2014 N 133 ООО "ТЭРА" уведомило ООО "ЦентрДом" о состоявшемся открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы и просило ООО "ЦентрДом" передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок. Указанное письмо получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года (т. 1 л.д. 72).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что документация ООО "ЦентрДом" должна была быть передана ООО "ТЭРА" в срок до 05 мая 2014 года, поскольку ООО "ТЭРА" письмом от 19.03.2014 N 133 уведомило ООО "ЦентрДом" о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок, письмом от 29.04.2014 N 219 ООО "ЦентрДом" повторно уведомлялось управляющей организацией ООО "ТЭРА" о необходимости в передаче технической документации на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде в срок до 05 мая 2014 года.
Суд первой инстанции расценил срок, установленный ООО "ТЭРА", как подлежащий соблюдению, и его истечение посчитал моментом совершения правонарушения. Исходя из этого, сделал выводы о том, что на момент совершения указанный закон еще не действовал.
Апелляционная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции. Поскольку указанный ООО "ТЭРА" срок - это пожелание, а не обязательное к исполнению предписание, оно без встречного волеизъявления ни к чему ООО "ЦентрДом" не обязывало. Обе управляющие компании - равноправные хозяйствующие субъекты, не имеют в отношении друг друга властно-распорядительных полномочий и о любых сроках во взаимоотношениях между собой могут только договариваться. Срок, подлежащий соблюдению, может быть установлен в одностороннем порядке нормативным или ненормативным актом только лицом, наделенным соответствующими полномочиями. Данная позиция отражена в ответе на 9 вопрос, содержащемся в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2007 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008.
Кроме того, учитывая, что вменяется уклонение, момент истечения срока для исполнения обязанности - это не момент окончания, а начало совершения длящегося нарушения, поскольку уклонение, это как раз длительное непрекращающееся невыполнение обязанности.
Начало срока уклонения в рассматриваемом случае надлежит считать с момента истечения установленного законом для передачи документации временного промежутка в 30 дней. Указанные 30 дней - с получения уведомления о необходимости передачи.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен тридцатидневный срок для передачи технической документации выбранной управляющей организации. ООО "ЦентрДом" обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в срок до 20 апреля 2014 года, поскольку письмо ООО "ТЭРА" от 19.03.2014 N 133 получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года. После 20 апреля заявитель уклонялся от исполнения обязанности.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, является длящимся и срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начинает течь со дня его обнаружения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В рассматриваемом случае это 17 июня 2014 года, то есть составление акта проверки.
Нарушение законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов на дату составления акта от 17.06.2014, прекращено не было, ответственность за нарушение части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступила в действие 16 мая 2014 года.
Таким образом, на момент обнаружения правонарушения закон, установивший ответственность за него, уже действовал и подлежит применению. Срок давности привлечения за данное правонарушение на 12 августа 2014 года не истек, в связи с чем, ООО "ЦентрДом" правомерно привлечено к административной ответственности в пределах установленного срока.
Апелляционная коллегия считает доказанным факт совершения заявителем вмененного правонарушения. ООО "ЦентрДом" уклонилось от выполнения обязанности по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом. ООО "ЦентрДом", не принято всех зависящих от него мер по соблюдению части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, поэтому с учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек заявителя к ответственности.
Инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО "ЦентрДом"
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2014 по делу N А12-33154/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (г. Волгоград) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград) от 12.08.2014 по делу об административном правонарушении N 1001 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 12АП-12351/2014 ПО ДЕЛУ N А12-33154/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. по делу N А12-33154/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-33154/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 8, ОГРН 1133443008863, ИНН 3444204386)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
- заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 13, ОГРН 1053460083050, ИНН 3445077170);
- об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (далее - ООО "ЦентрДом", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 12.08.2014 по делу об административном правонарушении N 1001 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 10.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 78 91283 7, N 410031 78 91281 3, N 410031 78 91282 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 14 января 2015 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.05.2014 N 1001 административным органом в период с 16 июня 2014 года по 17 июня 2014 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЦентрДом" по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации при передаче технической документации на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде и иных документов, связанных с управлением этим домом.
По результатам проверки составлен акт от 17.06.2014 N 1001, которым установлено, что в связи с вводом многоквартирного дома N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде в эксплуатацию, администрация Дзержинского района г. Волгограда (далее - администрация) объявила о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.
06 февраля 2014 года администрацией направлено письмо N 01-21/690-14 ООО "ЦентрДом" с уведомлением об объявлении открытого конкурса по отбору управляющей организации и о возможности ознакомления с конкурсной документацией на официальном сайте www.torgi.gov.ru (т. 1 л.д. 94).
26 февраля 2014 года состоялся открытый конкурс по отбору управляющих организаций, в том числе и для многоквартирного домов 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы. Победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "ТЭРА" (далее - ООО "ТЭРА").
Письмом от 19.03.2014 N 133 ООО "ТЭРА" уведомило ООО "ЦентрДом" о состоявшемся открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы и о необходимости передачи ООО "ЦентрДом" технической документации на вышеуказанный многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок. Указанное письмо получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года (т. 1 л.д. 72).
Кроме того, администрация письмом от 06.05.2014 N 01-21/2929-14 уведомила ООО "ЦентрДом" о результатах проведения открытого конкурса и просила передать ООО "ТЭРА" техническую документацию на многоквартирные дома N 15 г и N 15д по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде для осуществления надлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей (т. 1 л.д. 90-91).
Административным органом установлено, что на момент проверки техническая документация заявителем не передана, ООО "ЦентрДом" уклонялось от передачи технической документации на спорный многоквартирный дом и иной связанной с таким управлением документации ООО "ТЭРА", в связи с чем, воспрепятствовало деятельности по управлению данным домом.
Данные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о нарушении ООО "ЦентрДом" требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенные нарушения, выразившиеся в воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации.
27 июня 2014 года в отношении заявителя составлен протокол N 1001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 51-52). О дате, времени и месте составления протокола ООО "ЦентрДом" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 50).
12 августа 2014 года административным органом вынесено постановление N 1001 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т. 1 л.д. 38-41). О дате, времени и месте рассмотрения административного дела ООО "ЦентрДом" извещено надлежащим образом (т. 1 л.д. 58-60).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и об его отмене.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласен, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ЦентрДом" состава и события вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 4.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.
Частью 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Обязанность управляющей компании за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации определена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом 5 Правил N 416.
Согласно пунктам 18 и 19 раздела 5 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Таким образом, обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации установлена действующим законодательством.
Письмом от 19.03.2014 N 133 ООО "ТЭРА" уведомило ООО "ЦентрДом" о состоявшемся открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы и просило ООО "ЦентрДом" передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок. Указанное письмо получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года (т. 1 л.д. 72).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что документация ООО "ЦентрДом" должна была быть передана ООО "ТЭРА" в срок до 05 мая 2014 года, поскольку ООО "ТЭРА" письмом от 19.03.2014 N 133 уведомило ООО "ЦентрДом" о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом управляющей организации ООО "ТЭРА" в трехдневный срок, письмом от 29.04.2014 N 219 ООО "ЦентрДом" повторно уведомлялось управляющей организацией ООО "ТЭРА" о необходимости в передаче технической документации на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде в срок до 05 мая 2014 года.
Суд первой инстанции расценил срок, установленный ООО "ТЭРА", как подлежащий соблюдению, и его истечение посчитал моментом совершения правонарушения. Исходя из этого, сделал выводы о том, что на момент совершения указанный закон еще не действовал.
Апелляционная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции. Поскольку указанный ООО "ТЭРА" срок - это пожелание, а не обязательное к исполнению предписание, оно без встречного волеизъявления ни к чему ООО "ЦентрДом" не обязывало. Обе управляющие компании - равноправные хозяйствующие субъекты, не имеют в отношении друг друга властно-распорядительных полномочий и о любых сроках во взаимоотношениях между собой могут только договариваться. Срок, подлежащий соблюдению, может быть установлен в одностороннем порядке нормативным или ненормативным актом только лицом, наделенным соответствующими полномочиями. Данная позиция отражена в ответе на 9 вопрос, содержащемся в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2007 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008.
Кроме того, учитывая, что вменяется уклонение, момент истечения срока для исполнения обязанности - это не момент окончания, а начало совершения длящегося нарушения, поскольку уклонение, это как раз длительное непрекращающееся невыполнение обязанности.
Начало срока уклонения в рассматриваемом случае надлежит считать с момента истечения установленного законом для передачи документации временного промежутка в 30 дней. Указанные 30 дней - с получения уведомления о необходимости передачи.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен тридцатидневный срок для передачи технической документации выбранной управляющей организации. ООО "ЦентрДом" обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом N 15 г по ул. Бульвар 30 лет Победы в срок до 20 апреля 2014 года, поскольку письмо ООО "ТЭРА" от 19.03.2014 N 133 получено ООО "ЦентрДом" 20 марта 2014 года. После 20 апреля заявитель уклонялся от исполнения обязанности.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, является длящимся и срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начинает течь со дня его обнаружения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В рассматриваемом случае это 17 июня 2014 года, то есть составление акта проверки.
Нарушение законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов на дату составления акта от 17.06.2014, прекращено не было, ответственность за нарушение части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступила в действие 16 мая 2014 года.
Таким образом, на момент обнаружения правонарушения закон, установивший ответственность за него, уже действовал и подлежит применению. Срок давности привлечения за данное правонарушение на 12 августа 2014 года не истек, в связи с чем, ООО "ЦентрДом" правомерно привлечено к административной ответственности в пределах установленного срока.
Апелляционная коллегия считает доказанным факт совершения заявителем вмененного правонарушения. ООО "ЦентрДом" уклонилось от выполнения обязанности по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом. ООО "ЦентрДом", не принято всех зависящих от него мер по соблюдению части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, поэтому с учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек заявителя к ответственности.
Инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО "ЦентрДом"
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2014 по делу N А12-33154/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрДом" (г. Волгоград) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград) от 12.08.2014 по делу об административном правонарушении N 1001 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)