Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 марта 2014 г. по делу N А47-12651/2013 (судья Третьяков Н.А.),
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Оренбургская управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, административный орган) об отмене постановления N 38/01-499-2013 по делу об административном правонарушении от 12 ноября 2013 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 марта 2014 г. (резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Оренбургская управляющая компания" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на допущенные административным органом существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, ввиду вынесения постановления об административном правонарушении без участия представителя ООО "Оренбургская управляющая компания" и без его надлежащего извещения. Наличие отчета о факсимильных операциях само по себе не гарантирует того, что отправленный по факсу текст был получен и что именно данный текст был отправлен. Неправильный вывод суда первой инстанции о том, что извещение общества путем направления по факсу определения N 499 от 05 ноября 2013 г. в совокупности с доказательствами его отсутствия среди входящей корреспонденции повлек за собой ошибочный вывод о том, что процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности со стороны заинтересованного лица допущено не было.
Представители заявителя и административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Отзыв на апелляционную жалобу ГЖИ по Оренбургской области не представлен.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07 октября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области по поручению прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" осуществлен мониторинг (без взаимодействия с проверяемым лицом) по контролю за соблюдением обществом Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт), в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.
В результате проведения мониторинга установлено, что в соответствии с п. 5 Стандарта, общество осуществляет раскрытие информации о своей деятельности путем ее опубликования на официальном сайте организации в сети Интернет (www.оренук.рф), однако информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на названном сайте отсутствует.
Также не в полном объеме раскрыта информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, а именно отсутствуют: сведения о выполнении обязательств по договорам управления, план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполненные (оказанные) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах за 2012 год.
Административным органом установлено, что ООО "ОУК" на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru зарегистрировано, но информация, предусмотренная, пп. "б" п. 11, п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга не размещена.
По результатам мониторинга жилищной инспекцией составлен акт мониторинга N 03-03-62М от 07.10.2013 (том 1 л.д. 67), а также общество выдано предписание N 03.03.-62М/Пр-1 от 07 октября 2013 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 21 октября 2013 г. (том 1 л.д. 88).
ГЖИ по Оренбургской области 25 октября 2013 г. произведен мониторинг устранения ООО "Оренбургская управляющая компания" выявленных нарушений в форме наблюдения (без взаимодействия с проверяемым лицом). В ходе данного мониторинга установлено, что на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга отсутствует.
Не в полном объеме размещена информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта: отсутствует план работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г.; план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г.. 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг).
Также отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга.
Сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) в отношении многоквартирного дома N 80 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) не идентичны сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru).
Помимо изложенного, ООО "Оренбургская управляющая компания" на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru) не в полном объеме разместило информацию в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, предусмотренную:
- - п. п. "б" п. 11 Стандарта: план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - п. 13 Стандарта: в информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации отсутствует указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- Кроме того, отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга (размещены меры по снижению расходов на работы (услуги) по содержанию общего имущества в отношении многоквартирных домов, выполняемые управляющей организацией.
При проведении мониторинга административным органом также произведено копирование и сохранение файлов, размещенных на названных сайтах.
ГЖИ по Оренбургской области составлен акт мониторинга устранения выявленных нарушений N 03-03-62МП от 25 октября 2013 г. (т. 1 л.д. 91-92).
Обществу 28 октября 2013 г. вручено уведомление N 03-164 от 25 октября 2013 г. (т. 1 л.д. 66) о явке представителя общества 01 ноября 2013 г. для составления протокола об административном правонарушении (вход. N 4671 от 28 октября 2013 г.)
Административным органом 01 ноября 2013 г. с участием представителя общества Крючковой Е.В., действующей на основании доверенности от 02 июля 2013 г. б/н, составлен протокол об административном правонарушении N 03-03-62МП/ПЛ-2 (т. 1 л.д. 62-63), копия протокола вручена Крючковой Е.В. в тот же день.
05 ноября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области вынесено определение N 499 о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12 ноября 2013 г. на 10-10. Данное определение, как указывает административный орган, направлено заявителю 06 ноября 2013 г. в 10-42 по факсу (9670100106), получен результат - "ок", в подтверждение чего представлен отчет об отправке (т. 1 л.д. 148).
Исполняющим обязанности заместителя начальника ГЖИ по Оренбургской области 12 ноября 2013 г. в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-499-2013 (том 1 л.д. 150-154), согласно которому ООО "Оренбургская управляющая компания" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей. Указанное постановление направлено обществу по почте.
Не согласившись с этим постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения и об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязанность по раскрытию организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, информации о своей деятельности установлена ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" утвержден стандарт раскрытия информации.
Согласно п. 1 указанного стандарта, данный документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
В соответствии с п. 6 Стандарта, информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления.
Пунктом 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 124 от 02 апреля 2013 г. "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Согласно п. 5 Стандарта общество осуществляет раскрытие информации о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте управляющей компании в сети интернет www.оренук.рф.
Подпунктом "б" п. 11 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
- - описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- - стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Судом первой инстанции установлено, что на официальном сайте организации в сети Интернет (www.оренук.рф), информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга отсутствует. Также не в полном объеме размещена информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта: отсутствует план работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г.; план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012-2013 г.г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг).
Кроме того, отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга.
Сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) в отношении многоквартирного дома N 80 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) не идентичны сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru).
ООО "Оренбургская управляющая компания" на официальном сайте в сети Интернет не в полном объеме разместило информацию в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, предусмотренную:
- - пп. "б" п. 11 Стандарта: план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - п. 13 Стандарта: в информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации отсутствует указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- Также отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга (размещены меры по снижению расходов на работы (услуги) по содержанию общего имущества в отношении многоквартирных домов, выполняемые управляющей организацией ООО "УКХ").
Названные нарушения зафиксированы административным органом в акте мониторинга N 03-03-62М от 07 октября 2013 г. и акте мониторинга устранения выявленных нарушений N 03-03-62МП от 25 октября 2013 г., а также подтверждены представленными в материалы дела копиями соответствующих файлов, распечатанных с названных сайтов сети Интернет.
Поскольку, отсутствие в полном объеме информации на названных сайтах, подтверждено материалами дела, событие совершенного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в силу положений ст. ст. 65 - 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать доказанным.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности, исследованием материалов дела не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Наказание назначено административным органом с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах установленной законом санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что протокол об административном правонарушении N 03-03-62МП/ПЛ-2 составлен 01 ноября 2013 г. с участием представителя общества Крючковой Е.В., действующей на основании доверенности от 02 июля 2013 г. б/н, при наличии доказательств вручения 28 октября 2013 г. обществу уведомления N 03-164 от 25 октября 2013 г. о явке представителя общества 01 ноября 2013 г. для составления протокола об административном правонарушении, копия протокола вручена Крючковой Е.В. в тот же день.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности ввиду рассмотрения материалов административного дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении без участия законного представителя заявителя и без его надлежащего извещения.
Так, в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 29.7 КоАП РФ на административный орган возложена обязанность обеспечить соблюдение гарантий защиты привлекаемых к ответственности лиц при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе путем разъяснения лицам, участвующим в рассмотрении дела их прав и обязанностей, заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Из материалов дела следует, что в рассматриваемой ситуации постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-499-2013 от 12 ноября 2013 г. вынесено без участия законного представителя ООО "Оренбургская управляющая компания". При этом, о месте и времени рассмотрения материалов административного дела заявитель был извещен посредством направления факсимильной связью определения N 499 о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении от 05 ноября 2013 г., в котором законный представить общества, вызван на рассмотрение административного дела на 12 ноября 2013 г. на 10-10. Данное определение направлено заявителю 06 ноября 2013 г. в 10-42 по факсу (9670100106), результат - "ок", в подтверждение чего представлен отчет об отправке.
Суд первой инстанции посчитал подобное извещение надлежащим, поскольку принадлежность данного номера факса заявителю подтверждена материалами дела, а именно соответствует номеру факса (670100), указанному на официальном сайте ООО "Оренбургская управляющая компания" - www.оренук.рф, а также соответствует номеру факса, содержащегося в угловом штампе бланка общества. Суд признал необоснованной ссылку заявителя на то, что в книге регистрации входящей корреспонденции заявителя информация о получении обществом названного документа отсутствует.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что процессуальных нарушений административным органом допущено не было.
Однако, судом не учтено, что представленный в материалы дела отчет об отправке факсимильного сообщения от 06 ноября 2013 г. не позволяет определить лицо, получившее это сообщение, время его получения, а также содержание переданного сообщения. Факт получения определения N 499 от 05 ноября 2013 г. ООО "Оренбургская управляющая компания" отрицает.
Кроме того, административным органом достоверно не подтвержден факт направления в соответствии с указанным отчетом об отправке именно определения N 499 от 05 ноября 2013 г., поскольку исходя из представленной заявителем книги регистрации документов за период с 09 октября 2013 г. по 31 декабря 2013 г., 06 ноября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области в адрес общества направлялись и были приняты обществом иные процессуальные документы. Сведения о регистрации определения N 499 от 05 ноября 2013 г. в книге регистрации входящей корреспонденции отсутствуют.
Иных доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения административного дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлено (ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Допущенные административным органом нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административных правонарушениях, возможность устранения данных недостатков отсутствует.
В этой связи суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о надлежащем уведомлении заявителя о времени и месте составления постановления, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 марта 2014 г. по делу N А47-12651/2013 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 38/01-499-2013 по делу об административном правонарушении от 12 ноября 2013 г., вынесенное Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2014 N 18АП-4289/2014 ПО ДЕЛУ N А47-12651/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. N 18АП-4289/2014
Дело N А47-12651/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 марта 2014 г. по делу N А47-12651/2013 (судья Третьяков Н.А.),
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Оренбургская управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, административный орган) об отмене постановления N 38/01-499-2013 по делу об административном правонарушении от 12 ноября 2013 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 марта 2014 г. (резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Оренбургская управляющая компания" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на допущенные административным органом существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, ввиду вынесения постановления об административном правонарушении без участия представителя ООО "Оренбургская управляющая компания" и без его надлежащего извещения. Наличие отчета о факсимильных операциях само по себе не гарантирует того, что отправленный по факсу текст был получен и что именно данный текст был отправлен. Неправильный вывод суда первой инстанции о том, что извещение общества путем направления по факсу определения N 499 от 05 ноября 2013 г. в совокупности с доказательствами его отсутствия среди входящей корреспонденции повлек за собой ошибочный вывод о том, что процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности со стороны заинтересованного лица допущено не было.
Представители заявителя и административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Отзыв на апелляционную жалобу ГЖИ по Оренбургской области не представлен.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07 октября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области по поручению прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга в отношении ООО "Оренбургская управляющая компания" осуществлен мониторинг (без взаимодействия с проверяемым лицом) по контролю за соблюдением обществом Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт), в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.
В результате проведения мониторинга установлено, что в соответствии с п. 5 Стандарта, общество осуществляет раскрытие информации о своей деятельности путем ее опубликования на официальном сайте организации в сети Интернет (www.оренук.рф), однако информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на названном сайте отсутствует.
Также не в полном объеме раскрыта информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, а именно отсутствуют: сведения о выполнении обязательств по договорам управления, план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполненные (оказанные) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за 2012 год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за 2012 год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах за 2012 год.
Административным органом установлено, что ООО "ОУК" на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru зарегистрировано, но информация, предусмотренная, пп. "б" п. 11, п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга не размещена.
По результатам мониторинга жилищной инспекцией составлен акт мониторинга N 03-03-62М от 07.10.2013 (том 1 л.д. 67), а также общество выдано предписание N 03.03.-62М/Пр-1 от 07 октября 2013 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 21 октября 2013 г. (том 1 л.д. 88).
ГЖИ по Оренбургской области 25 октября 2013 г. произведен мониторинг устранения ООО "Оренбургская управляющая компания" выявленных нарушений в форме наблюдения (без взаимодействия с проверяемым лицом). В ходе данного мониторинга установлено, что на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга отсутствует.
Не в полном объеме размещена информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта: отсутствует план работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г.; план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г.. 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг).
Также отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга.
Сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) в отношении многоквартирного дома N 80 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) не идентичны сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru).
Помимо изложенного, ООО "Оренбургская управляющая компания" на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru) не в полном объеме разместило информацию в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, предусмотренную:
- - п. п. "б" п. 11 Стандарта: план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - п. 13 Стандарта: в информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации отсутствует указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- Кроме того, отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга (размещены меры по снижению расходов на работы (услуги) по содержанию общего имущества в отношении многоквартирных домов, выполняемые управляющей организацией.
При проведении мониторинга административным органом также произведено копирование и сохранение файлов, размещенных на названных сайтах.
ГЖИ по Оренбургской области составлен акт мониторинга устранения выявленных нарушений N 03-03-62МП от 25 октября 2013 г. (т. 1 л.д. 91-92).
Обществу 28 октября 2013 г. вручено уведомление N 03-164 от 25 октября 2013 г. (т. 1 л.д. 66) о явке представителя общества 01 ноября 2013 г. для составления протокола об административном правонарушении (вход. N 4671 от 28 октября 2013 г.)
Административным органом 01 ноября 2013 г. с участием представителя общества Крючковой Е.В., действующей на основании доверенности от 02 июля 2013 г. б/н, составлен протокол об административном правонарушении N 03-03-62МП/ПЛ-2 (т. 1 л.д. 62-63), копия протокола вручена Крючковой Е.В. в тот же день.
05 ноября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области вынесено определение N 499 о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12 ноября 2013 г. на 10-10. Данное определение, как указывает административный орган, направлено заявителю 06 ноября 2013 г. в 10-42 по факсу (9670100106), получен результат - "ок", в подтверждение чего представлен отчет об отправке (т. 1 л.д. 148).
Исполняющим обязанности заместителя начальника ГЖИ по Оренбургской области 12 ноября 2013 г. в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-499-2013 (том 1 л.д. 150-154), согласно которому ООО "Оренбургская управляющая компания" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей. Указанное постановление направлено обществу по почте.
Не согласившись с этим постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения и об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязанность по раскрытию организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, информации о своей деятельности установлена ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" утвержден стандарт раскрытия информации.
Согласно п. 1 указанного стандарта, данный документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
В соответствии с п. 6 Стандарта, информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления.
Пунктом 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 124 от 02 апреля 2013 г. "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Согласно п. 5 Стандарта общество осуществляет раскрытие информации о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте управляющей компании в сети интернет www.оренук.рф.
Подпунктом "б" п. 11 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
- - описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- - стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Судом первой инстанции установлено, что на официальном сайте организации в сети Интернет (www.оренук.рф), информация, предусмотренная п. 13 Стандарта в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга отсутствует. Также не в полном объеме размещена информация, предусмотренная пп. "б" п. 11 Стандарта: отсутствует план работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г.; план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012-2013 г.г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг).
Кроме того, отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга.
Сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) в отношении многоквартирного дома N 80 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год на официальном сайте юридического лица (www.оренук.рф) не идентичны сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru).
ООО "Оренбургская управляющая компания" на официальном сайте в сети Интернет не в полном объеме разместило информацию в отношении многоквартирных домов N 80, 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга, предусмотренную:
- - пп. "б" п. 11 Стандарта: план текущего ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов N 80, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 г., 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), отсутствуют сведения о выполнении (оказании) работ (услуг) по текущему ремонту многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год; план текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома N 82 по ул. Ногина г. Оренбурга на 2012 год не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) (указана только сумма, подлежащая уплате и остаток денежных средств по итогам работы за 2011 год); план текущего ремонта общего имущества в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на 2013 г. не содержит указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг);
- - п. 13 Стандарта: в информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации отсутствует указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- Также отсутствуют меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 82, 86, 88 по ул. Ногина г. Оренбурга (размещены меры по снижению расходов на работы (услуги) по содержанию общего имущества в отношении многоквартирных домов, выполняемые управляющей организацией ООО "УКХ").
Названные нарушения зафиксированы административным органом в акте мониторинга N 03-03-62М от 07 октября 2013 г. и акте мониторинга устранения выявленных нарушений N 03-03-62МП от 25 октября 2013 г., а также подтверждены представленными в материалы дела копиями соответствующих файлов, распечатанных с названных сайтов сети Интернет.
Поскольку, отсутствие в полном объеме информации на названных сайтах, подтверждено материалами дела, событие совершенного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в силу положений ст. ст. 65 - 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать доказанным.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности, исследованием материалов дела не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Наказание назначено административным органом с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах установленной законом санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что протокол об административном правонарушении N 03-03-62МП/ПЛ-2 составлен 01 ноября 2013 г. с участием представителя общества Крючковой Е.В., действующей на основании доверенности от 02 июля 2013 г. б/н, при наличии доказательств вручения 28 октября 2013 г. обществу уведомления N 03-164 от 25 октября 2013 г. о явке представителя общества 01 ноября 2013 г. для составления протокола об административном правонарушении, копия протокола вручена Крючковой Е.В. в тот же день.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности ввиду рассмотрения материалов административного дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении без участия законного представителя заявителя и без его надлежащего извещения.
Так, в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 29.7 КоАП РФ на административный орган возложена обязанность обеспечить соблюдение гарантий защиты привлекаемых к ответственности лиц при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе путем разъяснения лицам, участвующим в рассмотрении дела их прав и обязанностей, заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Из материалов дела следует, что в рассматриваемой ситуации постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-499-2013 от 12 ноября 2013 г. вынесено без участия законного представителя ООО "Оренбургская управляющая компания". При этом, о месте и времени рассмотрения материалов административного дела заявитель был извещен посредством направления факсимильной связью определения N 499 о подготовке и назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении от 05 ноября 2013 г., в котором законный представить общества, вызван на рассмотрение административного дела на 12 ноября 2013 г. на 10-10. Данное определение направлено заявителю 06 ноября 2013 г. в 10-42 по факсу (9670100106), результат - "ок", в подтверждение чего представлен отчет об отправке.
Суд первой инстанции посчитал подобное извещение надлежащим, поскольку принадлежность данного номера факса заявителю подтверждена материалами дела, а именно соответствует номеру факса (670100), указанному на официальном сайте ООО "Оренбургская управляющая компания" - www.оренук.рф, а также соответствует номеру факса, содержащегося в угловом штампе бланка общества. Суд признал необоснованной ссылку заявителя на то, что в книге регистрации входящей корреспонденции заявителя информация о получении обществом названного документа отсутствует.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что процессуальных нарушений административным органом допущено не было.
Однако, судом не учтено, что представленный в материалы дела отчет об отправке факсимильного сообщения от 06 ноября 2013 г. не позволяет определить лицо, получившее это сообщение, время его получения, а также содержание переданного сообщения. Факт получения определения N 499 от 05 ноября 2013 г. ООО "Оренбургская управляющая компания" отрицает.
Кроме того, административным органом достоверно не подтвержден факт направления в соответствии с указанным отчетом об отправке именно определения N 499 от 05 ноября 2013 г., поскольку исходя из представленной заявителем книги регистрации документов за период с 09 октября 2013 г. по 31 декабря 2013 г., 06 ноября 2013 г. ГЖИ по Оренбургской области в адрес общества направлялись и были приняты обществом иные процессуальные документы. Сведения о регистрации определения N 499 от 05 ноября 2013 г. в книге регистрации входящей корреспонденции отсутствуют.
Иных доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения административного дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлено (ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Допущенные административным органом нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административных правонарушениях, возможность устранения данных недостатков отсутствует.
В этой связи суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о надлежащем уведомлении заявителя о времени и месте составления постановления, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 марта 2014 г. по делу N А47-12651/2013 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N 38/01-499-2013 по делу об административном правонарушении от 12 ноября 2013 г., вынесенное Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
В.В.БАКАНОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)