Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки выявлено нахождение подвального помещения многоквартирного жилого дома в неудовлетворительном состоянии: помещение затоплено и завалено бытовым мусором.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.
прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ОАО <...> на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО <...> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя ОАО <...> П., представитель службы по надзору в сфере защиты прав потребителей З., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО <...> об обязании его устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>, в части ненадлежащего содержания подвального помещения, а именно: выполнить текущие работы по осушению подвала и необходимые ремонтные работы для исключения затопления подвала дома в дальнейшем, очистить подвальное помещение от мусора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Выборгском районе и ОАО <...> проведена проверка по обращению Р., по вопросу ненадлежащего содержания дома, расположенного по адресу: <адрес>
Установлено, что подвальное помещение указанного дома находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: подвальное помещение местами находится в затопленном состоянии, захламлено строительным и бытовым мусором.
В соответствии с договором N от <...> управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ОАО <...>.
Поскольку ОАО <...> ненадлежащим образом осуществляет управление указанным домом и не выполняет свои обязанности по обеспечению необходимого качества работ и услуг, что является нарушением прав не только лиц, проживающих в данном доме, но и неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия нахождения в данном доме и рядом с ним, Прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ОАО <...> возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ОАО <...> устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>, в части ненадлежащего содержания подвального помещения, а именно: выполнить текущие работы по осушению подвала и необходимые ремонтные работы для исключения затопления подвала дома в дальнейшем, очистить подвальное помещение от мусора.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что при разрешении дела судом не установлена причина подтопления подвального помещения дома. Вместе с тем, затопление подвала происходит канализационными стоками совместно с грунтовыми водами из-за остановки общегородской сплавной канализационной линии, находящейся на обслуживании ОАО <...> и проходящей по <адрес>.
Таким образом, для исключения затопления подвала грунтовыми водами и канализационными стоками в дальнейшем необходимо провести работы по бетонированию пола подвала с гидроизоляцией, что относится к работам капитального характера. Согласно договору на управление домом Общество не обязано производить капитальный ремонт общего имущества дома и денежные средства на капитальный ремонт с собственников жилых и нежилых помещений дома не собирает.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.3 предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 15 указанной статьи предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 16 указанной статьи, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 1 ст. 166 ЖК РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Как следует из материалов гражданского дела, Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Выборгском районе и ОАО <...> проведена проверка по обращению Р., по вопросу ненадлежащего содержания дома, расположенного по адресу: <адрес>
Установлено, что подвальное помещение указанного дома находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: подвальное помещение местами находится в затопленном состоянии, захламлено строительным и бытовым мусором.
В соответствии с договором N от <...> управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ОАО <...>.
Согласно п. 2.1 Договора ОАО <...> обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу п. 2.2 Договора ОАО <...> обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.4 Договора, ОАО <...> предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальные услуги в соответствии с положением N к указанному договору, а именно: санитарное содержание чердаков и подвалов, то есть, очистка от мусора, дератизация и дезинсекция.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Пунктом 42 Правил также предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
В силу пункта 3.4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Согласно пункту 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий, работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.1). При этом подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3). Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены (п. 4.1.11)
Удовлетворяя исковые требования Выборгского городского прокурора, суд обоснованно исходил из того, что факт ненадлежащего содержания жилого дома подтверждается результатами проведенной проверки и не оспаривался ответчиком, собственники жилых помещений многоквартирного <адрес> вправе требовать устранения нарушения своих прав на безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылки представителя ответчика на то обстоятельство, что затопление подвала происходит канализационными стоками совместно с грунтовыми водами из-за остановки общегородской сплавной канализационной линии, находящейся на обслуживании ОАО <...> и проходящей по <адрес>; для исключения затопления подвала грунтовыми водами и канализационными стоками в дальнейшем необходимо провести работы по бетонированию пола подвала с гидроизоляцией, что относится к работам капитального характера и не относится к обязанностям ответчика, не влияют на правильность постановленного решения и не препятствуют его исполнению.
Представитель ответчика не оспаривал в процессе рассмотрения дела, что подвал жилого <адрес> не только местами находится в затопленном состоянии, но и захламлен строительным и бытовым мусором. Указанные обстоятельства подтверждают выводы суда о том, что свои обязанности по содержанию жилого дома управляющая компания осуществляет ненадлежащим образом.
Как следует из материалов дела, суд обязал ответчика не выполнять работы капитального характера по обустройству пола подвала, а выполнить текущие работы по осушению затопленных мест, которые относятся к непосредственным обязанностям ответчика.
Что касается доводов ответчика о том, что для предотвращения в дальнейшем затопления подвала необходимо выполнить бетонирование пола с установкой гидроизоляции, что относится к работам капитального характера, которые он не должен выполнять, общее собрание собственников жилого дома не принимает решение о производстве необходимого капитального ремонта, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со статьей 189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства свидетельствующие о том, что им представлены собственникам дома предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО <...> - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.01.2014 N 33-591/2014
Требование: Об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в части ненадлежащего содержания подвального помещения.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки выявлено нахождение подвального помещения многоквартирного жилого дома в неудовлетворительном состоянии: помещение затоплено и завалено бытовым мусором.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. N 33-591/2014
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.
прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ОАО <...> на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО <...> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя ОАО <...> П., представитель службы по надзору в сфере защиты прав потребителей З., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО <...> об обязании его устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>, в части ненадлежащего содержания подвального помещения, а именно: выполнить текущие работы по осушению подвала и необходимые ремонтные работы для исключения затопления подвала дома в дальнейшем, очистить подвальное помещение от мусора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Выборгском районе и ОАО <...> проведена проверка по обращению Р., по вопросу ненадлежащего содержания дома, расположенного по адресу: <адрес>
Установлено, что подвальное помещение указанного дома находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: подвальное помещение местами находится в затопленном состоянии, захламлено строительным и бытовым мусором.
В соответствии с договором N от <...> управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ОАО <...>.
Поскольку ОАО <...> ненадлежащим образом осуществляет управление указанным домом и не выполняет свои обязанности по обеспечению необходимого качества работ и услуг, что является нарушением прав не только лиц, проживающих в данном доме, но и неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия нахождения в данном доме и рядом с ним, Прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ОАО <...> возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ОАО <...> устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и Правил и норм технической эксплуатации общего имущества в <адрес>, в части ненадлежащего содержания подвального помещения, а именно: выполнить текущие работы по осушению подвала и необходимые ремонтные работы для исключения затопления подвала дома в дальнейшем, очистить подвальное помещение от мусора.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что при разрешении дела судом не установлена причина подтопления подвального помещения дома. Вместе с тем, затопление подвала происходит канализационными стоками совместно с грунтовыми водами из-за остановки общегородской сплавной канализационной линии, находящейся на обслуживании ОАО <...> и проходящей по <адрес>.
Таким образом, для исключения затопления подвала грунтовыми водами и канализационными стоками в дальнейшем необходимо провести работы по бетонированию пола подвала с гидроизоляцией, что относится к работам капитального характера. Согласно договору на управление домом Общество не обязано производить капитальный ремонт общего имущества дома и денежные средства на капитальный ремонт с собственников жилых и нежилых помещений дома не собирает.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.3 предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 15 указанной статьи предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 16 указанной статьи, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 1 ст. 166 ЖК РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 189 ЖК РФ предусмотрено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Как следует из материалов гражданского дела, Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Выборгском районе и ОАО <...> проведена проверка по обращению Р., по вопросу ненадлежащего содержания дома, расположенного по адресу: <адрес>
Установлено, что подвальное помещение указанного дома находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: подвальное помещение местами находится в затопленном состоянии, захламлено строительным и бытовым мусором.
В соответствии с договором N от <...> управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ОАО <...>.
Согласно п. 2.1 Договора ОАО <...> обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу п. 2.2 Договора ОАО <...> обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.4 Договора, ОАО <...> предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальные услуги в соответствии с положением N к указанному договору, а именно: санитарное содержание чердаков и подвалов, то есть, очистка от мусора, дератизация и дезинсекция.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Пунктом 42 Правил также предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
В силу пункта 3.4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Согласно пункту 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий, работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.1). При этом подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3). Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены (п. 4.1.11)
Удовлетворяя исковые требования Выборгского городского прокурора, суд обоснованно исходил из того, что факт ненадлежащего содержания жилого дома подтверждается результатами проведенной проверки и не оспаривался ответчиком, собственники жилых помещений многоквартирного <адрес> вправе требовать устранения нарушения своих прав на безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылки представителя ответчика на то обстоятельство, что затопление подвала происходит канализационными стоками совместно с грунтовыми водами из-за остановки общегородской сплавной канализационной линии, находящейся на обслуживании ОАО <...> и проходящей по <адрес>; для исключения затопления подвала грунтовыми водами и канализационными стоками в дальнейшем необходимо провести работы по бетонированию пола подвала с гидроизоляцией, что относится к работам капитального характера и не относится к обязанностям ответчика, не влияют на правильность постановленного решения и не препятствуют его исполнению.
Представитель ответчика не оспаривал в процессе рассмотрения дела, что подвал жилого <адрес> не только местами находится в затопленном состоянии, но и захламлен строительным и бытовым мусором. Указанные обстоятельства подтверждают выводы суда о том, что свои обязанности по содержанию жилого дома управляющая компания осуществляет ненадлежащим образом.
Как следует из материалов дела, суд обязал ответчика не выполнять работы капитального характера по обустройству пола подвала, а выполнить текущие работы по осушению затопленных мест, которые относятся к непосредственным обязанностям ответчика.
Что касается доводов ответчика о том, что для предотвращения в дальнейшем затопления подвала необходимо выполнить бетонирование пола с установкой гидроизоляции, что относится к работам капитального характера, которые он не должен выполнять, общее собрание собственников жилого дома не принимает решение о производстве необходимого капитального ремонта, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со статьей 189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства свидетельствующие о том, что им представлены собственникам дома предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО <...> - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)