Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Потрашовой Е.С. (доверенность от 25.09.2013 N 30-юр),
от заинтересованного лица: Разумова И.В. (доверенность от 25.03.2014 N 4104/01-15),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2014,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-11591/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат"
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о привлечении к административной ответственности
и
открытое акционерное общество "Домостроительный комбинат" (далее - ОАО "Домостроительный комбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 02.08.2013 N 5925/07-07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 07-07/17-13, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
Решением суда от 15.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что антимонопольный орган нарушил процедуру привлечения к административной ответственности. Общество незаконно привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, поскольку является субъектом естественной монополии на рынке передачи тепловой энергии. Данный факт подтверждает решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2013 по делу N А82-15537/2012. Кроме того, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, Общества полагает, что суды необоснованно не приняли во внимание его тяжелое финансовое положение и несоразмерность назначенного наказания.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Представитель Управления в судебном заседании возразил против доводов Общества и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2012, 03.08.2012 и 06.08.2012 в Управление поступили заявления жителей многоквартирных домов N 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля об отключении горячей воды и взимании платы за отопление и горячую воду в отсутствие установленного тарифа.
Приказом исполняющего обязанности руководителя Управления от 06.08.2012 N 409 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 07-03/54-12 по признакам нарушения ОАО "Домостроительный комбинат" части 1 статьи 10 и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При рассмотрении материалов данного дела комиссия антимонопольного органа установила, что управление многоквартирными домами N 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат - жилищно-коммунальное обслуживание" (далее - ООО "ДСК-ЖКО") на основании договоров управления многоквартирными домами. Жильцы домов обеспечиваются ООО "ДСК-ЖКО" коммунальными услугами, включая услугу по горячему водоснабжению и отоплению. Для обеспечения собственников помещений указанных многоквартирных домов отоплением и горячим водоснабжением между ОАО "Домостроительный комбинат" и ООО "ДСК-ЖКО" заключен договор теплоснабжения от 30.12.2011 N 062/У-11.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства был установлен факт присоединения указанных многоквартирных домов к тепловым сетям и котельной ОАО "Домостроительный комбинат". Согласно существующей технологической схеме отопление и горячее водоснабжение данных домов обеспечивается посредством функционирования автономной блочно-модульной котельной котельного комплекса с инженерными коммуникациями, расположенной по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, в районе дома 32 (три водогрейных котла типа DUOTHERM 2000), введенной в эксплуатацию в конце 2011 года. Иных присоединений к тепловым сетям и котельным у данных домов не имеется. Таким образом, поставка тепловой энергии для данных конкретных домов возможна только посредством присоединения к ОАО "Домостроительный комбинат".
Пунктом 2.4 договора теплоснабжения от 30.12.2011 N 062/У-11 установлено, что для проведения плановых текущих и капитальных ремонтов допускаются перерывы в подаче горячего водоснабжения, сроки которых определяются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Извещением от 04.07.2012 N 276/1 ОАО "Домостроительный комбинат" уведомило ООО "ДСК-ЖКО" о прекращении подачи тепловой энергии в жилые дома по адресу: город Ярославль, Дядьковский проезд, N 1 и 4, с 19.07.2012 по 02.08.2012 в связи с проведением работ по подготовке оборудования к отопительному сезону 2012-2013 годов.
Извещением от 02.08.2012 N 302 ОАО "Домостроительный комбинат" сообщило ООО "ДСК-ЖКО" о том, что при производстве работ по подготовке к отопительному сезону блочно-модульной котельной выявлены существенные технические недостатки, которые не позволяют произвести пуск котельной в сроки, указанные в извещении от 04.07.2012 N 276/1, дата пуска котельной будет сообщена после определения срока поставки, установки и настройки необходимых технических средств.
Фактически горячее водоснабжение в многоквартирных домах по указанным адресам было отключено 19.07.2012 и на момент рассмотрения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2012) горячее водоснабжение восстановлено не было. Возобновление подачи горячей воды имело место 21.08.2012.
Действия Общества по невозобновлению поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону расценены антимонопольным органом как ущемляющие интересы жителей данных домов и квалифицированы в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Также комиссией Управления рассматривались действия ОАО "Домостроительный комбинат" по начислению жителям многоквартирных домов платы за поставленную тепловую энергию в отсутствие у энергоснабжающей организации утвержденного тарифа.
Несоблюдение порядка установления тарифа, а также самовольное установление и взимание платы за коммунальную услугу (отопление, горячее водоснабжение) квалифицировано комиссией Управления в качестве нарушения порядка ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения дела Общество представило платежное поручение от 16.08.2012 N 970, подтверждающее возврат ранее уплаченных ООО "ДСК-ЖКО" денежных средств, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции было расценено комиссией антимонопольного органа как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства в части ценообразования.
Комиссия Управления приняла решение 17.08.2012 (в полном объеме изготовлено 27.08.2012) по делу N 07-03/54-12, в соответствии с которым ОАО "Домостроительный комбинат" было признано нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции было прекращено в связи с добровольным устранением Обществом нарушений. Вместе с тем заявителю было выдано предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Данное решение было обжаловано Обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.07.2013 по делу N А82-15537/2012, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2014, подтверждена законность и обоснованность выводов антимонопольного органа и решения комиссии Управления.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ были переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 18.06.2013 производство по делу об административном правонарушении N 07-07/08-13, возбужденному по факту поименованных в названном решении антимонопольного органа нарушений на основании части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, было прекращено в связи с тем, что ОАО "Домостроительный комбинат" не является субъектом естественной монополии на рынке теплоснабжения и горячего водоснабжения, на котором выявлены нарушения. Определением Управления от 19.06.2013 в отношении Общества возбуждено дело N 07-07/17-13, в рамках которого правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления 19.07.2013 составило в отношении ОАО "Домостроительный комбинат" протокол об административном правонарушении.
Заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы дела и указанный протокол, вынес постановление от 02.08.2013 N 5925/07-07, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, которое выразилось в невозобновлении поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону, а также установлении и взимании платы за коммунальную услугу без установленного уполномоченным органом тарифа, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
ОАО "Домостроительный комбинат" не согласилось с постановлением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу. Размер штрафа признан судом разумным, обоснованным и соразмерным тяжести совершенного правонарушения.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 указанной статьи).
В части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, поставка тепловой энергии в многоквартирные дома 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля, находящиеся под управлением ООО "ДСК-ЖКО", возможна только посредством присоединения тепловым сетям Общества. Указанные жилые дома присоединены к тепловым сетям и котельной ОАО "Домостроительный комбинат"; альтернативных источников теплоснабжения и присоединений не имеется. Посредством принадлежащей Обществу блочно-модульной котельной тепловая энергия производится и по тепловым сетям, принадлежащим ОАО "Домостроительный комбинат", подается в указанные многоквартирные жилые дома для целей отопления и горячего водоснабжения. Следовательно, Общество обоснованно признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке теплоснабжения и горячего водоснабжения в границах города Ярославля (в границах присоединенных сетей).
В качестве противоправных, противоречащих установленным Законом о защите конкуренции запретам антимонопольным органом квалифицированы действия (бездействие) ОАО "Домостроительный комбинат" по невозобновлению поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), а также несоблюдение Обществом порядка установления тарифа и самовольное установление и взимание платы за коммунальную услугу (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Данные обстоятельства установлены решением Управления от 02.08.2013 по делу N 07-07/17-13, которое было предметом судебного разбирательства по делу N А82-15537/2012.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.07.2013 по делу N А82-15537/2012 решение Управления признано соответствующим действующему законодательству. Постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2014 решение суда первой инстанции по данному делу оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Ссылка Общества на нарушение антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности отклоняется, как противоречащая материалам дела.
Довод ОАО "Домостроительный комбинат" о том, что суды необоснованно не приняли во внимание его тяжелое финансовое положение и несоразмерность назначенного наказания, признается несостоятельной.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения суды не нашли оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела. В компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции решение данного вопроса не входит.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Определение о принятии обеспечительных мер от 10.11.2014, принятое Арбитражным судом Волго-Вятского округа в рамках рассмотрения настоящего дела, подлежит отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А82-11591/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат" - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа о принятии обеспечительных мер от 10.11.2014 отменить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2014 N Ф01-4729/2014 ПО ДЕЛУ N А82-11591/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А82-11591/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Потрашовой Е.С. (доверенность от 25.09.2013 N 30-юр),
от заинтересованного лица: Разумова И.В. (доверенность от 25.03.2014 N 4104/01-15),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2014,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-11591/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат"
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о привлечении к административной ответственности
и
установил:
открытое акционерное общество "Домостроительный комбинат" (далее - ОАО "Домостроительный комбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 02.08.2013 N 5925/07-07 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 07-07/17-13, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
Решением суда от 15.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что антимонопольный орган нарушил процедуру привлечения к административной ответственности. Общество незаконно привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, поскольку является субъектом естественной монополии на рынке передачи тепловой энергии. Данный факт подтверждает решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2013 по делу N А82-15537/2012. Кроме того, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, Общества полагает, что суды необоснованно не приняли во внимание его тяжелое финансовое положение и несоразмерность назначенного наказания.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Представитель Управления в судебном заседании возразил против доводов Общества и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2012, 03.08.2012 и 06.08.2012 в Управление поступили заявления жителей многоквартирных домов N 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля об отключении горячей воды и взимании платы за отопление и горячую воду в отсутствие установленного тарифа.
Приказом исполняющего обязанности руководителя Управления от 06.08.2012 N 409 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 07-03/54-12 по признакам нарушения ОАО "Домостроительный комбинат" части 1 статьи 10 и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При рассмотрении материалов данного дела комиссия антимонопольного органа установила, что управление многоквартирными домами N 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат - жилищно-коммунальное обслуживание" (далее - ООО "ДСК-ЖКО") на основании договоров управления многоквартирными домами. Жильцы домов обеспечиваются ООО "ДСК-ЖКО" коммунальными услугами, включая услугу по горячему водоснабжению и отоплению. Для обеспечения собственников помещений указанных многоквартирных домов отоплением и горячим водоснабжением между ОАО "Домостроительный комбинат" и ООО "ДСК-ЖКО" заключен договор теплоснабжения от 30.12.2011 N 062/У-11.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства был установлен факт присоединения указанных многоквартирных домов к тепловым сетям и котельной ОАО "Домостроительный комбинат". Согласно существующей технологической схеме отопление и горячее водоснабжение данных домов обеспечивается посредством функционирования автономной блочно-модульной котельной котельного комплекса с инженерными коммуникациями, расположенной по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, в районе дома 32 (три водогрейных котла типа DUOTHERM 2000), введенной в эксплуатацию в конце 2011 года. Иных присоединений к тепловым сетям и котельным у данных домов не имеется. Таким образом, поставка тепловой энергии для данных конкретных домов возможна только посредством присоединения к ОАО "Домостроительный комбинат".
Пунктом 2.4 договора теплоснабжения от 30.12.2011 N 062/У-11 установлено, что для проведения плановых текущих и капитальных ремонтов допускаются перерывы в подаче горячего водоснабжения, сроки которых определяются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Извещением от 04.07.2012 N 276/1 ОАО "Домостроительный комбинат" уведомило ООО "ДСК-ЖКО" о прекращении подачи тепловой энергии в жилые дома по адресу: город Ярославль, Дядьковский проезд, N 1 и 4, с 19.07.2012 по 02.08.2012 в связи с проведением работ по подготовке оборудования к отопительному сезону 2012-2013 годов.
Извещением от 02.08.2012 N 302 ОАО "Домостроительный комбинат" сообщило ООО "ДСК-ЖКО" о том, что при производстве работ по подготовке к отопительному сезону блочно-модульной котельной выявлены существенные технические недостатки, которые не позволяют произвести пуск котельной в сроки, указанные в извещении от 04.07.2012 N 276/1, дата пуска котельной будет сообщена после определения срока поставки, установки и настройки необходимых технических средств.
Фактически горячее водоснабжение в многоквартирных домах по указанным адресам было отключено 19.07.2012 и на момент рассмотрения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2012) горячее водоснабжение восстановлено не было. Возобновление подачи горячей воды имело место 21.08.2012.
Действия Общества по невозобновлению поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону расценены антимонопольным органом как ущемляющие интересы жителей данных домов и квалифицированы в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Также комиссией Управления рассматривались действия ОАО "Домостроительный комбинат" по начислению жителям многоквартирных домов платы за поставленную тепловую энергию в отсутствие у энергоснабжающей организации утвержденного тарифа.
Несоблюдение порядка установления тарифа, а также самовольное установление и взимание платы за коммунальную услугу (отопление, горячее водоснабжение) квалифицировано комиссией Управления в качестве нарушения порядка ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения дела Общество представило платежное поручение от 16.08.2012 N 970, подтверждающее возврат ранее уплаченных ООО "ДСК-ЖКО" денежных средств, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции было расценено комиссией антимонопольного органа как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства в части ценообразования.
Комиссия Управления приняла решение 17.08.2012 (в полном объеме изготовлено 27.08.2012) по делу N 07-03/54-12, в соответствии с которым ОАО "Домостроительный комбинат" было признано нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции было прекращено в связи с добровольным устранением Обществом нарушений. Вместе с тем заявителю было выдано предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Данное решение было обжаловано Обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.07.2013 по делу N А82-15537/2012, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2014, подтверждена законность и обоснованность выводов антимонопольного органа и решения комиссии Управления.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ были переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 18.06.2013 производство по делу об административном правонарушении N 07-07/08-13, возбужденному по факту поименованных в названном решении антимонопольного органа нарушений на основании части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, было прекращено в связи с тем, что ОАО "Домостроительный комбинат" не является субъектом естественной монополии на рынке теплоснабжения и горячего водоснабжения, на котором выявлены нарушения. Определением Управления от 19.06.2013 в отношении Общества возбуждено дело N 07-07/17-13, в рамках которого правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления 19.07.2013 составило в отношении ОАО "Домостроительный комбинат" протокол об административном правонарушении.
Заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы дела и указанный протокол, вынес постановление от 02.08.2013 N 5925/07-07, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, которое выразилось в невозобновлении поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону, а также установлении и взимании платы за коммунальную услугу без установленного уполномоченным органом тарифа, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 562 500 рублей.
ОАО "Домостроительный комбинат" не согласилось с постановлением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и не установил процессуальных нарушений при производстве по делу. Размер штрафа признан судом разумным, обоснованным и соразмерным тяжести совершенного правонарушения.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 указанной статьи).
В части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, поставка тепловой энергии в многоквартирные дома 1 и 4 по Дядьковскому проезду города Ярославля, находящиеся под управлением ООО "ДСК-ЖКО", возможна только посредством присоединения тепловым сетям Общества. Указанные жилые дома присоединены к тепловым сетям и котельной ОАО "Домостроительный комбинат"; альтернативных источников теплоснабжения и присоединений не имеется. Посредством принадлежащей Обществу блочно-модульной котельной тепловая энергия производится и по тепловым сетям, принадлежащим ОАО "Домостроительный комбинат", подается в указанные многоквартирные жилые дома для целей отопления и горячего водоснабжения. Следовательно, Общество обоснованно признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке теплоснабжения и горячего водоснабжения в границах города Ярославля (в границах присоединенных сетей).
В качестве противоправных, противоречащих установленным Законом о защите конкуренции запретам антимонопольным органом квалифицированы действия (бездействие) ОАО "Домостроительный комбинат" по невозобновлению поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома по истечении 14 дней после окончания подготовки сетей и котельной к отопительному сезону (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), а также несоблюдение Обществом порядка установления тарифа и самовольное установление и взимание платы за коммунальную услугу (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Данные обстоятельства установлены решением Управления от 02.08.2013 по делу N 07-07/17-13, которое было предметом судебного разбирательства по делу N А82-15537/2012.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.07.2013 по делу N А82-15537/2012 решение Управления признано соответствующим действующему законодательству. Постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2014 решение суда первой инстанции по данному делу оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Ссылка Общества на нарушение антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности отклоняется, как противоречащая материалам дела.
Довод ОАО "Домостроительный комбинат" о том, что суды необоснованно не приняли во внимание его тяжелое финансовое положение и несоразмерность назначенного наказания, признается несостоятельной.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения суды не нашли оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела. В компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции решение данного вопроса не входит.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Определение о принятии обеспечительных мер от 10.11.2014, принятое Арбитражным судом Волго-Вятского округа в рамках рассмотрения настоящего дела, подлежит отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А82-11591/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домостроительный комбинат" - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа о принятии обеспечительных мер от 10.11.2014 отменить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)