Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2014 ПО ДЕЛУ N А25-740/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. по делу N А25-740/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу административной комиссии при мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.09.2014 по делу N А25-740/2014 (судья Гуков А.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 1" (ОРГН 1110917002118, ИНН 0917018866)
к административной комиссии при мэрии муниципального образования города Черкесска (г. Черкесск, пр-т Ленина д. 54-а)
к мэрии муниципального образования города Черкесска (г. Черкесск, пр-т Ленина д. 54-а)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики к административной комиссии при мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - административная комиссия) и мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - мэрия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при мэрии муниципального образования города Черкесска от 14.04.2014 N 006938 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 4 Закона КЧР от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением от 16.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Административная комиссия не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.09.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 04.10.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Управление жилищного хозяйства N 1" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 3 по КЧР 01.07.2011. Основным видом деятельности общества является управление и эксплуатация имущества общего пользования в многоквартирных жилых домах города Черкесска на основании заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах договоров на содержание и ремонт жилых домов.
Отделом жилищно-коммунального хозяйства управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска по результатам обследования многоквартирного дома по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова,13-а был выявлен факт нарушения обществом требований пункта 5.22 Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска, утвержденных Решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 26.04.2010 N 49, выразившееся в невыполнении косметического ремонта подъездов многоквартирного дома.
По данному факту ведущим специалистом отдела Узденовой А.А. заявителю было выдано предписание от 25.03.2014 об устранении выявленного нарушения.
07.04.2014 комиссией в составе специалистов Отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска и жильцов дома произведено обследование мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 13-а. Проверкой установлено невыполнение обществом предписания от 25.03.2014, составлен акт обследования от 07.04.2014.
07.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 008152, на основании которого обществу вменено невыполнение косметического ремонта подъездов многоквартирного дома по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 13-а.
Протокол и материалы административного дела отделом по контролю за использованием земель и санитарному содержанию города мэрии были переданы на рассмотрение в административную комиссию, которая постановлением от 14.04.2014 N 006938 привлекла заявителя к административной ответственности на основании статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях" и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Полагая, что оспариваемым постановлением нарушаются его права и законные интересы, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд КЧР.
В силу пунктов 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 N 6-РЗ "О порядке создания и деятельности административных комиссий в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях", в пределах полномочий, установленных указанным Законом.
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ установлено, что административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Карачаево-Черкесской Республики и отнесенных этими законами к их компетенции.
На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 15 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4 данного Закона, составляются должностными лицами, уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ административные комиссии муниципальных образований осуществляют подготовку к рассмотрению и рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных статьей 4 данного Закона, совершенных на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 1.2 Положения об Управлении имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2010 N 29, Управление является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкесска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования города Черкесска и осуществляющим функции по реализации муниципальной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
В пределах своей компетенции Управлении имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска обеспечивает соблюдение и выполнение предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Указов Президента Российской Федерации, Указов Президента Карачаево-Черкесской Республики, постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, постановлений мэрии муниципального образования города Черкесска, решений Думы муниципального образования города Черкесска (п. 2.3.31 Положения об управлении).
Пунктами 2.4 и 2.6 Положения об управлении установлено, что в его состав входит в том числе отдел по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, который осуществляет плановый надзор за техническим состоянием жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и разработку мероприятий по устранению обнаруженных дефектов.
Согласно п. 2.6.7 Положения Управление осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением Правил по санитарному содержанию и благоустройству муниципального образования города Черкесска.
С учетом изложенных нормативных положений протокол от 07.04.2014 N 008152 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ, составлен инспектором отдела жилищно-коммунального хозяйства, а само дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено административной комиссией в пределах установленной компетенции.
На основании статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях" неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами либо данным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5.22 Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска, утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 26.04.2010 N 49, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели, обслуживающие жилищный фонд, обязаны выполнять косметический ремонт подъездов в многоквартирных домах не реже 1 раза в 5 лет.
Материалами дела подтверждается, что обществом не исполнено предписание отдела жилищно-коммунального хозяйства в установленный срок.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 Закона КЧР N 40-РЗ "Об административных правонарушениях".
Вместе с тем, при проверке соблюдения порядка привлечения общества к административной ответственности судом установлено, что при возбуждении и рассмотрении в отношении общества дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения его процессуальных прав и гарантий, предоставленных статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с целью надлежащей защиты его интересов.
Пунктом 3 статьи 1, статьей 16 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 40-РЗ "Об административных правонарушениях" предусмотрено, что задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом, осуществляется с соблюдением требований и в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Они вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что положения статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В рассматриваемом случае административной комиссией и мэрией не представлены доказательства извещения заявителя о назначении процедуры составления протокола об административном правонарушении, что препятствовало возможности законного представителя юридического лица участвовать в составлении протокола и воспользоваться предусмотренными статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях гарантиями.
Бремя доказывания факта такого извещения в силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении в суде дел об оспаривании привлечения к административной ответственности ложится на административный орган.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения об этом заявителя следует рассматривать в качестве существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, согласно уведомлению от 08.04.2014 административная комиссия известила общество о рассмотрении в отношении него материалов административного производства 14.04.2014 в 14.30. Согласно оспариваемому постановлению дело об административном правонарушении рассмотрено 14.04.2014 в 14.00, что также свидетельствует о том, что заявитель не был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, поскольку дело было рассмотрено до наступления времени, указанного в уведомлении.
Согласно ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Допущенные административной комиссией нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении суд счел существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, учесть при вынесении оспариваемого постановления объяснения заявителя, дать им надлежащую оценку и т.д.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы административной комиссии, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.09.2014 по делу N А25-740/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.09.2014 по делу N А25-740/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)