Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчики от переселения и подписания договора мены отказались, устно требуя предоставить квартиру в центре города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Старичковой Е.А.
судей Вахитовой Г.Д., Салихова Х.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. на решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. о прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета (прописки), заключении договора мены на предложенных условиях и признании права собственности за муниципальным образованием на жилое помещение.
В обоснование иска указала, что ответчики Д.О., Д.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: адрес город адрес адрес Многоквартирный дом по указанному адресу включен в "Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... и принятым во исполнение Республиканской программы постановления администрации городского округа от дата N ... "Об утверждении адресной программы городского округа адрес Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год".
Реализуя вышеуказанные программы, администрация городского округа на открытом аукционе приобрела квартиры для расселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Жилищной комиссией произведено распределение приобретенных квартир между гражданами, в частности Д.О., Д.В. и членам их семьи предложено переселиться в жилое помещение по адресу: адрес А, адрес, общей площадью ...., что равно стоимости изымаемого аварийного жилья. дата ответчикам направлено письмо N ... в котором их уведомили о решении жилищной комиссии, пригласили для подписания договора мены. Ответчики от переселения и подписания договора мены отказались, устно требуя предоставить квартиру в центре города.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. ставит вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность. В обоснование указала, что предоставляемая администрацией города ответчикам по договору мены квартира по адресу: адрес соответствует требованиям п. 3 ст. 16 Федерального закона от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которого жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Тем не менее, ответчики отказываются от подписания договора мены на предложенных истцом условиях, объясняя тем, что их не устраивает местонахождение предоставляемой взамен аварийного жилья квартиры - в микрорайоне "Восточный" адрес, считают, что им обязаны предоставить квартиру в центре города.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Д.О., Д.В. - В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным.
Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Аналогичные положения закреплены в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от дата "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
Изъятие жилого помещения у собственника, согласно положениям Жилищного кодекса РФ, возможно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок изъятия жилых помещений у собственников при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд установлен ст. 32 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с ч. 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ дата г., следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Как установлено судом, Д.О. и Д.В. являются собственниками жилого помещения общей площадью ... по адресу: адрес город адрес адрес, адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата N адрес, N дата, от дата N адрес, от дата N адрес.
Наряду с собственниками в квартире проживают члены их семьи: К.И.Г., ..., Л., ..., что подтверждается справкой о составе семьи МУП "Жилкомсервис" N ... от дата.
Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства РБ от дата ....
Из приложения N ... к адресной программе следует, что рассматриваемый жилой дом признан аварийным по решению Межведомственной комиссии городского округа от дата N 12/5.
Пунктом 4.4 Адресной программы предусмотрено, что изъятие жилых помещений, находящихся в признанных аварийными многоквартирных домах, органам местного самоуправления осуществлять в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что реализуя данную Адресную программу, администрация городского округа ограничилась приобретением жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийных домов.
На основании решения жилищной комиссии администрации городского округа N ... от дата ответчикам предложено к переселению жилое помещение, находящегося в собственности городского округа по адресу: адрес А, адрес, ... Переход права собственности на жилье предложено оформить подписанием договора мены жилыми помещениями.
В остальном мероприятия предусмотренные частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не проводились, соглашение с собственниками на переселение в приобретенное жилье не достигнуто.
Из положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как верно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования администрации городского округа адрес РБ к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. о прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета (прописки), заключении договора мены на предложенных условиях и признании права собственности за муниципальным образованием на жилое помещение удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушения норм процессуального права судом не допущено. Для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.СТАРИЧКОВОЙ
Судьи
Г.Д.ВАХИТОВА
Х.А.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-17835/2014
Требование: О прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета, заключении договора мены на предложенных условиях и признании права собственности за муниципальным образованием на жилое помещение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчики от переселения и подписания договора мены отказались, устно требуя предоставить квартиру в центре города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N 33-17835/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Старичковой Е.А.
судей Вахитовой Г.Д., Салихова Х.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. на решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. о прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета (прописки), заключении договора мены на предложенных условиях и признании права собственности за муниципальным образованием на жилое помещение.
В обоснование иска указала, что ответчики Д.О., Д.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: адрес город адрес адрес Многоквартирный дом по указанному адресу включен в "Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N ... и принятым во исполнение Республиканской программы постановления администрации городского округа от дата N ... "Об утверждении адресной программы городского округа адрес Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год".
Реализуя вышеуказанные программы, администрация городского округа на открытом аукционе приобрела квартиры для расселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Жилищной комиссией произведено распределение приобретенных квартир между гражданами, в частности Д.О., Д.В. и членам их семьи предложено переселиться в жилое помещение по адресу: адрес А, адрес, общей площадью ...., что равно стоимости изымаемого аварийного жилья. дата ответчикам направлено письмо N ... в котором их уведомили о решении жилищной комиссии, пригласили для подписания договора мены. Ответчики от переселения и подписания договора мены отказались, устно требуя предоставить квартиру в центре города.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. ставит вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность. В обоснование указала, что предоставляемая администрацией города ответчикам по договору мены квартира по адресу: адрес соответствует требованиям п. 3 ст. 16 Федерального закона от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которого жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Тем не менее, ответчики отказываются от подписания договора мены на предложенных истцом условиях, объясняя тем, что их не устраивает местонахождение предоставляемой взамен аварийного жилья квартиры - в микрорайоне "Восточный" адрес, считают, что им обязаны предоставить квартиру в центре города.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Д.О., Д.В. - В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным.
Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Аналогичные положения закреплены в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от дата "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
Изъятие жилого помещения у собственника, согласно положениям Жилищного кодекса РФ, возможно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок изъятия жилых помещений у собственников при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд установлен ст. 32 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с ч. 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ дата г., следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Как установлено судом, Д.О. и Д.В. являются собственниками жилого помещения общей площадью ... по адресу: адрес город адрес адрес, адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата N адрес, N дата, от дата N адрес, от дата N адрес.
Наряду с собственниками в квартире проживают члены их семьи: К.И.Г., ..., Л., ..., что подтверждается справкой о составе семьи МУП "Жилкомсервис" N ... от дата.
Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства РБ от дата ....
Из приложения N ... к адресной программе следует, что рассматриваемый жилой дом признан аварийным по решению Межведомственной комиссии городского округа от дата N 12/5.
Пунктом 4.4 Адресной программы предусмотрено, что изъятие жилых помещений, находящихся в признанных аварийными многоквартирных домах, органам местного самоуправления осуществлять в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что реализуя данную Адресную программу, администрация городского округа ограничилась приобретением жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийных домов.
На основании решения жилищной комиссии администрации городского округа N ... от дата ответчикам предложено к переселению жилое помещение, находящегося в собственности городского округа по адресу: адрес А, адрес, ... Переход права собственности на жилье предложено оформить подписанием договора мены жилыми помещениями.
В остальном мероприятия предусмотренные частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не проводились, соглашение с собственниками на переселение в приобретенное жилье не достигнуто.
Из положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как верно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования администрации городского округа адрес РБ к Д.О., действующей от своего имени и имени несовершеннолетней Л., дата, Д.В., К.И.Г., К.Ф. о прекращении права собственности на жилое помещение, снятии с регистрационного учета (прописки), заключении договора мены на предложенных условиях и признании права собственности за муниципальным образованием на жилое помещение удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушения норм процессуального права судом не допущено. Для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.СТАРИЧКОВОЙ
Судьи
Г.Д.ВАХИТОВА
Х.А.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)