Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2014 ПО ДЕЛУ N А42-3264/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. по делу N А42-3264/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Быков А.А. - доверенность N 30 от 26.09.2014
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23140/2014) Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2014 по делу N А42-3264/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Славянка"
к Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области
о признании незаконным отказа в установлении размера платы за содержание ремонт жилых помещений государственного жилого фонда

установил:

Открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219; далее - Общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области (ОГРН 1025100587720; далее - Администрация) в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, изложенного в письме от 05.03.2014 N 717.
Решением суда от 01.08.2014 требование Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда от 01.08.2014 отменить. Податель жалобы считает правомерным отказ Администрации в установлении Обществу размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в многоквартирных домах, собственником которых принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "Славянка" и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России N 1-УЖФ от 02.08.2010, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городов, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов. В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление ОАО "Славянка", включены также многоквартирные дома, расположенные по адресу: городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, ул. Зеленый городок, дома NN 3, 5, 6, 106, ул. Московская, дом 18.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора Общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за найм), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Общество обратилось к Главе администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области с письмом от 23.01.2014 N 335 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны РФ), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчету в отношении вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Письмом от 05.03.2014 N 717 Администрация, сославшись на пункт 68 части 7 Положения о Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, отказала в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования, указав, что вопрос установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России, не относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Мурмаши.
Полагая отказ Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ (в редакции, Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из буквального толкования нормы, закрепленной в части 3 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) следует, что к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы - Санкт-Петербурга относится установление размера платы:
- за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда
и
- за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений как муниципального, так и государственного жилищного фонда.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела документов следует, что жилищный фонд, в котором находятся спорные жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить Общество, относится к государственному жилищному фонду. При этом, обязанность управляющей компании по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, условиями договора управления N 1-УЖФ от 02.08.2010 не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области, возложена на Администрацию.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по принятию решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества, в том числе для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, возлагается на собственника помещений в многоквартирном доме по итогам общего собрания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность органов местного самоуправления по установлению размера платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда прямо установлена частью 3 статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным, как несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, отказ Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда (в данном случае жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации) и обязал Администрацию в порядке устранения допущенных нарушений прав Общества (часть 5 статьи 201 АПК РФ) в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории муниципального образования г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда от 01.08.2014 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 августа 2014 года по делу N А42-3264/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)