Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 12.01.2015,
от заинтересованного лица: Черновой Т.А. по дов. от 01.09.2014,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 по делу N А67-1082/2014 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания N 4155 от 21.01.2014, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройсоюз", г. Томск, Фомина Марина Александровна, г. Томск,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 21.01.2014 N 4155.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройсоюз" (далее - ООО "УК "Стройсоюз"), Фомина Марина Александровна (далее - Фомина М.А.).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 21.01.2014 N 4155 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Первомайская, 63/1, на основании договора энергоснабжения N 2245 от 01.01.2007, в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества настаивал на удовлетворении требований апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции; представитель Департамента поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.12.2013 N 4155, по обращению жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт".
21.01.2014 по результатам проверки составлен акт N 3095 (с учетом пояснений о технической ошибке), содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" жильцам дома по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
21.01.2014 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. со ссылкой на акт от 21.01.2014 N 3095 (с учетом пояснений о технической ошибке) ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 4155, согласно которому обществу предписано до 01.03.2014 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, начисления платы за коммунальную услугу по электро-снабжению на общедомовые нужды.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Стройсоюз", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2245 от 01.01.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Стройсоюз", следовательно, основания для взимания с потребителей (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, д. 63/1, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 05.04.2011.
05.04.2011 между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Стройсоюз" заключен договор управления многоквартирным домом.
01.01.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "УК "Стройсоюз" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 22454, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "УК "Стройсоюз".
19.09.2008 ООО "УК "Стройсоюз" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (далее имеются в виду граждане, которым УО предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 01.10.2010, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томскэнергосбыт" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "УК "Стройсоюз", а ОАО "Томскэнергосбыт" - как ресурсоснабжающая организация.
Кроме того акт приемки электроучета N 06-04-15-07 от 15.04.2011 системы общедомового учета многоквартирного дома по адресу: ул. Первомайская, 63/1, подписан представителями ООО "Горсети", ОАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "УК "Стройсоюз", акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определяющий границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок "сетевой организации" и "потребителя" в соответствии с их балансовой принадлежностью подписан 15.04.2011 от потребителя ООО "УК "Стройсоюз".
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений законодательства, является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Первомайская, 63/1, на основании договора энергоснабжения N 2245 от 01.01.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
Между тем, данный довод подателя жалобы опровергается материалами дела, а именно приложением N 3 к договору энергоснабжения N 2245: Точки поставки электрической энергии потребителя с указанием места установки, разрешенной (установленной) мощности, категорийности объектов, в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 301-КГ15-155 по делу N А43-7079/2014 не может быть принята во внимание, поскольку в данном деле установлены иные фактические обстоятельства (договор ресурсоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не заключен).
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента от 21.01.2014 N 4155 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 по делу N А67-1082/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.02.2015 N 973.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 07АП-1705/2015 ПО ДЕЛУ N А67-1082/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А67-1082/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 12.01.2015,
от заинтересованного лица: Черновой Т.А. по дов. от 01.09.2014,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 по делу N А67-1082/2014 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания N 4155 от 21.01.2014, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройсоюз", г. Томск, Фомина Марина Александровна, г. Томск,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 21.01.2014 N 4155.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройсоюз" (далее - ООО "УК "Стройсоюз"), Фомина Марина Александровна (далее - Фомина М.А.).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 21.01.2014 N 4155 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Первомайская, 63/1, на основании договора энергоснабжения N 2245 от 01.01.2007, в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества настаивал на удовлетворении требований апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции; представитель Департамента поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.12.2013 N 4155, по обращению жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт".
21.01.2014 по результатам проверки составлен акт N 3095 (с учетом пояснений о технической ошибке), содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" жильцам дома по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
21.01.2014 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. со ссылкой на акт от 21.01.2014 N 3095 (с учетом пояснений о технической ошибке) ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 4155, согласно которому обществу предписано до 01.03.2014 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, начисления платы за коммунальную услугу по электро-снабжению на общедомовые нужды.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Первомайская, 63/1, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Стройсоюз", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2245 от 01.01.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Стройсоюз", следовательно, основания для взимания с потребителей (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Первомайская, д. 63/1, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 05.04.2011.
05.04.2011 между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Стройсоюз" заключен договор управления многоквартирным домом.
01.01.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "УК "Стройсоюз" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 22454, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "УК "Стройсоюз".
19.09.2008 ООО "УК "Стройсоюз" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (далее имеются в виду граждане, которым УО предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 01.10.2010, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томскэнергосбыт" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "УК "Стройсоюз", а ОАО "Томскэнергосбыт" - как ресурсоснабжающая организация.
Кроме того акт приемки электроучета N 06-04-15-07 от 15.04.2011 системы общедомового учета многоквартирного дома по адресу: ул. Первомайская, 63/1, подписан представителями ООО "Горсети", ОАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "УК "Стройсоюз", акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определяющий границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок "сетевой организации" и "потребителя" в соответствии с их балансовой принадлежностью подписан 15.04.2011 от потребителя ООО "УК "Стройсоюз".
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений законодательства, является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Департаментом не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Первомайская, 63/1, на основании договора энергоснабжения N 2245 от 01.01.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
Между тем, данный довод подателя жалобы опровергается материалами дела, а именно приложением N 3 к договору энергоснабжения N 2245: Точки поставки электрической энергии потребителя с указанием места установки, разрешенной (установленной) мощности, категорийности объектов, в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Первомайская, 63/1.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 301-КГ15-155 по делу N А43-7079/2014 не может быть принята во внимание, поскольку в данном деле установлены иные фактические обстоятельства (договор ресурсоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не заключен).
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента от 21.01.2014 N 4155 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21.01.2015 по делу N А67-1082/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.02.2015 N 973.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)