Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Будылевой М.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: Погорелова Н.А. по доверенности от 01.12.2014;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3955/2015) ОАО "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2014 по делу N А26-9579/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее - заявитель, Общество, ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4, далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 23.09.2014 N 1320.
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что поскольку управляющая компания ООО "Комфорт" с заявкой на заключение договора энергоснабжения в интересах потребителей спорного многоквартирного дома не обращалась, в рассматриваемом случае она не приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика, не является собственником электроэнергии и не вправе продавать ее потребителям и взимать за это плату. ООО "Комфорт" не приступало к исполнению коммунальной услуги "энергоснабжение" в указанном многоквартирном доме, а, следовательно, не является исполнителем данной коммунальной услуги и не может взимать плату за электроснабжение с потребителей.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего 31.07.2014 в Инспекцию обращения граждан, проживающих в доме N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта, Инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения ОАО "Карельская энергосбытовая компания" обязательных требований жилищного законодательства (распоряжение о проведении проверки N 1117 от 28.08.2014). Результаты проверки отражены в акте N 1117 от 23.09.2014.
Проверкой установлено, что договор энергоснабжения в интересах потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 11 по ул. Западной г. Питкяранта (далее - МКД), управляющей организацией - ООО Комфорт" не заключен.
МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии типа ПСЧ-ЗТА.07.112.2 N 04006262, коэффициент трансформации подтверждается соответствующей справкой-актом от 05.06.2010. Данный прибор учета установлен на стене здания.
Расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную в указанном многоквартирном доме в период с октября 2013 года по август 2014 года осуществлялся ОАО "КЭСК" в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Поскольку все жилые помещения многоквартирного дома N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, ОАО "КЭСК" осуществляет расчеты размера платы за коммунальную услугу "энергоснабжение", предоставленную потребителям в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 - исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период.
В силу пункта 40 Правил N 354, потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил N 354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется в соответствии с формулой 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
Учитывая, что МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, ОАО "КЭСК" осуществляет расчеты в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (формула N 12).
Тарифы на оплату электроэнергии в 2013 году утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 14.12.2012 N 267; в 2014 году - постановлением от 18.12.2013 N 356, нормативы потребления - приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 N 41.
При проведении проверки Инспекция установила нарушение ОАО "КЭСК" положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Инспекция пришла к выводу о том, что ОАО "КЭСК" не вправе выставлять плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений в МКД.
Инспекцией в адрес ОАО "КЭСК" вынесено предписание N 1320 от 23.09.2014, в соответствии с которым Обществу необходимо выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта, в сторону снижения платы на размер начисленной за период с октября 2013 года по август 2014 года (включительно) платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданное Инспекцией предписание не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 155 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Исходя из изложенного следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемых правоотношениях это ОАО "КЭСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
С учетом изложенного при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Договор ресурсоснабжения между ОАО "КЭСК" и ООО "Комфорт" не заключен, следовательно, Общество (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно МКД.
Выводы Инспекции о нарушении Обществом пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ являются несостоятельными, основанными на неверном толковании правовых норм.
Пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; он лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Нарушение требований жилищного законодательства в данном случае со стороны заявителя отсутствует.
Оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, однако не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам N 354 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда от 18.12.2014 подлежит отмене с вынесением судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях относятся на Инспекцию.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2014 по делу N А26-9579/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 23.09.2014 N 1320, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 45) 5 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2015 N 13АП-3955/2015 ПО ДЕЛУ N А26-9579/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. по делу N А26-9579/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Будылевой М.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: Погорелова Н.А. по доверенности от 01.12.2014;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3955/2015) ОАО "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2014 по делу N А26-9579/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее - заявитель, Общество, ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4, далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 23.09.2014 N 1320.
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что поскольку управляющая компания ООО "Комфорт" с заявкой на заключение договора энергоснабжения в интересах потребителей спорного многоквартирного дома не обращалась, в рассматриваемом случае она не приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика, не является собственником электроэнергии и не вправе продавать ее потребителям и взимать за это плату. ООО "Комфорт" не приступало к исполнению коммунальной услуги "энергоснабжение" в указанном многоквартирном доме, а, следовательно, не является исполнителем данной коммунальной услуги и не может взимать плату за электроснабжение с потребителей.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего 31.07.2014 в Инспекцию обращения граждан, проживающих в доме N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта, Инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения ОАО "Карельская энергосбытовая компания" обязательных требований жилищного законодательства (распоряжение о проведении проверки N 1117 от 28.08.2014). Результаты проверки отражены в акте N 1117 от 23.09.2014.
Проверкой установлено, что договор энергоснабжения в интересах потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 11 по ул. Западной г. Питкяранта (далее - МКД), управляющей организацией - ООО Комфорт" не заключен.
МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии типа ПСЧ-ЗТА.07.112.2 N 04006262, коэффициент трансформации подтверждается соответствующей справкой-актом от 05.06.2010. Данный прибор учета установлен на стене здания.
Расчет размера платы за электрическую энергию, потребленную в указанном многоквартирном доме в период с октября 2013 года по август 2014 года осуществлялся ОАО "КЭСК" в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Поскольку все жилые помещения многоквартирного дома N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, ОАО "КЭСК" осуществляет расчеты размера платы за коммунальную услугу "энергоснабжение", предоставленную потребителям в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 - исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период.
В силу пункта 40 Правил N 354, потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил N 354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется в соответствии с формулой 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
Учитывая, что МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, ОАО "КЭСК" осуществляет расчеты в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (формула N 12).
Тарифы на оплату электроэнергии в 2013 году утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 14.12.2012 N 267; в 2014 году - постановлением от 18.12.2013 N 356, нормативы потребления - приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 N 41.
При проведении проверки Инспекция установила нарушение ОАО "КЭСК" положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Инспекция пришла к выводу о том, что ОАО "КЭСК" не вправе выставлять плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений в МКД.
Инспекцией в адрес ОАО "КЭСК" вынесено предписание N 1320 от 23.09.2014, в соответствии с которым Обществу необходимо выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Западная в г. Питкяранта, в сторону снижения платы на размер начисленной за период с октября 2013 года по август 2014 года (включительно) платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выданное Инспекцией предписание не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 155 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Исходя из изложенного следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемых правоотношениях это ОАО "КЭСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
С учетом изложенного при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Договор ресурсоснабжения между ОАО "КЭСК" и ООО "Комфорт" не заключен, следовательно, Общество (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно МКД.
Выводы Инспекции о нарушении Обществом пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ являются несостоятельными, основанными на неверном толковании правовых норм.
Пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; он лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Нарушение требований жилищного законодательства в данном случае со стороны заявителя отсутствует.
Оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, однако не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам N 354 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда от 18.12.2014 подлежит отмене с вынесением судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях относятся на Инспекцию.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2014 по делу N А26-9579/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 23.09.2014 N 1320, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 45) 5 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)