Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2014 ПО ДЕЛУ N А57-22084/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу N А57-22084/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "23" июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "24" июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С.А.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Лабунским В.Б.,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК" представитель - Баранов С.Н. по доверенности от 09.01.2014,
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" представитель - Милушев Д.Ф. по доверенности от 25.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2014 года по делу N А57-22084/2013 (судья Игнатьев Д.Ю.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК", г. Саратов
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
о взыскании 2 675 112,40 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК" (далее - истец, ООО "УК Соколовогорская ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее ответчики, Администрация, Комитет по финансам), о взыскании задолженности по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за период с 12.12.2010 по 30.11.2013 в размере 2 675 112,40 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2014 года в качестве надлежащего ответчика по делу признан Комитет по финансам и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ).
Кроме того, в суде первой инстанции истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований к Администрации, которое было удовлетворено судом первой инстанции. Администрация на основании поданного ей заявления была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.05.2014 по делу N А57-22084/2013 уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Комитет по финансам обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что Комитет по финансам в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, у собственника спорного жилья отсутствовала обязанность по оплате задолженности за капитальный ремонт, поскольку нормативный акт, которым такая обязанность установлена, подлежит применению не ранее августа 2014 года.
ООО "УК Соколовогорская ЖЭК" представило суду апелляционной инстанции письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым находят обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежим отмене.
Представитель истца находит обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Иные участники в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как установлено материалами дела, ООО "Управляющая компания Сокологвогорская ЖЭК" осуществляет управление следующими домами: д. 13, 4А, 8-1-й Соколовогорский проезд; д. 7, 9-2-й Соколовогорский проезд; 1, 14, 2, 4/12-3-й Масленников проезд; д. 1-4-й Масленников проезд; д. 7, кор.1-5-й Соколовогорский проезд; 7, кор.2-5-й Соколовогорский проезд; д. 1,2 Абрикосовая, д. 11, 13, 15, 19, 2, 3, 6, 8 Бакинская; д. 4, 4/6 Весенняя; д. 2, 4 Загорная; д. 29 - Молодежная; д. 107, 138, 140, 145, 162, 65/71, 73 - Мясницкая; д. 108 - Мясницкий овраг; д. 1, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 2, 21,22,28, 29, 3,30, 31,32, 33,4, 8-совхоз Комбайн; д. 10, 10А, 11, 12, 13, 14, 15,16,17,18, 19, 2, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 4, 6, 7 - Соколовогорская; д. 3, кор.Б Усть-Курдюмская; д. 2, 5, 7 - ЦДК г. Саратова, что подтверждается сводным протоколом от 01.07.2008.
Общим собранием собственников жилья указанных выше многоквартирных домов большинством голосов 01 июля 2008 г. было принято решение об установлении для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах плату капитальный ремонт в размере величины федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц. Данное решение было оформлено сводным протоколом от 01.07.2008.
Данное решение общего собрания собственников ни кем не оспорено.
Согласно п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2009-2011 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в 2010 г. в сумме 4,5 руб.
Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2010 г. N 768 "О федеральных стандарта, оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2011-2013 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в 2011 г. в сумме 5, 4 руб.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных Стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации "2012-2014 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта голого помещения по Саратовской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в 2012 г. в сумме 5,8 руб.
Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 г. N 146 "О федеральных стандартах платы жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013-2015 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого вмещения по Саратовской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц с 5 марта 2013 г. в сумме 6,2 руб.
Однако, муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник жилых помещений в многоквартирных домах: д. 13, 4А, 8-1-й Соколовогорский проезд; д. 7, 9-2-й Соколовогорский проезд; 1, 14, 2, 4/12-3-й Масленников проезд; д. 1-4-й Масленников проезд; д. 7, кор.1-5-й Соколовогорский проезд; 7, кор.2-5-й Соколовогорский проезд; д. 1,2 Абрикосовая, д. 11, 13, 15, 19, 2, 3, 6, 8 Бакинская; д. 4, 4/6 Весенняя; д. 2, 4 Загорная; д. 29 - Молодежная; д. 107, 138, 140, 145, 162, 65/71, 73 - Мясницкая; д. 108 - Мясницкий овраг; д. 1, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 2, 21,22,28, 29, 3,30, 31,32, 33,4, 8-совхоз Комбайн; д. 10, 10А, 11, 12, 13, 14, 15,16,17,18, 19, 2, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 4, 6, 7 - Соколовогорская; д. 3, кор.Б Усть-Курдюмская; д. 2, 5, 7 - ЦДК, свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилых домах доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "УК Соколовогорская ЖЭК".
Однако муниципальное образование "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Общее собрание собственников помещений по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Согласно ЖК РФ МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается письмами Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" исх. N 07-09/826 от 20.01.2014 и администрации Волжского района муниципального образовании "Город Саратов" N 2-06-22-265 от 24.03.2014 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых управляющей компанией ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", в период с 12.12.2010 по 30.11.2013, представленным в материалы, и не оспаривается ответчиком.
На основании указанных выше справок Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" исх. N 07-09/826 от 20.01.2014 и администрации Волжского района муниципального образовании "Город Саратов" N 2-06-22-265 от 24.03.2014 истец произвел расчет суммы взносов муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых управляющей компанией - ООО "УК Соколовогорская ЖЭК" с 12.12.2010 по 30.11.2013 в размере 2 675 112,40 руб.
Расчет судебной коллегией проверен и признается арифметически верным, ответчик его не оспорил, контррасчет не представил. Истцом при расчете правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный постановлениями Правительства РФ от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы", от 28 сентября 2010 года N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 годы", от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы", от 21 февраля 2134 г. N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы". Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2010 год установлена в размере 4,5 руб. за 1 кв. м, на 2011 год установлена в размере 5,40 рублей за 1 кв. м, на 2012 год установлена в размере 5,8 руб. за 1 кв. м, на 2013 год установлена в размере 6,2 руб. за 1 кв. м.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО "УК Соколовогорская ЖЭК".
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", в порядке и размере, установленными общим собранием собственников помещений.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК Соколовогорская ЖЭК" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности за период с 12.12.2010 по 30.11.2013 в сумме 2 675 112 руб. 40 коп.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Комитет по финансам является не надлежащим ответчиком.
Ссылка апеллянта на положения пункта 3 статьи 169 Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ), отклоняется судом апелляционной инстанции. Заявитель жалобы считает, что у собственников не возникает обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт до принятия региональной программы.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях. В то же время сама обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт все же предусматривалась (ст. 158 ЖК РФ). Одновременно с этим, ТСЖ предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137, ч. 5 ст. 155, ст. 158 ЖК РФ).
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела ответчиком представлено постановление Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области".
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.
Спорные жилые дома включены в вышеуказанную программу.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 чт. 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Как видно из материалов дела, региональная программа капитального ремонта в Саратовской области была принята постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П и опубликована в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок реализации данной программы является 2014-2043 года.
Таким образом, порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта, на 2013 год не установлен данной региональной программой капитального ремонта.
Следовательно, в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2014 года по делу N А57-22084/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)