Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А57-5907/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А57-5907/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
при участии в судебном заседании:
от Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области - Ермаков И.А. по доверенности от 22.11.2013 N 80,
от Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратов - Погорелова И.А. по доверенности от 10.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-5907/2014, принятое судьей М.А. Волковой,
по иску Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратов (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026)
к Управлению по делам ЗАГС Правительства Саратовской области (ОГРН 1036405001797, ИНН 6450004165)
о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 19 по проспекту Строителей в городе Саратове за период с 01.10.2012 по 28.02.2014 в сумме 64 679, рублей 85 копеек,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратов (далее по тексту АТСЖ Ленинского района, Истец) с исковым заявлением о взыскании с Управления по делам ЗАГС Правительства по Саратовской области (далее по тексту Управление ЗАГС, Ответчик) задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2012 по 28.02.2014 в сумме 64 679 рублей 85 копеек.
Определением суда от 27.03.2014 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 16.05.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года с Управления по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, взыскана задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 19 по проспекту Строителей в городе Саратове за период с 01.10.2012 по 28.02.2014 в сумме 64 679 рублей 85 копеек.
Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается, что судом неверно применены нормы материального права.
Представитель Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратов возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, проспект Строителей, 19 входит в состав ТСЖ "Техстекло".
10 января 2006 года ТСЖ "Техстекло" (далее товарищество) и ассоциация ТСЖ Ленинского р-на г. Саратова (далее ассоциация) подписали договор, согласно пункту 1.1 которого товарищество передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящие в состав товарищества для управления, обеспечения эксплуатации и пользования в установленных законодательством пределах.
В соответствии с пунктом 5.2 договора ассоциация обязана производить текущий и капитальный ремонт общего имущества отдельно взятого многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, исключительно за счет и в пределах средств оплачиваемых на эти цели жителями (собственниками, нанимателями) данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 7.1 договор вступает в силу с 10 января 2006 года и действует до 31 декабря 2010 года.
Согласно пункту 7.2 договора настоящий договор автоматически продлевается еще на один год, если за месяц до окончания срока его действия, ни одно из сторон письменно не заявит о его прекращении.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 64 АБ N 627508 нежилое помещение общей площадью 249,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, проспект Строителей,19 закреплено за Управлением по делам ЗАГС на праве оперативного управления.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2010 г. по делу N А57-13262/2010, от 16.01.2012 г. по делу N А57-19628/2011 установлена обязанность Управления ЗАГС нести расходы по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 19 по проспекту Строителей в г. Саратове, в котором расположено нежилое помещение общей площадью 249,7 кв. м, которым Ответчик владеет на праве оперативного управления.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по содержанию общего имущества пропорционально площади занимаемого помещения.
Условиями передачи нежилых помещений в оперативное управление, закрепленных Решением Саратовской городской Думы N 37359 от 18.11.1999 г. предусмотрены обязанности пользователя по содержанию указанных объектов, проведению капитального и текущего ремонта.
Ответчик является самостоятельным хозяйствующим субъектом, несущим бремя по содержанию объектов общего имущества многоквартирного дома, в котором расположены используемые им нежилые помещения, и отвечающим по своим обязательствам в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, с учетом положений статьи 7 Жилищного Кодекса РФ.
Расчет размера расходов на содержание общего имущества произведен истцом в соответствии со ставками утвержденными решением Саратовской городской думы N 55-527 от 04.02.2005 и протоколами общего собрания об одобрении их размеров, Постановлениями Правительства РФ от 18.12.2008 г. N 960; от 28.09.2010 г. N 768; N 1077 от 21.12.2011 г. "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" за периоды с 2009 по 2014 годы.
Поскольку ответчик обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не исполняет, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что Управление по делам ЗАГС владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления и обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт нежилого помещения.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 36, пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию и ремонту жилого помещения, а также содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296).
Из толкования пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
По смыслу приведенной нормы закона, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 64 АБ N 627508 нежилое помещение общей площадью 249,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, проспект Строителей,19, закреплено за Управлением по делам ЗАГС на праве оперативного управления.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Установив, что спорное имущество зарегистрировано на праве оперативного управления за Управлением по делам ЗАГС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что государственное учреждение должно нести бремя содержание принадлежащего ему имущества. В связи с чем, довод апеллянта об отсутствии этой обязанности отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона возложена обязанность оплачивать содержание общего имущества дома вне зависимости от несения расходов по содержанию принадлежащих им помещений. Расходы по содержанию многоквартирного дома обусловлены необходимостью его эксплуатации и потому являются обязательными.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками; путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещений и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо отсутствие договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 49/10 от 09.11.2010 г., в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Если собственниками помещений не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом, органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Согласно протоколу заседания общего собрания членов ТСЖ "Техстекло" от 10 января 2006 года, а именно по девятому вопросу повестки, установлена для всех собственников жилых и нежилых помещений (членов и не членов товарищества), а также для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества следующую плату за жилое помещение, с разбивкой ее отдельно в части услуг по: "содержанию общего имущества", по "вывозу ТБО", по "пользованию телевизионной коллективной антенной", по "содержанию (эксплуатации) лифта", а также плата за услугу "электроснабжение помещений мест общего пользования":
- по "содержанию общего имущества", для многоквартирных домов с лифтом и с мусоропроводом - 5 руб. 97 коп. за 1 кв. м общей площади, при минимальном размере оплаты труда 800 руб., при этом 7,58 руб. - общая цена услуги по содержанию жилья за 1 кв. м утвержденная решением Саратовской городской думы N 55-527 от 04.02.2005 года; 0,41 руб. - цена услуги по вывозу ТБО; 1,2 руб. - цена услуги по содержанию лифта. Разрешить применять коэффициент 0,5 к цене по "содержанию общего имущества" для собственников нежилых пристроенных помещений, в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества. В случае увеличения минимального размера оплаты труда на более чем 40%, от минимального размера оплаты труда, установленного на момент проведения настоящего собрания в размере 800 рублей, автоматически установить (изменить) в товариществе (с даты увеличения МРОТ) плату за жилое помещение, в части услуг по "содержанию общего имущества".
Площадь нежилого помещения, расположенного в спорном многоквартирном доме, составляет 249,7 кв. м.
В связи с чем, истец правомерно осуществил расчет платы, исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, установленные решением общего собрания членов ТСЖ.
Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан верным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Отсутствие заключенного между сторонами договора управления многоквартирным домом в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за содержание имущества. Обязанность по своевременному и полному внесению платы основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг и положениях жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательств, исковые требования в части взыскания задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Ссылка апеллянта на положения пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку положения Региональной программы капитального ремонта действуют с октября 2014 года, а исковой период по данному делу ограничен 28.02.2014.
Следовательно, в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-5907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)