Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего - Горевой Л.Т.,
членов Президиума - Данилова А.Р., Пронина П.И., Седалищева А.Н.,
с участием и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л.,
при секретаре Н.,
по кассационному представлению исполняющего обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационной жалобе Д., рассмотрел гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по РС (Я) к Д. о выселении из служебного жилого помещения, признании утратившим права пользования служебным жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Данилова А.Р., Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
установил:
Решением от 21 ноября 2013 г. Якутский городской суд РС (Я) отказал Главному управлению МЧС России по РС (Я) в иске к Д., уволенному из государственной противопожарной службы, о выселении из служебного жилого помещения, признании того утратившим право пользования служебным жилым помещением.
Не согласившись с решением суда, представители Главного управления МЧС России по РС (Я) и Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России обжаловали решение суда в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 15 января 2014 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым иск удовлетворен частично.
Суд апелляционной инстанции признал Д. прекратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ... постановил выселить ответчика из спорного жилого помещения.
Остальные исковые требования, в частности, о снятии Д. с регистрационного учета, оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении Прокурор РС (Я), считая состоявшиеся по делу судебные постановления незаконными и необоснованными, ставит вопрос о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик Д. в кассационной жалобе просит отменить апелляционное определение судебной коллегии и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В частности, оба заявителя полагают, что ответчик Д., как сотрудник правоохранительных органов, имеющий выслугу не менее 10 лет, не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
По результатам рассмотрения дела Президиум Верховного Суда РС (Я) находит состоявшиеся судебные постановления по делу подлежащими отмене по следующим мотивам.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в иске о выселении ответчика из служебного жилого помещения, основываясь на выводах, что ответчик состоял на учете как нуждающийся в жилом помещении до принятия Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. N 189, введенного в действие с 1 марта 2005 года. В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, Д. не может быть выселен из служебного жилого помещения.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, удовлетворила требования истца о выселении ответчика из служебного жилого помещения, сославшись на положения ст. 103 ЖК РФ, регулирующей порядок выселения из специализированного жилого помещения и пришла к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, перечень которых установлен частью 2 ст. 103 ЖК РФ, - лиц, не подлежащих выселению из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, также ответчик не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Между тем, состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены без достаточных определений обстоятельств, которые имеют значение для дела, вследствие которого не рассмотрены вопросы применения норм материального права, которые регулируют возникшие спорные правоотношения.
Как усматривается из материалов дела, спорное служебное жилое помещение, на которое право оперативного управления зарегистрировано за Главным управлением МЧС России по РС (Я), 14 декабря 2012 г. предоставлено Д., проходившему службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 3 апреля 2000 г.
Д. был уволен из Государственной противопожарной службы с 22 июля 2013 года приказом N ... от 15 августа 2013 г. в соответствии с Положением о прохождении службы в органах внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья (п. "з" ст. 58). Выслуга лет на день увольнения составляет 14 календарных лет.
В соответствии с пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (п. 27).
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28).
В силу части 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим, за исключением, что данный документ не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам.
При рассмотрении и разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание и не учтены приведенные положения нормативных правовых актов, предусматривающие в совокупности с положениями ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ о том, что сотрудники, имеющие выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Существенное нарушение норм процессуального права, в частности статей 12 и 67 ГПК РФ, выразившееся в отсутствии исследования имеющихся доказательств, привело к нарушению прав, свобод и законных интересов сторон, лишило их возможности разрешить заявленные требования в соответствии с материальным законом, регулирующих спорные правоотношения, и защитить нарушенные права, в связи с чем, вынесенные судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение суда первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
постановил:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 21 ноября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 15 января 2014 г. по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение суда первой инстанции в Якутский городской суд РС (Я).
Председательствующий
Л.Т.ГОРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 28.03.2014 N 44-Г-12
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. N 44-г-12
Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего - Горевой Л.Т.,
членов Президиума - Данилова А.Р., Пронина П.И., Седалищева А.Н.,
с участием и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л.,
при секретаре Н.,
по кассационному представлению исполняющего обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационной жалобе Д., рассмотрел гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по РС (Я) к Д. о выселении из служебного жилого помещения, признании утратившим права пользования служебным жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Данилова А.Р., Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
установил:
Решением от 21 ноября 2013 г. Якутский городской суд РС (Я) отказал Главному управлению МЧС России по РС (Я) в иске к Д., уволенному из государственной противопожарной службы, о выселении из служебного жилого помещения, признании того утратившим право пользования служебным жилым помещением.
Не согласившись с решением суда, представители Главного управления МЧС России по РС (Я) и Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России обжаловали решение суда в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 15 января 2014 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым иск удовлетворен частично.
Суд апелляционной инстанции признал Д. прекратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ... постановил выселить ответчика из спорного жилого помещения.
Остальные исковые требования, в частности, о снятии Д. с регистрационного учета, оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении Прокурор РС (Я), считая состоявшиеся по делу судебные постановления незаконными и необоснованными, ставит вопрос о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик Д. в кассационной жалобе просит отменить апелляционное определение судебной коллегии и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В частности, оба заявителя полагают, что ответчик Д., как сотрудник правоохранительных органов, имеющий выслугу не менее 10 лет, не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
По результатам рассмотрения дела Президиум Верховного Суда РС (Я) находит состоявшиеся судебные постановления по делу подлежащими отмене по следующим мотивам.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в иске о выселении ответчика из служебного жилого помещения, основываясь на выводах, что ответчик состоял на учете как нуждающийся в жилом помещении до принятия Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. N 189, введенного в действие с 1 марта 2005 года. В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, Д. не может быть выселен из служебного жилого помещения.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, удовлетворила требования истца о выселении ответчика из служебного жилого помещения, сославшись на положения ст. 103 ЖК РФ, регулирующей порядок выселения из специализированного жилого помещения и пришла к выводу о том, что ответчик не относится к категории лиц, перечень которых установлен частью 2 ст. 103 ЖК РФ, - лиц, не подлежащих выселению из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, также ответчик не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Между тем, состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены без достаточных определений обстоятельств, которые имеют значение для дела, вследствие которого не рассмотрены вопросы применения норм материального права, которые регулируют возникшие спорные правоотношения.
Как усматривается из материалов дела, спорное служебное жилое помещение, на которое право оперативного управления зарегистрировано за Главным управлением МЧС России по РС (Я), 14 декабря 2012 г. предоставлено Д., проходившему службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 3 апреля 2000 г.
Д. был уволен из Государственной противопожарной службы с 22 июля 2013 года приказом N ... от 15 августа 2013 г. в соответствии с Положением о прохождении службы в органах внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья (п. "з" ст. 58). Выслуга лет на день увольнения составляет 14 календарных лет.
В соответствии с пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (п. 27).
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28).
В силу части 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим, за исключением, что данный документ не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам.
При рассмотрении и разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание и не учтены приведенные положения нормативных правовых актов, предусматривающие в совокупности с положениями ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ о том, что сотрудники, имеющие выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Существенное нарушение норм процессуального права, в частности статей 12 и 67 ГПК РФ, выразившееся в отсутствии исследования имеющихся доказательств, привело к нарушению прав, свобод и законных интересов сторон, лишило их возможности разрешить заявленные требования в соответствии с материальным законом, регулирующих спорные правоотношения, и защитить нарушенные права, в связи с чем, вынесенные судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение суда первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
постановил:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 21 ноября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) от 15 января 2014 г. по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение суда первой инстанции в Якутский городской суд РС (Я).
Председательствующий
Л.Т.ГОРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)