Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 17АП-12549/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А50-11099/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. N 17АП-12549/2014-АКу

Дело N А50-11099/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
- от заявителя - Товарищества собственников жилья "Мира 70В" (ОГРН 1085905010080, ИНН 5905267440): Калашникова Я.З., паспорт, доверенность от 04.07.2014;
- от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Товарищества собственников жилья "Мира 70В"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 августа 2014 года
по делу N А50-11099/2014,
принятое судьей Морозовой Т.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мира 70В" (ОГРН 1085905010080, ИНН 5905267440)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
об оспаривании постановления,

установил:

Товарищество собственников жилья "Мира 70В" (далее - заявитель, ТСЖ "Мира 70В") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 2738 от 27.10.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд не учел, что многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Мира, 70В, г. Пермь введен в эксплуатацию 30.10.2008 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 133/2007 от 26.12.2008 застройщик - ОАО "Трест N 7". В соответствии с п. 11.1 муниципального контракта от 16.11.2005 на результат работ установлен гарантийный срок. В пределах гарантийного срока в систему отопления был врезан дополнительный стояк непосредственно застройщиком ОАО "Трест N 7", без необходимых согласований, в том числе и с ТСЖ "Мира 70В", что и могло являться причиной предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Вопрос о возложении обязанности привести систему теплоснабжения в соответствии с проектной документацией, обеспечении во всех квартирах температурного режима в данном доме рассматривается в Индустриальном районном суде г. Пермь, однако арбитражный суд не принял во внимание данное обстоятельство.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме. Просит решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела определения Индустриального суда Пермского края от 01.12.2014 по делу N 2-1240/2014.
В приобщении указанного документа отказано на основании ч. 2 ст. 2721 АПК РФ.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по мотивам, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылается на доказанность вины ТСЖ "Мира 70В" в совершении административного правонарушения, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 24.10.2013 N 2738 уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая проверка соблюдения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, д. 70В, результаты которой оформлены актом проверки от 25.10.2013 N 2738.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений п. 5 раздела II, п. 15 раздела VI приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п.п. 4.12, 4.12.2, 4.16.2, 4.16.3 ГОСТ Р51617-2000, п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09, п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, административным органом в соответствии со ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении ТСЖ "Мира 70В" составлен протокол об административном правонарушении от 25.10.2013.
27.11.2013 (согласно протоколу рассмотрения дела) заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ вынесено постановление N 2738 (указание в постановлении даты 27.10.2013 суд первой инстанции решением от 11.08.2014 признал опечаткой), которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В ст. 7.23 КоАП РФ установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами N 354.
Согласно п. 5 Приложения N 1 Правил N 354 должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Согласно п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В соответствии с п. 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из возможностей инженерных систем.
Согласно п. 4.12.3 ГОСТ Р51617-2000 оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Согласно пп. "е" п. 4 Правил N 354 коммунальная услуга в виде отопления - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу п. 4.16.2, таблицы 3 ГОСТ Р51617-2000, п. 15 Приложения N 1 Правил температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже 18 °С, в угловых комнатах не ниже 20 °С, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °С и ниже, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять + 20 °С (в угловых комнатах + 22 °С), отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
В соответствии со СНИП 23-01-99 температура воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) в г. Перми составляет - 35 (минус тридцать пять) °С.
Согласно п. 5.2.3 Правил N 170 температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
Такие же требования к режиму обеспечения коммунальными услугами установлены ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего Стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем (п. 4.1); температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 С° (пункт 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000).
В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов: поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Согласно п. 5.2.17 ПиН ТЭЖФ надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться, в том числе осуществлением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя.
Материалами дела, в том числе актом проверки от 25.10.2013 г. N 2738, протоколом об административном правонарушении от 27.10.2013 N 2738 подтверждаются факты нарушений заявителем нормативов обеспечения населения коммунальными услугами жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 70В, а именно: 25.10.2013 г. в квартире N 21 температура воздуха в большой комнате и в комнате слева от входа составляет +19°С, в большой комнате отопительный прибор неравномерно прогрет. В квартире N 48 в ванной комнате температура горячей воды составляет + 35°С.
Замеры температуры ГВС в точке водоразбора и температуры воздуха производились термометром ТТЖ-М N 52468, дата поверки июль 2012 г., межповерочный интервал - 3 года.
По существу выявленные нарушения ТСЖ "Мира 70В" не оспариваются и документально не опровергнуты.
Следовательно, рассматриваемое событие административного правонарушения, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ, доказано.
В отсутствие вины в совершении административного правонарушения заявитель ссылается на то, что ТСЖ "Мира 70 В" не является ответственным за выявленные нарушения лицом, что подтверждается материалами дела: муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N 71 от 16.11.2005, акт об исполнении обязательств по указанному контракту от 26.12.2008; указывает, что многоквартирный дом N 70В по ул. Мира в г. Перми принят в эксплуатацию с 18.12.2008, в течение 5 лет эксплуатации данного дома обнаружились скрытые недостатки, вопрос об установлении причины нестабильной работы системы отопления в данном доме рассматривается в Индустриальном районном суде.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Целью установления административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 149 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно Уставу, имеющемуся в материалах дела, заявителем избран способ управления многоквартирным домом 70В по ул. Мира г. Перми - Товарищество собственников жилья.
В соответствии с Уставом Товарищество собственников жилья "Мира 70В" приняло на себя обязательства предоставлять пользователям жилых помещений коммунальные услуги, а также заключать от имени собственников договоры с ресурсоснабжающими организациями, а собственники - оплачивать коммунальные услуги в порядке, установленном действующим законодательством.
При указанных выше обстоятельствах суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае именно заявитель является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги (горячее водоснабжение, отопление) надлежащего качества.
Доказательств обратного заявителем в суд не представлено и в материалах дела не имеются.
Следовательно, административный орган правомерно определил общество в качестве субъекта ответственности по выявленным нарушениям
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ)
Доводы заявителя о том, что причинами ненадлежащего теплоснабжения дома явились допущенные застройщиком ОАО "Трест N 7" при строительстве дома нарушения при монтаже отопительной системы судом отклоняются.
По мнению административного органа, вина заявителя заключается в нарушении нормативного уровня обеспечения жителей дома коммунальной услугой (горячее водоснабжение, отопление) и в непринятии мер по организации восстановления температуры горячей воды, отопления в жилых помещениях до установленных параметров. Принимая оспариваемое постановление, административный орган исходил из того, что при должном исполнении обязанностей по обеспечению жителей многоквартирного дома коммунальными услугами (горячее водоснабжение, отопление) надлежащего качества, заявитель не только имел возможность, но и был обязан установить причину несоответствия температуры горячего водоснабжения, отопления, установленным параметрам в жилом помещении многоквартирного дома и устранить допущенные нарушения.
Выводы административного органа признаны судом обоснованными. Доказательств принятия своевременных и всех зависящих от него мер для выполнения возложенных ЖК РФ обязанностей и полномочий заявитель не представил ни суду, ни административному органу. Судом установлено, что проверка была проведена по жалобе жильца, который указывает, что нарушение температурного режима периодически возникает с 2010 г., о чем неоднократно извещались как управляющая компания, так и ТСЖ, однако меры по обеспечению надлежащих условий не приняты. Судебный спор с застройщиком инициирован только после проверки инспекцией жилищного надзора.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) ТСЖ "Мира 70В" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. ТСЖ "Мира 70В" предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении ТСЖ "Мира 70В" извещено надлежащим образом.
ТСЖ "Мира 70В" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 августа 2014 года по делу N А50-11099/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Мира 70В" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)