Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 июня 2011 г. в "Российской газете".
Абзацем вторым пункта 63 Правил предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение платы за коммунальные услуги потребителями либо действующему по поручению исполнителя платежному агенту или банковскому платежному агенту, ссылаясь на то, что он противоречит пунктам 4 и 17 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), части 11 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), запрещающей деятельность платежного агента, а также Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и возлагает на заявителя, как собственника жилого помещения и потребителя, обязанность вносить плату за коммунальные услуги в ином порядке, не предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), представляющее в соответствии с поручением от 31 января 2015 г. N СП-П9-498 интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушают.
Выслушав и обсудив доводы заявителя, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Таким образом, Правила приняты Правительством Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 Кодекса.
В силу части 15 статьи 155 Кодекса наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ, который определяет, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (статья 1, пункты 3 и 4 статьи 2).
Статьей 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1).
Поставщиком, по смыслу указанного закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с этим законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 2).
Согласно оспариваемым Правилам юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, является исполнителем (пункт 2).
Статья 4 Федерального закона N 103-ФЗ устанавливает, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (часть 1).
На платежного агента при приеме платежей поименованным законом возлагается обязанность использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов. В свою очередь поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом также обязан использовать банковский счет (части 14 и 18 статьи 4).
Абзац второй пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение платы за коммунальные услуги действующему по поручению исполнителя платежному агенту, полностью соответствует приведенным выше положениям Кодекса и Федерального закона N 103-ФЗ.
Из пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ следует, что банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.
Участие банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, при расчетах наймодателей с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги прямо предусмотрено частью 15 статьи 155 Кодекса.
В связи с этим, установленное абзацем вторым пункта 63 Правил требование о внесении платы за коммунальные услуги действующему по поручению исполнителя банковскому платежному агенту, соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемую норму Правил неправомерно не включены: оператор по переводу денежных средств, банковский платежный субагент, организация федеральной почтовой связи, являющиеся операторами по переводу денежных средств национальной платежной системы, указанные в положениях Федерального закона N 161-ФЗ, являются несостоятельными.
Федеральный закон N 161-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе и не регулирует рассматриваемые отношения.
Утверждение заявителя о том, что деятельность платежного агента запрещена частью 11 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, лишено правовых оснований и противоречит указанной норме.
Закрепленное в абзаце втором пункта 63 Правил нормативное положение не устанавливает запрета вносить плату за коммунальные услуги потребителями непосредственно исполнителю. Неправильная правоприменительная практика, на что ссылается заявитель, не является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Не противоречат Правила в оспариваемой части и положениям статьи 37 Закона о защите прав потребителей, из которой следует, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления М. о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.03.2015 N АКПИ15-52
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. N АКПИ15-52
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 1 июня 2011 г. в "Российской газете".
Абзацем вторым пункта 63 Правил предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение платы за коммунальные услуги потребителями либо действующему по поручению исполнителя платежному агенту или банковскому платежному агенту, ссылаясь на то, что он противоречит пунктам 4 и 17 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), части 11 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), запрещающей деятельность платежного агента, а также Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и возлагает на заявителя, как собственника жилого помещения и потребителя, обязанность вносить плату за коммунальные услуги в ином порядке, не предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), представляющее в соответствии с поручением от 31 января 2015 г. N СП-П9-498 интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушают.
Выслушав и обсудив доводы заявителя, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Таким образом, Правила приняты Правительством Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 Кодекса.
В силу части 15 статьи 155 Кодекса наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ, который определяет, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (статья 1, пункты 3 и 4 статьи 2).
Статьей 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1).
Поставщиком, по смыслу указанного закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с этим законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 2).
Согласно оспариваемым Правилам юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, является исполнителем (пункт 2).
Статья 4 Федерального закона N 103-ФЗ устанавливает, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (часть 1).
На платежного агента при приеме платежей поименованным законом возлагается обязанность использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов. В свою очередь поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом также обязан использовать банковский счет (части 14 и 18 статьи 4).
Абзац второй пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение платы за коммунальные услуги действующему по поручению исполнителя платежному агенту, полностью соответствует приведенным выше положениям Кодекса и Федерального закона N 103-ФЗ.
Из пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ следует, что банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.
Участие банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, при расчетах наймодателей с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги прямо предусмотрено частью 15 статьи 155 Кодекса.
В связи с этим, установленное абзацем вторым пункта 63 Правил требование о внесении платы за коммунальные услуги действующему по поручению исполнителя банковскому платежному агенту, соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемую норму Правил неправомерно не включены: оператор по переводу денежных средств, банковский платежный субагент, организация федеральной почтовой связи, являющиеся операторами по переводу денежных средств национальной платежной системы, указанные в положениях Федерального закона N 161-ФЗ, являются несостоятельными.
Федеральный закон N 161-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе и не регулирует рассматриваемые отношения.
Утверждение заявителя о том, что деятельность платежного агента запрещена частью 11 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, лишено правовых оснований и противоречит указанной норме.
Закрепленное в абзаце втором пункта 63 Правил нормативное положение не устанавливает запрета вносить плату за коммунальные услуги потребителями непосредственно исполнителю. Неправильная правоприменительная практика, на что ссылается заявитель, не является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Не противоречат Правила в оспариваемой части и положениям статьи 37 Закона о защите прав потребителей, из которой следует, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
установил:
в удовлетворении заявления М. о признании недействующим абзаца второго пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)