Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 19.11.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2014 по делу N А43-16057/2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" (ОГРН 1055204022323, ИНН 5228009994, г. Семенов Нижегородской области), о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области N 33 от 16.06.2014, о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" - Добронравов А.Е. по доверенности от 02.11.2012 N 7/2.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в ходатайстве от 10.11.2014 (входящий номер 6768/14 от 11.11.2014) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
На основании коллективного обращения жителей д. Шалдеж по вопросу применения тарифов на водоотведение должностными лицами Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ Нижегородской области, административный орган) в отношении муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" (далее - МУП "Горводоканал", предприятие, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведенной проверки в действиях предприятия выявлены признаки нарушения порядка ценообразования, установленного статьей 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг включена плата за вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), исходя из стоимости 76 руб. 71 коп. за 1 кубический метр, утвержденной главой администрации городского округа Семеновский.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом РСТ Нижегородской области 10.06.2014 в отношении МУП "Горводоканал" составлен протокол об административном правонарушении.
Усматривая в действиях предприятия наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом административного органа 16.06.2014 вынесено постановление N 33 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с постановлением РСТ Нижегородской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, ходатайствуя при этом о рассмотрении дела в порядке общего искового производства.
Не усмотрев наличия оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.09.2014 в удовлетворении заявленного МУП "Горводоканал" требования отказал.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.6 Кодекса, частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел доказанными факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, а также вину предприятия в совершении данного правонарушения, признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, не установив при этом оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой указало на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель указывает, что в связи с отсутствием в д. Шалдеж централизованной системы водоотведения и централизованных канализационных сетей, гражданам, проживающим в деревне, оказывается услуга по вывозу ЖБО, не подлежащая государственному регулированию.
Заявитель также считает необоснованным рассмотрение судом заявления в порядке упрощенного производства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя РСТ Нижегородской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя предприятия, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг определены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Статьей 5 Закона о водоснабжении установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, в 2014 и 2015 годах организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе в течение периода действия тарифов, не позднее 1 октября текущего года, но не ранее даты вступления в силу утвержденных в установленном порядке предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, направить в орган регулирования заявление о переходе в течение такого периода с метода экономически обоснованных расходов (затрат) на метод доходности инвестированного капитала, метод индексации, а также предложение об установлении (пересмотре) в течение такого периода соответствующих тарифов с применением одного из таких методов.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как установлено судом заявитель осуществляет следующие виды деятельности: удаление сточных вод, отходов, обработку сточных вод и аналогичную деятельность, производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов и иные виды хозяйственной и коммерческой деятельности, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение (лицензия) (пункт 2.2 Устава МУП "Горводоканал).
На периоды с 01.07.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 30.06.2014 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Законом о водоснабжении, постановлениями Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, от 13.05.2013 N 406, приказами ФСТ России от 25.10.2012 N 250-э/2 и от 21.10.2013 N 192-э, на основании расчетных и обосновывающих материалов, представленных предприятием, установлены и введены в действие тарифы на услуги водоотведения, оказываемые заявителем потребителям городского округа Семеновский Нижегородской области, в размере 27 руб. 50 коп. /куб. м (с учетом НДС).
Из материалов дела следует, что в состав имущества, участвующего в процессе оказания услуг водоотведения жителям д. Шалдеж входят канализационные сети. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения согласно постановлению администрации городского округа Семеновский Нижегородской области от 21.11.2012 N 2168 (далее - постановление администрации). Жилые дома по ул. Молодежная и ул. Придорожная д. Шалдеж присоединены к канализационным сетям предприятия, транспортирующим сточные воды от домов до выгребных ям, представляющих собой негерметичные емкости. Откачка жидких бытовых отходов из емкостей и их вывоз осуществляются специальной техникой заявителя.
При расчете тарифов на водоотведение на 2013 и 2014 года для МУП "Горводоканал" РСТ Нижегородской области учитывало имущество, участвующее в процессе оказания услуг водоотведения, закрепленное за предприятием на основании вышеуказанного постановления администрации, и объемные показатели, связанные с отведением сточных вод от жилищного фонда, подключенного к канализационной системе.
С декабря 2012 года оказание услуги водоотведения для потребителей д. Шалдеж осуществлялось заявителем с использованием указанных сетей канализации.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно письму предприятия от 11.12.2013 N 218, с 01.01.2013 по 31.12.2013 жителям д. Шалдеж предъявлялась плата за услуги водоотведения по тарифам на водоотведение, установленным на 2013 год для заявителя решением РСТ Нижегородской области от 27.11.2012 N 67/2.
Материалами дела установлено, что в период с января по апрель 2014 года жителям улиц Молодежная и Придорожная предприятием в квитанциях предъявлена плата за вывоз ЖБО исходя из стоимости, утвержденной главой администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, - 76 руб. 71 коп. за 1 куб. м.
Таким образом, предприятием была включена в квитанции плата за вывоз ЖБО, не утвержденная уполномоченным органом - РСТ Нижегородской области.
Доводу предприятия о фактическом отсутствии в домах централизованной системы водоотведения и о том, что заявитель оказывает населению услуги по вывозу ЖБО, не регулируемые законодательством, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Согласно частям 2 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежат: в сфере холодного водоснабжения, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду; в сфере водоотведения тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение к централизованной системе водоотведения.
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 30 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания) в системе водоотведения различаются как водоотведение полного цикла, так и услуги по транспортированию стоков (для организаций, участвующих только на отдельной стадии технологического процесса).
Согласно подпункту 3 пункта 52 Методических указаний в системах водоотведения устанавливаются, в том числе тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
Поэтому суд обоснованно указал, что предприятием фактически оказываются услуги водоотведения, оно в силу статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" является организацией коммунального комплекса, а значит, обязано при установлении платы за оказываемые услуги использовать тарифы, установленные уполномоченным на то органом государственной власти, в данном случае, - РСТ Нижегородской области.
Вместе с тем, предприятием незаконно взималась плата по не утвержденным уполномоченным государственным органом тарифам за вывод ЖБО.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае предприятие имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области регулирования тарифов.
Таким образом, в действиях МУП "Горводоканал" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства Предприятия о рассмотрении дела по общим правилам, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", если по формальным основаниям (например, цена иска, сумма требований, размер штрафа и т.д.) дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется.
При отсутствии обстоятельств, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд отклоняет ходатайство стороны о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
С учетом изложенного апелляционный суд считает правомерным рассмотрение данного дела в порядке упрощенного производства, поскольку основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют. Само по себе заявление о переходе по общим правилам искового производства таким основанием не является.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого им судебного акта.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба МУП "Горводоканал" не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2014 по делу N А43-16057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N А43-16057/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А43-16057/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 19.11.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2014 по делу N А43-16057/2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" (ОГРН 1055204022323, ИНН 5228009994, г. Семенов Нижегородской области), о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области N 33 от 16.06.2014, о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" - Добронравов А.Е. по доверенности от 02.11.2012 N 7/2.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в ходатайстве от 10.11.2014 (входящий номер 6768/14 от 11.11.2014) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
На основании коллективного обращения жителей д. Шалдеж по вопросу применения тарифов на водоотведение должностными лицами Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ Нижегородской области, административный орган) в отношении муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" (далее - МУП "Горводоканал", предприятие, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведенной проверки в действиях предприятия выявлены признаки нарушения порядка ценообразования, установленного статьей 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг включена плата за вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), исходя из стоимости 76 руб. 71 коп. за 1 кубический метр, утвержденной главой администрации городского округа Семеновский.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом РСТ Нижегородской области 10.06.2014 в отношении МУП "Горводоканал" составлен протокол об административном правонарушении.
Усматривая в действиях предприятия наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом административного органа 16.06.2014 вынесено постановление N 33 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с постановлением РСТ Нижегородской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, ходатайствуя при этом о рассмотрении дела в порядке общего искового производства.
Не усмотрев наличия оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.09.2014 в удовлетворении заявленного МУП "Горводоканал" требования отказал.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.6 Кодекса, частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел доказанными факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, а также вину предприятия в совершении данного правонарушения, признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, не установив при этом оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой указало на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель указывает, что в связи с отсутствием в д. Шалдеж централизованной системы водоотведения и централизованных канализационных сетей, гражданам, проживающим в деревне, оказывается услуга по вывозу ЖБО, не подлежащая государственному регулированию.
Заявитель также считает необоснованным рассмотрение судом заявления в порядке упрощенного производства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя РСТ Нижегородской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя предприятия, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг определены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Статьей 5 Закона о водоснабжении установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, в 2014 и 2015 годах организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе в течение периода действия тарифов, не позднее 1 октября текущего года, но не ранее даты вступления в силу утвержденных в установленном порядке предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, направить в орган регулирования заявление о переходе в течение такого периода с метода экономически обоснованных расходов (затрат) на метод доходности инвестированного капитала, метод индексации, а также предложение об установлении (пересмотре) в течение такого периода соответствующих тарифов с применением одного из таких методов.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как установлено судом заявитель осуществляет следующие виды деятельности: удаление сточных вод, отходов, обработку сточных вод и аналогичную деятельность, производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов и иные виды хозяйственной и коммерческой деятельности, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение (лицензия) (пункт 2.2 Устава МУП "Горводоканал).
На периоды с 01.07.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 30.06.2014 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Законом о водоснабжении, постановлениями Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, от 13.05.2013 N 406, приказами ФСТ России от 25.10.2012 N 250-э/2 и от 21.10.2013 N 192-э, на основании расчетных и обосновывающих материалов, представленных предприятием, установлены и введены в действие тарифы на услуги водоотведения, оказываемые заявителем потребителям городского округа Семеновский Нижегородской области, в размере 27 руб. 50 коп. /куб. м (с учетом НДС).
Из материалов дела следует, что в состав имущества, участвующего в процессе оказания услуг водоотведения жителям д. Шалдеж входят канализационные сети. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения согласно постановлению администрации городского округа Семеновский Нижегородской области от 21.11.2012 N 2168 (далее - постановление администрации). Жилые дома по ул. Молодежная и ул. Придорожная д. Шалдеж присоединены к канализационным сетям предприятия, транспортирующим сточные воды от домов до выгребных ям, представляющих собой негерметичные емкости. Откачка жидких бытовых отходов из емкостей и их вывоз осуществляются специальной техникой заявителя.
При расчете тарифов на водоотведение на 2013 и 2014 года для МУП "Горводоканал" РСТ Нижегородской области учитывало имущество, участвующее в процессе оказания услуг водоотведения, закрепленное за предприятием на основании вышеуказанного постановления администрации, и объемные показатели, связанные с отведением сточных вод от жилищного фонда, подключенного к канализационной системе.
С декабря 2012 года оказание услуги водоотведения для потребителей д. Шалдеж осуществлялось заявителем с использованием указанных сетей канализации.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно письму предприятия от 11.12.2013 N 218, с 01.01.2013 по 31.12.2013 жителям д. Шалдеж предъявлялась плата за услуги водоотведения по тарифам на водоотведение, установленным на 2013 год для заявителя решением РСТ Нижегородской области от 27.11.2012 N 67/2.
Материалами дела установлено, что в период с января по апрель 2014 года жителям улиц Молодежная и Придорожная предприятием в квитанциях предъявлена плата за вывоз ЖБО исходя из стоимости, утвержденной главой администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, - 76 руб. 71 коп. за 1 куб. м.
Таким образом, предприятием была включена в квитанции плата за вывоз ЖБО, не утвержденная уполномоченным органом - РСТ Нижегородской области.
Доводу предприятия о фактическом отсутствии в домах централизованной системы водоотведения и о том, что заявитель оказывает населению услуги по вывозу ЖБО, не регулируемые законодательством, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Согласно частям 2 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежат: в сфере холодного водоснабжения, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду; в сфере водоотведения тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение к централизованной системе водоотведения.
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 30 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания) в системе водоотведения различаются как водоотведение полного цикла, так и услуги по транспортированию стоков (для организаций, участвующих только на отдельной стадии технологического процесса).
Согласно подпункту 3 пункта 52 Методических указаний в системах водоотведения устанавливаются, в том числе тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
Поэтому суд обоснованно указал, что предприятием фактически оказываются услуги водоотведения, оно в силу статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" является организацией коммунального комплекса, а значит, обязано при установлении платы за оказываемые услуги использовать тарифы, установленные уполномоченным на то органом государственной власти, в данном случае, - РСТ Нижегородской области.
Вместе с тем, предприятием незаконно взималась плата по не утвержденным уполномоченным государственным органом тарифам за вывод ЖБО.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае предприятие имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области регулирования тарифов.
Таким образом, в действиях МУП "Горводоканал" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства Предприятия о рассмотрении дела по общим правилам, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", если по формальным основаниям (например, цена иска, сумма требований, размер штрафа и т.д.) дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется.
При отсутствии обстоятельств, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд отклоняет ходатайство стороны о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
С учетом изложенного апелляционный суд считает правомерным рассмотрение данного дела в порядке упрощенного производства, поскольку основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют. Само по себе заявление о переходе по общим правилам искового производства таким основанием не является.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого им судебного акта.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба МУП "Горводоканал" не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2014 по делу N А43-16057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Семеновский "Горводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)