Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2014 ПО ДЕЛУ N А42-8404/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. по делу N А42-8404/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: представителей Романова В.А. (доверенность от 10.01.2014), Семина А.В. (доверенность от 10.12.2013)
от ответчика: представителей Селезневой О.С. (доверенность от 01.01.2014), Кудиновой А.В. (доверенность от 01.01.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7517/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.2014 по делу N А42-8404/2013 (судья Камалова Е.С.), принятое
по иску Открытого акционерного общества "Мончегорская теплосеть"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис"
о взыскании задолженности, процентов

установил:

Открытое акционерное общество "Мончегорская теплосеть" (далее - истец, ОАО "Мончегорская теплосеть) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (далее - ООО "ТЭС", ответчик) 41 076 700 руб. 84 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию, 395 363 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.10.2013 по 02.12.2013, также процентов на сумму основного долга с 03.12.2013 по день фактической уплаты денежных средств.
Определением суда от 09.12.2013 требования истца в части взыскания с ответчика 279 629 руб. 34 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию (горячую воду), затраченную на общедомовые нужды, 2 691,43 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.10.2013 по 02.12.2013, а также процентов на сумму основного долга с 03.12.2013 по день фактической уплаты денежных средств выделены в отдельное производство. Данные требования явились предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Истец уточнил исковые требования, просил (с учетом заявления об исправлении опечатки) взыскать с ответчика 279 629 руб. 34 коп. стоимости тепловой энергии в горячей воде для общедомовых нужд многоквартирного дома за сентябрь 2013 года, 6 280 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.10.2013 по 29.01.2014, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вынесения решения суда, за период с 30.01.2014 до дня фактической уплаты денежных средств. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 25.12.2013 к участию в деле привлечен специалист Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.2014 исковые требования удовлетворены. С ООО "Теплоэнергосервис" в пользу ОАО "Мончегорская теплосеть" взыскано 279 629 руб. 34 коп. задолженности, 6280 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования 8,25% годовых, исходя из суммы основного долга, составляющей на день принятия решения 279 629 руб. 34 коп., с 30.01.2014 по день фактической уплаты долга, также 1 360 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "ТЭС" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что норматив потребления тепловой энергии в горячем водоснабжении для общедомовых нужд уполномоченным органом не установлен. Податель жалобы полагает несостоятельной ссылку истца на возможность применения формулы, указанной в письме Госстроя России от 18.02.2013 N 732-ВК/04/ГС, поскольку письмо не является нормативным актом, приведенная в письме формула применима только для закрытых систем теплоснабжения. Ответчик указал, что количество тепловой энергии в горячей воде для общедомовых нужд можно также рассчитать по формуле для системы теплоснабжения с непосредственным водоразбором на горячее водоснабжение для отопительного периода, указанной в приказе Госстроя России от 06.05.2000 N 105. Согласно этой формуле для приготовления 1 куб. м горячей воды необходимо 0,055 Гкал. Вместе с тем установление нормативов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем вариативный подход при расчете норматива тепловой энергии в горячей воде для общедомовых нужд, по мнению подателя жалобы, неправомерен. Кроме того, ответчик просил апелляционный суд снизить размер неустойки, сославшись на отсутствие неправомерного пользования чужими денежными средствами, на несоразмерность неустойки последствиям неисполнения данного обязательства.
В отзыве на жалобу истец просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Мончегорская теплосеть" поставляет ответчику тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, управляющей компанией для которых является ООО "ТЭС". Договор поставки тепловой энергии на 2013 год ООО "ТЭС" не подписан.
Поставив в сентябре 2013 года тепловую энергию, истец выставил ответчику на оплату счет-фактуру от 30.09.2013 N МТ2688 на общую сумму 41 356 330,18 руб.
Ответчик заявил отказ от акцепта счета-фактуры в части 279 629 руб. 34 коп., указав на несоответствие объемов на общедомовые нужды (ОДН) (компонент на тепловую энергию), так как не установлен порядок определения количества тепловой энергии для нужд подогрева горячего водоснабжения на общедомовые нужды. Неоплата счета послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд. На основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.10.2013 по 29.01.2014 в размере 6280 руб. 01 коп., которые предъявлены к взысканию вместе с основным долгом.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности предъявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Между сторонами спора сложились фактические отношения поставки тепловой энергии, регулируемые нормами об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оговорено, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 35 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению по Мурманской области, в том числе по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в м3 на 1 квадратный метр в месяц.
Постановлением Управления по тарифному регулирования Мурманской области от 19.04.2013 N 15/2 для потребителей ОАО "Мончегорская теплосеть" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения): компонент на теплоноситель (измеряемый в руб./куб. м) и компонент на тепловую энергию (в руб./Гкал).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерство регионального развития Российской Федерации является ответственным разработчиком изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, в методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 в части методологии установления тарифов на горячую воду в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Судом первой инстанции установлено, что величина пересчета м3 в Гкал (тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды) Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Министерство) в настоящий момент не установлена.
Вместе с тем письмом от 11.03.2013 N 21-03/1142-ВП Министерство направило в адрес глав муниципальных образований Мурманской области методику определения тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. метра горячей воды для расчета платы по горячему водоснабжению. Указанная методика была изложена в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.02.2013 N 732-ВК/04/ГС, в котором со ссылкой на пункт 58 методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, последнее сообщило порядок расчета количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды.
ОАО "Мончегорская теплосеть" на основании имеющихся данных произвело расчет количества тепловой энергии, необходимой для приготовления кубического метра горячей воды. Согласно представленному расчету для приготовления кубического метра горячей воды необходимо 0,068 Гкал.
Формула, указанная в письме Министерства регионального развития Российской Федерации (Госстроя) от 18.02.2013 N 732-ВК/04/ГК, соответствует формуле, содержащейся в пункте 34 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258) (далее - Правила N 306). Из содержания пункта 34 приложения к Правилам N 306 не следует, что данная формула установлена в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что примененная истцом формула определения количества гигокалорий, необходимого для подогрева одного кубического метра воды, установлена только для закрытых систем теплоснабжения.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 количество тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубического метра холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду.
В счете-фактуре от 30.09.2013 N МТ2688 ОАО "Мончегорская теплосеть" предъявило к оплате объем теплой энергии, определенный исходя из 0,06 Гкал на один кубический метр теплоносителя (л.д. 56-61, 152-153 т. 1).

Как следует из протокола заседания коллегии Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 19.04.2013, при установлении для ОАО "Мончегорская теплосеть" тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в части компонента на тепловую энергию расход тепловой энергии на приготовление горячей воды определен исходя из показателя 0,06 Гкал/куб. м - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. Приведенное значение применяется ответчиком при расчете населению платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение.
Руководствуясь изложенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем тепловой энергии, предъявленный обществом "Мончегорская теплосеть" к оплате за сентябрь 2013 года на общедомовые нужды, определен истцом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует действующему законодательству, в том числе статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 354, содержащимся в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.02.2013 N 732-ВК/04/ГС разъяснениям. Апелляционная инстанция не усматривает правовых оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Требование ОАО "Мончегорская теплосеть" о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.10.2013 по 29.01.2014 с дальнейшим начислением процентов по дату фактической оплаты соответствует действующему законодательству, в силу чего правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционный суд также полагает обоснованным отказ в удовлетворении заявления ответчика о снижении по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы процентов за пользование чужими денежными средствами по изложенным судом первой инстанции основаниям.
Доводы, повторно изложенные в апелляционной жалобе, были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, несовпадение выводов суда с мнением подателя жалобы об обстоятельствах дела не является основанием отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 февраля 2014 года по делу N А42-8404/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОРБИК

Судьи
Т.А.КАШИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)