Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 04.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8063/2015

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указала, что ее сын является инвалидом, включен в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, имеет право на дополнительную жилую площадь.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N 33-8063/2015


Судья Зыбунова Е.В.
учет N 22

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я., Багаутдинова И.И.,
при секретаре судебного заседания Г.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Г.Ф. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 марта 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Г.Ф. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Г.Ф., поддержавшей жалобу, возражения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Х.Б. и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Х.Н., судебная коллегия
установила:

Г.Ф. обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан (далее по тексту - КМ РТ) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование иска указано, что распоряжением главы Администрации Московского района ИК МО г. Казани от 26.01.2009 N 38р ее сын Г.М., 14.12.2003 года рождения, включен в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, где его очередность по данному списку - N 7, о чем дан ответ из жилищного управления ИК МО г. Казани 06.12.2014. В этом письме также указано, что жилым помещением сын истца будет обеспечен в соответствии с имеющейся очередностью или при наделении ИК МО г. Казани в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению граждан, перечисленных Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Истец с сыном проживают в квартире общей площадью 43 кв. м, в которой так же проживают три семьи общей численностью в шесть человек. По заключению врачебной комиссии несовершеннолетний сын истца, являющийся ребенком-инвалидом, страдает эпилепсией с частыми припадками, входящей в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, имеет право на дополнительную жилую площадь.
В письме Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 24.10.2014 указано, что обеспечить истца субсидией на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не представляется возможным. Из ответа РЖ МО г. Казани от 02.03.2011 следует, что истец может улучшить свои жилищные условия, приняв участие в программе "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы". В письме ИК МО г. Казани от 06.02.2014 указано, что сын истца жилым помещением будет обеспечен в соответствии с имеющейся очередностью или при наделении ИК МО г. Казани в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению граждан, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
На основании изложенного Г.Ф. просила обязать КМ РТ предоставить ее семье вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в г. Казани по договору социального найма, в соответствии с установленными учетными нормами предоставления площади жилого помещения, закрепленными решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 г. N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Г.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ее сын Г.М. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В установленном порядке он принят на учет нуждающихся в жилье во внеочередном порядке, имеет право на обеспечение жильем.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса Перечне (п. 3).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как следует из материалов дела, сын Г.Ф. - Г.М., 14.12.2003 года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Распоряжением главы Администрации Московского района ИК МО г. Казани Г.М. включен в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, где его очередность по данному списку - N 7.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными вышеуказанным Постановлением, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (пункт 6).
Поскольку Г.М. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, то он должен обеспечиваться жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8.2 Закона РТ от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном Перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
С учетом изложенного, поскольку Законом Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" предусмотрена мера социальной поддержки инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в виде предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты), порядок предоставления которых установлен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006 N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан", правовых оснований для удовлетворения требований Г.Ф. о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Г.Ф. не влекут отмену решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан формой улучшения жилищных условий указанных категорий граждан определено предоставление гражданам целевых субсидий на приобретение жилья, государственный жилищный фонд в собственности Республики Татарстан в настоящее время отсутствует.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)