Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что орган местного самоуправления обязанность по принятию решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения не исполняет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ташлыкова Л.Т.
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.
судей Утемишевой А.Р., Медведева С.Ф.
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Утемишевой А.Р. дело по апелляционной жалобе администрации Горняцкого сельского поселения на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года,
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации Горняцкого сельского поселения в признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, возложении обязанности на администрацию Горняцкого сельского поселения принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности - (ФИО)5 заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица администрации Горняцкого сельского поселения по доверенности - (ФИО)6, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Белокалитвинского района Ростовской области по доверенности - (ФИО)7 заявленные требования поддержала.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года признаны действия администрации Горняцкого сельского поселения по отказу в принятии решения о признании жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащего Б. на праве собственности в соответствии с Положением от 28.01.2006 года N 47 пригодным либо непригодным для проживания, незаконным. Суд обязал администрацию Горняцкого сельского поселения принять решение в соответствии с Положением от 28.01.2006 года N 47 о признании жилого дома пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания.
В апелляционной жалобе администрация Горняцкого сельского поселения, приводя доводы о незаконности решения, ссылается на пункт 8 Порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, утвержденных Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006 года которым предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. На сегодняшний день администрация Горняцкого сельского поселения полномочия в части создания Межведомственной комиссии с целью обследования жилых домов, находящихся на территории Горняцкого сельского поселения, переданы Администрации Белокалитвинского района Ростовской области. По мнению апеллянта, вопросы признания непригодными для проживания жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции местного самоуправления и иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания не предусмотрено. Вопросы, связанные с последствиями признания жилого дома непригодным для проживания не оспаривалось заявителем.
На апелляционную жалобу поступили возражения Б., администрации Белокалитвинского района Ростовской области в которых они просят оставить решение суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции Б., представители администрации Горняцкого сельского поселения, администрации Белокалитвинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поданных на нее возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, и постановлено обоснованное решение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года (далее по тексту Положение), его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями пункта 8 вышеназванного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Судом установлено, что Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным Управлением Росреестра по Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Горняцкое сельского поселение по договору от 26.12.2013 года делегировало полномочия по обследованию жилых помещений в соответствии с указанным Положением межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района.
Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Белокалитвинского муниципального района от 28.04.2012 года проведено обследование помещения и 29.04.2013 года составлен акт обследования помещения, в котором по заключению комиссии дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признан непригодным для проживания.
Обязанность органа местного самоуправления по принятию решения о дальнейшем использовании помещения, признанного непригодным для проживания, сроках отселения граждан установлена вышеуказанным Положением.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что со стороны администрации Горняцкого сельского поселения имеют место незаконные действия по отказу в принятии решения о пригодности, либо непригодности указанного жилого помещения для дальнейшего проживания, поскольку администрация Горняцкого сельского поселения обязанность по принятию решения об аварийности дома и его сносе либо реконструкции, дальнейшем использовании помещения или признания дома аварийным и подлежащим носу, решение вопроса о предоставлении другого жилого помещения не исполнила.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Горняцкое сельское поселение делегировало полномочия по обследованию жилых помещений межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района, а потому, именно администрация Белокалитвинского района принимает решение о признании домов непригодными, несостоятелен ввиду следующего.
В соответствии с ч. 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Соглашением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Муниципальному району переданы полномочия Поселения, предусмотренные п. 3 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. п. 2.2.1 п. 2.2 Соглашения, поселение принимает решение и издает правовые акты о признании домов непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после предоставления Межведомственной комиссией Администрации Белокалитвинского района актов и заключений о признании домов непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, с учетом положений статьи 2, части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения суд пришел к правильному выводу, что законодательством не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями и признании помещения непригодным для проживания.
Установив бездействие администрации Горняцкого сельского поселения, которое нарушает права Б., суд обоснованно принял решение о возложении на ответчика обязанности принять решение о признании жилого дома, принадлежащего Б. на праве собственности пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания в соответствии с Положением от 28.01.2006 г. N 47.
Иное толкование администрацией Горняцкого сельского поселения норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств, и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Горняцкого сельского поселения, без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-288/2015
Требование: О признании незаконным отказа в признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, обязании признать помещения жилым помещением, многоквартирного дома аварийным, сносе.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что орган местного самоуправления обязанность по принятию решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения не исполняет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N 33-288/2015
Судья: Ташлыкова Л.Т.
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.
судей Утемишевой А.Р., Медведева С.Ф.
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Утемишевой А.Р. дело по апелляционной жалобе администрации Горняцкого сельского поселения на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года,
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации Горняцкого сельского поселения в признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, возложении обязанности на администрацию Горняцкого сельского поселения принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности - (ФИО)5 заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица администрации Горняцкого сельского поселения по доверенности - (ФИО)6, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Белокалитвинского района Ростовской области по доверенности - (ФИО)7 заявленные требования поддержала.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года признаны действия администрации Горняцкого сельского поселения по отказу в принятии решения о признании жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащего Б. на праве собственности в соответствии с Положением от 28.01.2006 года N 47 пригодным либо непригодным для проживания, незаконным. Суд обязал администрацию Горняцкого сельского поселения принять решение в соответствии с Положением от 28.01.2006 года N 47 о признании жилого дома пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания.
В апелляционной жалобе администрация Горняцкого сельского поселения, приводя доводы о незаконности решения, ссылается на пункт 8 Порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, утвержденных Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006 года которым предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. На сегодняшний день администрация Горняцкого сельского поселения полномочия в части создания Межведомственной комиссии с целью обследования жилых домов, находящихся на территории Горняцкого сельского поселения, переданы Администрации Белокалитвинского района Ростовской области. По мнению апеллянта, вопросы признания непригодными для проживания жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции местного самоуправления и иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания не предусмотрено. Вопросы, связанные с последствиями признания жилого дома непригодным для проживания не оспаривалось заявителем.
На апелляционную жалобу поступили возражения Б., администрации Белокалитвинского района Ростовской области в которых они просят оставить решение суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции Б., представители администрации Горняцкого сельского поселения, администрации Белокалитвинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поданных на нее возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, и постановлено обоснованное решение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года (далее по тексту Положение), его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями пункта 8 вышеназванного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Судом установлено, что Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным Управлением Росреестра по Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Горняцкое сельского поселение по договору от 26.12.2013 года делегировало полномочия по обследованию жилых помещений в соответствии с указанным Положением межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района.
Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Белокалитвинского муниципального района от 28.04.2012 года проведено обследование помещения и 29.04.2013 года составлен акт обследования помещения, в котором по заключению комиссии дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признан непригодным для проживания.
Обязанность органа местного самоуправления по принятию решения о дальнейшем использовании помещения, признанного непригодным для проживания, сроках отселения граждан установлена вышеуказанным Положением.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что со стороны администрации Горняцкого сельского поселения имеют место незаконные действия по отказу в принятии решения о пригодности, либо непригодности указанного жилого помещения для дальнейшего проживания, поскольку администрация Горняцкого сельского поселения обязанность по принятию решения об аварийности дома и его сносе либо реконструкции, дальнейшем использовании помещения или признания дома аварийным и подлежащим носу, решение вопроса о предоставлении другого жилого помещения не исполнила.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Горняцкое сельское поселение делегировало полномочия по обследованию жилых помещений межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района, а потому, именно администрация Белокалитвинского района принимает решение о признании домов непригодными, несостоятелен ввиду следующего.
В соответствии с ч. 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Соглашением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Муниципальному району переданы полномочия Поселения, предусмотренные п. 3 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. п. 2.2.1 п. 2.2 Соглашения, поселение принимает решение и издает правовые акты о признании домов непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после предоставления Межведомственной комиссией Администрации Белокалитвинского района актов и заключений о признании домов непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, с учетом положений статьи 2, части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения суд пришел к правильному выводу, что законодательством не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями и признании помещения непригодным для проживания.
Установив бездействие администрации Горняцкого сельского поселения, которое нарушает права Б., суд обоснованно принял решение о возложении на ответчика обязанности принять решение о признании жилого дома, принадлежащего Б. на праве собственности пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания в соответствии с Положением от 28.01.2006 г. N 47.
Иное толкование администрацией Горняцкого сельского поселения норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств, и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 03 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Горняцкого сельского поселения, без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)