Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца
МКП ГО г. Воронеж "Воронежтеплосеть" Горлова О.А. - дов. N 81 от 14.04.2014
от ответчика
ООО "УК СтройТехника" не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Стройтехника" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А14-11541/2013,
установил:
муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ООО Управляющая Компания "СтройТехника" о взыскании 250 336 руб. 04 коп., в том числе 243 853 руб. 60 коп. расходов по установке общедомовых приборов учета и 6 482 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.09.2013 по 20.01.2014 (с учетом уточнений иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 решение суда от 13.03.2014 отменено.
С ООО Управляющая Компания "СтройТехника" в пользу Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" взыскано неосновательное обогащение в размере 243 853 руб. 60 коп.
Принят отказ Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 482 руб. 44 коп. за период с 25.09.2013 по 20.01.2014.
Производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 482 руб. 44 коп. за период с 25.09.2013 по 20.01.2014, - прекращено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО УК "Стройтехника" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "УК СтройТехника" не обязано оплачивать истцу расходы, понесенные на установку общедомового прибора учета в размере 243 853 руб. 60 коп.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "Астур" (подрядчик) 25.07.2011 заключили договор N 158/13-11, в соответствии с пунктом 1.1. которого подрядчик обязуется произвести, а заказчик обязуется оплатить на условиях договора следующие виды работ:
- работы по устройству 151 узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пульт заказчика по адресам, указанным в приложении 1.
Стоимость договора определяется в соответствии со списком объектов (приложение 1) - пункт 2.1. договора.
Срок завершения работ: монтаж и наладка - до 01.11.2011, отладка диспетчеризации - до 01.01.2012 - п. 3.1. договора.
В соответствии с приложением к договору от 25.07.2011 N 158/13-11 в список жилых домов, на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, был включен и дом N 2 по б-ру Победы в г. Воронеже.
Спорный узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с 07.10.2011, о чем составлен акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у абонента.
МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Астур" 30.12.2011 подписали акт N 1 о приемке выполненных работ по установке прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме по б-ру Победы, 2.
Согласно справке от 30.12.2011 N 1 стоимость работ по устройству узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилом доме N 2 по б-ру Победы составила 243 853 руб. 60 коп.
МКП "Воронежтеплосеть" 12.09.2013 обратилось в ООО УК "СтройТехника" с претензией (исх. N 4060), в которой указало на необходимость оплатить расходы, включающие в себя стоимость ОДПУ и стоимость по их установке в размере 243 853 руб. 60 коп.
В письме от 27.09.2013 N 1026 ООО УК "СтройТехника" указало на отсутствие правовых оснований для возмещения расходов, связанных с установкой общедомовых приборов учета и их стоимости, ввиду того, что в жилом многоквартирном доме N 2 по б-ру Победы общее собрание собственников помещений по вопросу установки общедомового прибора учета не проводилось, жильцы не поручали ООО УК "СтройТехника" заключать договор на его установку с МКП "Воронежтеплосеть".
Ссылаясь на то, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное исковое требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оплатить расходы на установку коллективного прибора учета в сумме 243 853 руб. 60 коп. должна управляющая компания, которой собственники помещений в многоквартирном доме в силу жилищного законодательства обязаны вносить плату за ремонт и содержание многоквартирных домов.
Вместе с тем, арбитражным судом не учтено следующее.
Процедура установки коллективных приборов для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения их показаний при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы регламентирована положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении).
Частью 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 5.1 названного Закона до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч. 9 названной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Частью 10 Закона установлено, что до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. "с" п. 31 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан - обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В силу пп. "г" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается - определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. "в" п. 3 названных Правил до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, положения Правил, утвержденных настоящим Постановлением, применяются с соблюдением следующих особенностей:
- в случае если включаемое в договор ресурсоснабжения в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Правил условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета предусматривает обязательство по установке такого прибора учета исполнителем, указываемый в этом договоре срок установки прибора исчисляется со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Указанный срок не может превышать 3 месяца.
Вместе с тем, суд при разрешении спора не установил был ли заключен между истцом и ответчиком договор энергоснабжения и не выяснил, содержит ли указанный договор условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию дома коллективным прибором учета.
Кроме того, при разрешении настоящего спора суд не установил размер обязательства управляющей компании на момент вынесения решения.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Кроме того, пунктом 38 (1) Правил 491 установлено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязательства управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за установку коллективных приборов учета.
Следовательно, предъявление к взысканию всей суммы расходов по установке прибора учета до истечения предусмотренного законом для собственников помещений многоквартирного дома срока оплаты соответствующих расходов является неправомерным.
С учетом изложенного, принимая во внимание неверное применение норм материального права, отсутствие оценки судами имеющих правовое значение для правильного разрешения спора обстоятельств, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А14-11541/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А14-11541/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А14-11541/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца
МКП ГО г. Воронеж "Воронежтеплосеть" Горлова О.А. - дов. N 81 от 14.04.2014
от ответчика
ООО "УК СтройТехника" не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Стройтехника" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А14-11541/2013,
установил:
муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ООО Управляющая Компания "СтройТехника" о взыскании 250 336 руб. 04 коп., в том числе 243 853 руб. 60 коп. расходов по установке общедомовых приборов учета и 6 482 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.09.2013 по 20.01.2014 (с учетом уточнений иска).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 решение суда от 13.03.2014 отменено.
С ООО Управляющая Компания "СтройТехника" в пользу Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" взыскано неосновательное обогащение в размере 243 853 руб. 60 коп.
Принят отказ Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 482 руб. 44 коп. за период с 25.09.2013 по 20.01.2014.
Производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 482 руб. 44 коп. за период с 25.09.2013 по 20.01.2014, - прекращено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО УК "Стройтехника" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "УК СтройТехника" не обязано оплачивать истцу расходы, понесенные на установку общедомового прибора учета в размере 243 853 руб. 60 коп.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "Астур" (подрядчик) 25.07.2011 заключили договор N 158/13-11, в соответствии с пунктом 1.1. которого подрядчик обязуется произвести, а заказчик обязуется оплатить на условиях договора следующие виды работ:
- работы по устройству 151 узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пульт заказчика по адресам, указанным в приложении 1.
Стоимость договора определяется в соответствии со списком объектов (приложение 1) - пункт 2.1. договора.
Срок завершения работ: монтаж и наладка - до 01.11.2011, отладка диспетчеризации - до 01.01.2012 - п. 3.1. договора.
В соответствии с приложением к договору от 25.07.2011 N 158/13-11 в список жилых домов, на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, был включен и дом N 2 по б-ру Победы в г. Воронеже.
Спорный узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с 07.10.2011, о чем составлен акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у абонента.
МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Астур" 30.12.2011 подписали акт N 1 о приемке выполненных работ по установке прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме по б-ру Победы, 2.
Согласно справке от 30.12.2011 N 1 стоимость работ по устройству узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилом доме N 2 по б-ру Победы составила 243 853 руб. 60 коп.
МКП "Воронежтеплосеть" 12.09.2013 обратилось в ООО УК "СтройТехника" с претензией (исх. N 4060), в которой указало на необходимость оплатить расходы, включающие в себя стоимость ОДПУ и стоимость по их установке в размере 243 853 руб. 60 коп.
В письме от 27.09.2013 N 1026 ООО УК "СтройТехника" указало на отсутствие правовых оснований для возмещения расходов, связанных с установкой общедомовых приборов учета и их стоимости, ввиду того, что в жилом многоквартирном доме N 2 по б-ру Победы общее собрание собственников помещений по вопросу установки общедомового прибора учета не проводилось, жильцы не поручали ООО УК "СтройТехника" заключать договор на его установку с МКП "Воронежтеплосеть".
Ссылаясь на то, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное исковое требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оплатить расходы на установку коллективного прибора учета в сумме 243 853 руб. 60 коп. должна управляющая компания, которой собственники помещений в многоквартирном доме в силу жилищного законодательства обязаны вносить плату за ремонт и содержание многоквартирных домов.
Вместе с тем, арбитражным судом не учтено следующее.
Процедура установки коллективных приборов для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения их показаний при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы регламентирована положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении).
Частью 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 5.1 названного Закона до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч. 9 названной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Частью 10 Закона установлено, что до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. "с" п. 31 Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан - обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В силу пп. "г" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается - определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. "в" п. 3 названных Правил до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, положения Правил, утвержденных настоящим Постановлением, применяются с соблюдением следующих особенностей:
- в случае если включаемое в договор ресурсоснабжения в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Правил условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета предусматривает обязательство по установке такого прибора учета исполнителем, указываемый в этом договоре срок установки прибора исчисляется со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Указанный срок не может превышать 3 месяца.
Вместе с тем, суд при разрешении спора не установил был ли заключен между истцом и ответчиком договор энергоснабжения и не выяснил, содержит ли указанный договор условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию дома коллективным прибором учета.
Кроме того, при разрешении настоящего спора суд не установил размер обязательства управляющей компании на момент вынесения решения.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Кроме того, пунктом 38 (1) Правил 491 установлено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязательства управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за установку коллективных приборов учета.
Следовательно, предъявление к взысканию всей суммы расходов по установке прибора учета до истечения предусмотренного законом для собственников помещений многоквартирного дома срока оплаты соответствующих расходов является неправомерным.
С учетом изложенного, принимая во внимание неверное применение норм материального права, отсутствие оценки судами имеющих правовое значение для правильного разрешения спора обстоятельств, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А14-11541/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)