Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.07.2015 ПО ДЕЛУ N 4А-622/2015

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу N 4а-622/2015


Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" на решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2015 года об оставлении без изменения постановления начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г. Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края <данные изъяты> от 10 февраля 2015 года N 27/31, которым
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом"), расположенное по адресу: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от 28 января 2015 года, составленному ведущим специалистом-экспертом территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю <данные изъяты> Т.В., ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> установлено, что ООО УК "Наш Дом", осуществляющим управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, а именно:
- имеются следы затопления подвального помещения под жилым домом (влажный грунт) и захламление такового сбросом засоров из канализации, бытовым мусором, пластиковыми бутылками, чем нарушены пункт 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), пункт 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04 июня 2003 года (далее - СанПиН 3.5.2.1376-03);
- подвальное помещение не обеспечено местным искусственным освещением, отсутствуют коммуникации, чем нарушены пункт 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, пункт 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03;
- своевременно не принимаются меры по устранению неисправностей систем канализации, расположенных в подвальном помещении, так как местами имеются следы затопления в виде влажного грунта, чем нарушен пункт 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "УК "Наш Дом" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ООО "УК "Наш Дом" просит об отмене вынесенного судебного решения, прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением закона; законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления данного протокола, чем нарушено право на защиту; штамп с входящим номером, содержащийся на уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о вручении уведомления юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, его законному представителю или работнику, не содержит указание на ИНН, ОГРН ООО "УК "Наш Дом"; законный представитель общества не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела; <данные изъяты> О.В., получившая заказное письмо с извещением о времени и месте рассмотрения дела, не является законным представителем юридического лица.
Проверив материалы дела, административный материал, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.
При эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений (пункт 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10).
При эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания (пункт 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10).
В силу пункта 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
Факт совершения ООО "УК "Наш Дом" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении N <данные изъяты>, протоколом осмотра N <данные изъяты>, фототаблицей к протоколу осмотра, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 13 - 16), копиями договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГ (л.д. 36 - 37), приказа от ДД.ММ.ГГ о назначении <данные изъяты> А.Н. на должность директора ООО "УК "Наш Дом" (л.д. 46), оцененными судьей городского суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО "УК "Наш Дом" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Протокол об административном правонарушении, вопреки доводу жалобы, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется.
Указание в жалобе на то, что законный представитель ООО "УК "Наш Дом" не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений вышеназванной статьи протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что уведомление от 26 января 2015 года N 27/299 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (в 11 часов 00 минут 28 января 2015 года по адресу: <адрес>) получено лицом, привлекаемым к административной ответственности, по месту его нахождения 27 января 2015 года, что подтверждается штампом ООО "УК "Наш Дом" с входящим номером 159, содержащим, вопреки доводу жалобы, сведения о том, что уведомление получено работником общества - <данные изъяты> О.П. (л.д. 51), а также копией журнала регистрации входящих документов ООО "УК "Наш Дом", где 27 января 2015 года под номером 159 зафиксировано поступление вышеназванного уведомления из Роспотребнадзора (л.д. 64).
Таким образом, должностным лицом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законного представителя ООО "УК "Наш Дом".
То обстоятельство, что в штампе, позволяющем установить наименование организации, не указаны ИНН и ОГРН данного общества, не свидетельствует о том, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении поступило ненадлежащему адресату.
Довод жалобы о том, что данное уведомление не было вручено должностным лицом непосредственно законному представителю юридического лица, не принимается во внимание, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямых предписаний о необходимости вручения уведомления о процессуальном действии непосредственно законному представителю юридического лица, при том, что такое уведомление получено по месту нахождения юридического лица его работником.
Ссылка в жалобе на то, что законный представитель ООО "УК "Наш Дом" не был извещен о времени и месте рассмотрении дела, также является несостоятельной.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Положениями приведенной нормы предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие указанного лица в случае, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из материалов дела, о времени и месте рассмотрения дела в 14 часов 00 минут 10 февраля 2015 года ООО "УК "Наш Дом" было извещено посредством определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 56), направленного заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, которое получено адресатом 30 января 2015 года (л.д. 55).
Данный способ извещения согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
То обстоятельство, что извещение получено не лично законным представителем ООО "УК "Наш Дом" - <данные изъяты> А.Н., а сотрудником общества - <данные изъяты> О.В., не свидетельствует о том, что оно является ненадлежащим. При этом, согласно приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГ (л.д. 78) <данные изъяты> О.В. является офис-менеджером ООО "УК "Наш Дом", в должностные обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит получение документов, их регистрация, направление исполнителям, доведение до сведения директора документов, требующих немедленного исполнения (л.д. 79 - 81).
Таким образом, приняв необходимые меры для надлежащего извещения ООО "УК "Наш Дом" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, должностное лицо правомерно рассмотрело дело в отсутствие его законного представителя.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебного решения и постановления должностного лица.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Несмотря на вынесение 20 января 2015 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю <данные изъяты> Т.В. определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 28) по административному делу не осуществлялся комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
При таких обстоятельствах, решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2015 года и постановление должностного от 10 февраля 2015 года подлежат изменению путем исключения из них указания на то, что по административному делу проводилось административное расследование.
Кроме того, должностным лицом неверно указан идентификационный номер налогоплательщика ООО "УК "Наш Дом", в связи с чем постановление в указанной части также подлежит изменению.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2015 года и постановление начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г. Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края <данные изъяты> от 10 февраля 2015 года N 27/31 изменить, исключив из них указания на то, что по административному делу проводилось административное расследование.
Постановление начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, главного государственного санитарного врача по г. Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края <данные изъяты> от 10 февраля 2015 года N 27/31 изменить, указав идентификационный номер налогоплательщика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" - "<данные изъяты>".
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Алтайского краевого суда
Э.Ю.ЕРМАКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)