Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33А-621/15

Требование: Об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N 33А-621/15


Судья: Ширяев А.С.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2015 года,
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Б.Ю.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 апреля 2015 года
по заявлению У.В.И. об оспаривании органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,

установила:

У.В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании органа местного самоуправления, в котором просит признать отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 05.03.2015 N 999-06/7-16/4 в предоставлении земельного участка незаконным; обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в аренду У.В.И. земельный участок, площадью <...> кв. м, расположенный по ул. <...>, 61 для индивидуального жилищного строительства в границах, подлежащих уточнению.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что он <...> г.р., является инвалидом 2 группы, что подтверждается соответствующей справкой. Одной из мер социальной защиты инвалидов, из числа установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в РФ", является право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Совокупное толкование норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов, а также судебной практики по данному вопросу сводится к возможности получения в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так, в соответствии с правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил (п. 1 Правил). В силу п. 17 указанного нормативного акта инвалиды и семьи имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложений к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. У.В.И. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, т. к. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Пунктом 10 данного положения установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. В связи с появлением трещин в панели дома в местах установки и креплении балконных плит и экранов, что вызывает опасность дальнейшего проживания, жильцы дома по ул. <...>, 125 обращались в ООО "<...>" (заявление от жильцов от 11.08.2014). Учитывая, что право на обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства для инвалидов имеет первоочередной порядок, заявитель У.В.И. 27.02.2015 обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по ул. <...>, 61 города Ставрополя в первоочередном порядке. По результатам рассмотрения заявления комитетом градостроительства дан отказ от 05.03.2015 N 999-06/7-16/4, который мотивирован тем, что У.В.И. не принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, правовые основания для предоставления земельного участка по ул. <...>, 61 без проведения торгов отсутствуют. Из смысла отказа следует, что органом местного самоуправления наличие нуждаемости поставлено в зависимость от постановки инвалида на учет в структурном подразделении органа местного самоуправления. Однако, согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не ставит в зависимость право получения земельного участка от постановки на учет инвалида в органе местного самоуправления. Таким образом, действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий. Конституция РФ (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. При подготовке отказа Комитет не выяснял наличие таких оснований, что стало причиной подготовки незаконного отказа нарушающего права У.В.И. Считает, доводы отказа расходятся с нормами права. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ. Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 апреля 2015 года заявление У.В.И. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Б.Ю.В. просит решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 апреля 2015 года отменить, вынести новое решение которым в удовлетворении заявленных У.В.И. требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу У.В.И. просит решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с требованиями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции, и усматривается из материалов дела У.В.И., <...> г.р., является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой серии МСЭ -2001 N 4488594.
У.В.И. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, т. к. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Пунктом 10 данного положения установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В связи с появлением трещин в панели дома в местах установки и креплении балконных плит и экранов, что вызывает опасность дальнейшего проживания, жильцы дома по ул. <...>, 125 обращались в ООО "<...>", данный факт подтверждается заявлением от жильцов от 11.08.2014.
Учитывая, что право на обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства для инвалидов имеет первоочередной порядок, заявитель У.В.И. 27.02.2015 обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по ул. <...>, 61 города Ставрополя в первоочередном порядке.
По результатам рассмотрения заявления комитетом градостроительства дан отказ от 05.03.2015 N 999-06/7-16/4, который мотивирован тем, что У.В.И. не принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, правовые основания для предоставления земельного участка по ул. <...>, 61 без проведения торгов отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и считает, что с учетом установленных фактических обстоятельств дела, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя и администрация г. Ставрополя действовали в нарушении действующего законодательства РФ.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги комитета градостроительства администрации г. Ставрополя нарушает конституционные права заявителя на получение в аренду земельного участка.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)