Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 04.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2069/2014Г.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N 33-2069/2014г.


Справка: судья Мусина Р.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Габитовой А.М.,
судей: Нурмухаметовой Р.Р.,
Таратановой Л.Л.
при секретаре...
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства финансов России, Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по адрес на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Иск С.Р.С., З.А.И., В.Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации удовлетворить.
Признать за С.Р.С., З.А.И., В.Н.А. право на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
Обязать Министерство финансов Российской Федерации предоставлять с дата С.Р.С., З.А.И., В.Н.А. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С.Р.С. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата - ....
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу В.Н.А. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата г. по дата - ....
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу З.А.И. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата г. по дата - ....
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С.Р.С. расходы по оплате государственной пошлины ... руб., расходы по оплате услуг представителя - ... руб., всего: ... руб.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу З.А.И. расходы по оплате государственной пошлины ... руб., расходы по оплате услуг представителя - ... руб., всего: ... руб.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу В.Н.А. расходы по оплате государственной пошлины ... руб.
В иске С.Р.С., З.А.И., В.Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по адрес, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службе исполнения наказаний России отказать.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия

установила:

С.Р.С., З.А.И., В.Н.А. обратились в суд с иском с уточнением требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес, ФБУ "Стерлитамакская воспитательная колония ГУФСИН России по РБ", Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федерального казначейства по адрес, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, указав, что им, как педагогическим работникам, была прекращена выплата предусмотренной законом денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Истцы являются пенсионерами, до выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Ответчики отказывают истцам в предоставлении указанных льгот, ссылаясь на отсутствие механизма осуществления таких выплат.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов России ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, на него не возложены функции по предоставлению мер социальной поддержки; истцы имеют право на получение социальной поддержки по выбору только по одному основанию; суд не учел, что истцы С.Р.С. и В.Н.А. получают меры социальной поддержки по основанию как ветеран труда.
В апелляционной жалобе Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по адрес просит решение суда отменить, ссылаясь на получение истцами меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в адрес" как ветеран труда.
Изучив материалы дела, выслушав Д.В.Н. - представителя С.Р.С., З.Р.С., В.Н.А., представителя Министерства финансов России Г.А.К., представителя Стерлитамакской воспитательно-трудовой колонии РБ Э.Л.А., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно представленным к материалам дела документам, истцы работали в Стерлитамакской воспитательно-трудовой колонии-1 педагогами истицы: С.Р.С. с дата до 1994 года; З.А.И. с дата по дата, В.Н.А. с дата по дата.
Судом установлено, что в период с 2005 года педагогическим работникам воспитательно-трудовой колонии в адрес Республики Башкортостан, являющимся пенсионерами, не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Воспитательно-трудовая колония-1 УИТУ в адрес Республики Башкортостан расположена в сельской местности, финансируется из федерального бюджета.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
В соответствии с пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными нормами, а также учитывая положения ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исходил из того, что поскольку финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, то отсутствие с 2005 года по настоящее время бюджетного финансирования на указанные цели, не может нарушать право истцов на бесплатное предоставление мер социальной поддержки.
Что касается доводов Министерства финансов Российской Федерации о том, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки истцам и компенсацию им расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должно быть возложено на Федеральную службу исполнения наказаний, то они не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005 г.) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и(или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 ст. 26.3, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В заседании судебной коллегии представитель ФСИН России, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РБ пояснил, что с федерального бюджета не выделяются финансовые средства на обеспечение мер социальной поддержки педагогов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 322-О-П указал, что норма абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 г. и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Удовлетворяя требование истцов о взыскании сумм, произведенных в счет оплаты коммунальных услуг, жилого помещения, суд указал, что получение льгот по одному основанию не лишает истцов на получение льгот по иному основанию.
Однако такой вывод суда противоречит норме материального права.
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах". Однако с принятием данного Федерального закона в редакции от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
Кроме того, как следует из п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, получавшие льготы по законодательству, действовавшему до 1 января 2005 года, имели право на получение натуральных льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением. Данной правовой нормой для них не было предусмотрено право на суммирование разных льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и другими законодательными актами.
После 1 января 2005 года с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в том числе в Закон РФ "Об образовании", право на одновременное получение разных мер социальной поддержки по нескольким основаниям на педагогических работников образовательных учреждений также распространено не было.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части взыскания компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 2009 года по 2012 год путем вычета выплаченных сумм.
С.Р.С. произведена выплата по основанию "ветеран труда" за период с октября 2009 года по октябрь 2012 год в размере ...., с вычетом данной суммы к выплате определить сумму 29140 руб. 19 коп.
В.Н.А. выплачена по упомянутому основанию сумма в размере ...., следовательно, подлежит к выплате ...
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить в части:
"Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С.Р.С. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата - ....
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу В.Н.А. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с датаг. по дата - ....".
В измененной части решение суда изложить:
"Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу С.Р.С. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата - ....
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу В.Н.А. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата - ....".
В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий
А.М.ГАБИТОВА

Судьи
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
Л.Л.ТАРАТАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)