Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Одинцова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Донченко М.П.
судей: Мельник Н.И., Владимирова Д.А.
при секретаре: К.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мельник Н.И. дело по апелляционной жалобе Л.К. в лице представителей С., Н.Ю.П.
на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года
установила:
Л.К. обратилась в суд с иском в к Администрации г. Таганрога третьи лица Управление образования г. Таганрога, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании принять документы для постановки на льготный квартирный учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что с 25.10.2000 года воспитывалась в детском доме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, куда была помещена на основании Постановления Главы Администрации г. Таганрога от 21.06.2000 года, как ребенок, лишенный родительского попечения. Ее мать - (ФИО)6 решением суда от 24.08.2004 года признана безвестно отсутствующей, отец- (ФИО)7 умер в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. При помещении ее в детский дом за ней закреплено право пользования жилым вмещением: квартирой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которое не отвечает санитарным, бытовым, градостроительным нормам, в квартире отсутствуют водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, ванная комната и туалетная комнаты, оконные блоки, обои, полы прогнили. Согласно договору социального найма нанимателем жилого помещения является Л.К.
В возрасте 22 лет Л.К. обратилась в Администрацию г. Таганрога по вопросу признания помещения непригодным для проживания или аварийным, а также с требованием о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Согласно ответу Администрации г. Таганрога от 20.09.2013 г. Л.К. отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения и проведении реконструкции закрепленного за ней жилого помещения, письмом от 20.06.2012 г. Л.К. отказано в постановке на квартирный учет с включением в льготный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, истица просит обязать ответчика принять необходимый пакет документов для постановки ее на льготный квартирный учет, как лица из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, а также обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте города Таганрога общей площадью не менее 25 кв. м.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года исковые требования Л.К. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, представители истицы С., Н.Ю.П. обратились с апелляционной жалобой, в которой ссылаются на несоответствие решения ст. 195 ГПК РФ, Постановлению Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" и просят отменить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Представители апеллянта указывает, что приобщенные к материалам дела фотографии, бесспорно, подтверждают, что квартира после пожара, находится в непригодном состоянии, отсутствуют коммуникации, что ответчиком не оспаривалось, а также Отдел образования города Таганрога просил удовлетворить иск.
Податели жалобы ссылаются на то, что суд первой инстанции не оценил доказательств того, что истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилья, в связи с чем, срок обращения до 23 летнего возраста ею не пропущен.
В жалобе указано, что суд первой инстанции неправильно оценил то обстоятельство, что истица не смогла доказать, что договор социального найма жилого помещения от 14.06.2012 г. с МУП "ЖЭУ" г. Таганрога необходимо расторгнуть, так как таких требований истица не заявляла, а в свою очередь доказала, что квартира не отвечает требованиям ст. 15 ЖК РФ, ст. 676 ГК РФ.
Кроме того, суд не учел, что согласно ч. 2. ст. 57 ЖК РФ Л.К. имеет право вне очереди получить благоустроенное жилое помещение, а также то, что истица не в состоянии самостоятельно приобрести благоустроенную квартиру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Л.К., ее представителей - С., Н.Ю.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец своевременно не воспользовался своим правом на внеочередное обеспечение жильем по месту жительства при условии признания предоставленного ей жилого помещения по договору социального найма не пригодным для проживания, а на момент обращения в органы местного самоуправления (июнь 2012 года) ее возраст превышал ограничения, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ. В связи с чем суд отказал в удовлетворении иска о обязании Администрации г. Таганрога принять необходимый пакет документов для признания права на обеспечение истца жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей и предоставлении жилого помещения не менее 25 кв. м в черте г. Таганрога.
Суд установил, что Л.К. в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем как лица, оставшегося без попечения родителей, до июня 2012 года не обращалась. При этом, Л.К. считается обеспеченной жилым помещение, так как является нанимателем жилого помещения, которое не признано не пригодным для проживания и по своим размерам, соответствует требованиям закона. Отсутствие водоснабжения и канализации, центрального отопления не может свидетельствовать о непригодности жилого помещения для проживания. Стороной истца не представлено суду доказательств, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания, повлекших за собой расторжение договора социального найма.
Выводы суда являются правильными и соответствуют требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Судом установлено и это не оспаривалось ответчиком, что Л.К. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ относится к кругу лиц, на которых распространяется действие данной нормы.
Между тем следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено и это не оспаривается ни истцом, ни ее представителями, указано в исковом заявлении, что Л.К. до достижения 23 лет с заявлением в соответствующие органы для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении, не обращалась. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Л.К. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения и ей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исполнилось 23 года. До достижения возраста 23 года она обращалась в Администрацию г. Таганрога по вопросу признания помещения непригодным для проживания или аварийным. На указанное обращение от 6 сентября 2011 года ей был дан ответ с разъяснением порядка признания дома аварийным. Ее дальнейшие действия (обращение с заявлением к Мэру г. Таганрога 04.06.2012 года и на приеме 4 мая 2012 года также свидетельствуют о том, что она обращалась по вопросу определения пригодности или непригодности для проживания квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 14-16).
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
На основании Постановления Администрации г. Таганрога от 21.06.2000 года N 1932, за Л.К. сохранено право на жилую площадь в квартире АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 4 июня 2009 года за Л.К. было признано право на регистрацию в этой квартире без согласия основного квартиросъемщика. Из лицевого счета на квартиру АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН исключена Л.К.
14.06.2012 года между МУП ЖЭУ и Л.К. был заключен договор социального найма квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По указанному адресу Л.К. зарегистрирована, дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в рисках аварийных не значится.
Между тем, признание за детьми-сиротами права на внеочередное обеспечение жилым помещением при наличии закрепленного жилого помещения было бы возможно, если будет установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
В соответствии с требованиями статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации в компетенции Российской Федерации находится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11). Что касается самого признания такой непригодности, то каждый собственник жилищного фонда решает этот вопрос в отношении только принадлежащих ему жилых помещений.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы права Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Следовательно, Л.К. вправе была оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Однако, Л.К. бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления, в судебном порядке не оспорила.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Поэтому, в случае признания в установленном законом порядке закрепленного за Л.К. жилого помещения непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащим, она не лишена возможности требовать обеспечения жилым помещением по договору социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющемуся малоимущим.
Кроме того, следует учитывать, что Л.К. заявлены требования об обязании Администрации г. Таганрога предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте г. Таганрога, не менее 25 кв. м общей площадью.
Между тем следует учитывать, что до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 этой же статьи.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 приведенного Федерального закона).
С 1 января 2013 года глава 10 Жилищного Кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный законодатель в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Истцом же были заявлены требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, что исключается в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Л.К. в лице ее представителей С. и Н.Ю.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4914/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N 33-4914/2014
Судья: Одинцова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Донченко М.П.
судей: Мельник Н.И., Владимирова Д.А.
при секретаре: К.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мельник Н.И. дело по апелляционной жалобе Л.К. в лице представителей С., Н.Ю.П.
на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года
установила:
Л.К. обратилась в суд с иском в к Администрации г. Таганрога третьи лица Управление образования г. Таганрога, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании принять документы для постановки на льготный квартирный учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что с 25.10.2000 года воспитывалась в детском доме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, куда была помещена на основании Постановления Главы Администрации г. Таганрога от 21.06.2000 года, как ребенок, лишенный родительского попечения. Ее мать - (ФИО)6 решением суда от 24.08.2004 года признана безвестно отсутствующей, отец- (ФИО)7 умер в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. При помещении ее в детский дом за ней закреплено право пользования жилым вмещением: квартирой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которое не отвечает санитарным, бытовым, градостроительным нормам, в квартире отсутствуют водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, ванная комната и туалетная комнаты, оконные блоки, обои, полы прогнили. Согласно договору социального найма нанимателем жилого помещения является Л.К.
В возрасте 22 лет Л.К. обратилась в Администрацию г. Таганрога по вопросу признания помещения непригодным для проживания или аварийным, а также с требованием о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Согласно ответу Администрации г. Таганрога от 20.09.2013 г. Л.К. отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения и проведении реконструкции закрепленного за ней жилого помещения, письмом от 20.06.2012 г. Л.К. отказано в постановке на квартирный учет с включением в льготный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, истица просит обязать ответчика принять необходимый пакет документов для постановки ее на льготный квартирный учет, как лица из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, а также обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте города Таганрога общей площадью не менее 25 кв. м.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года исковые требования Л.К. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, представители истицы С., Н.Ю.П. обратились с апелляционной жалобой, в которой ссылаются на несоответствие решения ст. 195 ГПК РФ, Постановлению Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" и просят отменить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Представители апеллянта указывает, что приобщенные к материалам дела фотографии, бесспорно, подтверждают, что квартира после пожара, находится в непригодном состоянии, отсутствуют коммуникации, что ответчиком не оспаривалось, а также Отдел образования города Таганрога просил удовлетворить иск.
Податели жалобы ссылаются на то, что суд первой инстанции не оценил доказательств того, что истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилья, в связи с чем, срок обращения до 23 летнего возраста ею не пропущен.
В жалобе указано, что суд первой инстанции неправильно оценил то обстоятельство, что истица не смогла доказать, что договор социального найма жилого помещения от 14.06.2012 г. с МУП "ЖЭУ" г. Таганрога необходимо расторгнуть, так как таких требований истица не заявляла, а в свою очередь доказала, что квартира не отвечает требованиям ст. 15 ЖК РФ, ст. 676 ГК РФ.
Кроме того, суд не учел, что согласно ч. 2. ст. 57 ЖК РФ Л.К. имеет право вне очереди получить благоустроенное жилое помещение, а также то, что истица не в состоянии самостоятельно приобрести благоустроенную квартиру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Л.К., ее представителей - С., Н.Ю.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец своевременно не воспользовался своим правом на внеочередное обеспечение жильем по месту жительства при условии признания предоставленного ей жилого помещения по договору социального найма не пригодным для проживания, а на момент обращения в органы местного самоуправления (июнь 2012 года) ее возраст превышал ограничения, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ. В связи с чем суд отказал в удовлетворении иска о обязании Администрации г. Таганрога принять необходимый пакет документов для признания права на обеспечение истца жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей и предоставлении жилого помещения не менее 25 кв. м в черте г. Таганрога.
Суд установил, что Л.К. в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем как лица, оставшегося без попечения родителей, до июня 2012 года не обращалась. При этом, Л.К. считается обеспеченной жилым помещение, так как является нанимателем жилого помещения, которое не признано не пригодным для проживания и по своим размерам, соответствует требованиям закона. Отсутствие водоснабжения и канализации, центрального отопления не может свидетельствовать о непригодности жилого помещения для проживания. Стороной истца не представлено суду доказательств, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания, повлекших за собой расторжение договора социального найма.
Выводы суда являются правильными и соответствуют требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Судом установлено и это не оспаривалось ответчиком, что Л.К. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ относится к кругу лиц, на которых распространяется действие данной нормы.
Между тем следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено и это не оспаривается ни истцом, ни ее представителями, указано в исковом заявлении, что Л.К. до достижения 23 лет с заявлением в соответствующие органы для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении, не обращалась. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Л.К. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения и ей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исполнилось 23 года. До достижения возраста 23 года она обращалась в Администрацию г. Таганрога по вопросу признания помещения непригодным для проживания или аварийным. На указанное обращение от 6 сентября 2011 года ей был дан ответ с разъяснением порядка признания дома аварийным. Ее дальнейшие действия (обращение с заявлением к Мэру г. Таганрога 04.06.2012 года и на приеме 4 мая 2012 года также свидетельствуют о том, что она обращалась по вопросу определения пригодности или непригодности для проживания квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 14-16).
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
На основании Постановления Администрации г. Таганрога от 21.06.2000 года N 1932, за Л.К. сохранено право на жилую площадь в квартире АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 4 июня 2009 года за Л.К. было признано право на регистрацию в этой квартире без согласия основного квартиросъемщика. Из лицевого счета на квартиру АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН исключена Л.К.
14.06.2012 года между МУП ЖЭУ и Л.К. был заключен договор социального найма квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По указанному адресу Л.К. зарегистрирована, дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в рисках аварийных не значится.
Между тем, признание за детьми-сиротами права на внеочередное обеспечение жилым помещением при наличии закрепленного жилого помещения было бы возможно, если будет установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
В соответствии с требованиями статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации в компетенции Российской Федерации находится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11). Что касается самого признания такой непригодности, то каждый собственник жилищного фонда решает этот вопрос в отношении только принадлежащих ему жилых помещений.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы права Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Следовательно, Л.К. вправе была оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Однако, Л.К. бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления, в судебном порядке не оспорила.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Поэтому, в случае признания в установленном законом порядке закрепленного за Л.К. жилого помещения непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащим, она не лишена возможности требовать обеспечения жилым помещением по договору социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющемуся малоимущим.
Кроме того, следует учитывать, что Л.К. заявлены требования об обязании Администрации г. Таганрога предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте г. Таганрога, не менее 25 кв. м общей площадью.
Между тем следует учитывать, что до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 этой же статьи.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 приведенного Федерального закона).
С 1 января 2013 года глава 10 Жилищного Кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный законодатель в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Истцом же были заявлены требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, что исключается в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Л.К. в лице ее представителей С. и Н.Ю.П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)