Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 17АП-17039/2014-АК ПО ДЕЛУ N А71-7304/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N 17АП-17039/2014-АК

Дело N А71-7304/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителей (1. общество с ограниченной ответственностью "Единая управляющая компания" (ОГРН 101841006235, ИНН 1835087910), 2. общество с ограниченной ответственностью "РАС "Город" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141): 1. Маратканов Д.С., доверенность от 26.12.2014, паспорт; 2. не явились;
- от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): Прохоров Р.В., доверенность от 14.01.2015, удостоверение;
- от третьих лиц (Некрасова Е.В., Бабичева Т.В.): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителей ООО "Единая управляющая компания", ООО "РАС "Город"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2014 года
по делу N А71-7304/2014,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлениям ООО "Единая управляющая компания", ООО "РАС "Город"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
с участием третьих лиц: Некрасовой Е.В., Бабичевой Т.В.,
о признании недействительным решения антимонопольного органа,

установил:

ООО "Единая управляющая компания" (ООО "Единая УК", ООО "ЕУК"), ООО "РАС "Город" обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) N СЮ 06-06/2014-14 от 21.04.2014. ООО "Единая УК" также заявлено требование о прекращении производства по делам N СЮ 06-07/2014-19А, СЮ 06-07/2014-20А.
Определением арбитражного суда от 10.09.2014 на основании ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела N А71-8334/2014 и N 71-7304/2014 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А71-7304/2014.
Решением арбитражного суда от 20.10.2014 (резолютивная часть решения объявлена 13.10.2014) в удовлетворении требований отказано. В части требований о прекращении дел N СЮ 06-07/2014-19А, СЮ 06-07/2014-20А производство по настоящему делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ООО "Единая УК" и ООО "РАС "Город" обжаловали решение суда в апелляционном порядке, в жалобах просят отменить решение суда первой инстанции как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Приведенные в жалобах заявителей доводы являются аналогичными и сводятся к следующему.
Заявители оспаривают факт заключения противоречащего антимонопольному законодательству соглашения, договоры от 01.11.2012 N Кл37 и N Кп37 заключены до выбора в качестве управляющей организации МУП "СпДУ". Дополнительным соглашением от 02.11.2012 договор N Кл37 о передаче от ООО "РАС "Город" к ООО "Единая УК" полномочий по управлению домом по адресу г. Ижевск, Ключевой поселок, 37 расторгнут с 01.11.2012, в связи с чем отсутствует факт навязывания невыгодных условий договора собственникам помещений в доме. Указание в платежных документах в качестве управляющей организации ООО "ЕУК" является ошибочным. Избрание ООО "ЕУК" в качестве управляющей организации подтверждается протоколом от 15.10.2012, согласно которому собственники помещений в доме наделили ООО "РАС "Город" полномочиями по заключению с ООО "ЕУК" договора оказания услуг по надлежащему содержанию общего имущества дома и предоставлению коммунальных услуг. Решение общего собрания в судебном порядке не признано незаконным.
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя ООО "ЕУК" поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда и удовлетворить апелляционную жалобу.
Антимонопольный орган не согласен с доводами жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и поддержанным участвующим в судебном заседании представителем, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Заявитель ООО "РАС "Город" и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Удмуртской Республике, 25.10.2013 и 07.02.2014 поступили заявления граждан Некрасовой Е.В. и Бабичевой Т.В. по вопросу неправомерного заключения ООО "РАС "Город" и ООО "ЕУК" договора доверительного управления домом N 37 по ул. Ключевой в г. Ижевске, наличии признаков заключения антиконкурентного соглашения. В заявлениях указано, что выбор ООО "ЕУК" в качестве управляющей организации многоквартирным домом по указанному адресу и выставление обществом счетов-извещений на оплату услуг является неправомерным. Также заявителями указано, что до 30.11.2012 на основании договора управления дом по указанному адресу находился под управлением ООО "РАС "Город". Решением собственников помещений в доме от 25.11.2012 в качестве управляющей организации избрано МУП СпДУ. Между тем 01.11.2012 ООО "РАС "Город" заключен договор передачи прав управления домом ООО "Единая УК", в связи с чем, ООО "Единая УК" заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов и выставлены платежные документы на оплату жилищных услуг собственникам дома.
В связи с наличием в действиях ООО "Единая УК" и ООО "РАС "Город" признаков нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом УФАС по Удмуртской Республике от 18.02.2014 N 49 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства (N СЮ06-06/2014-14).
В ходе производства по делу N СЮ06-06/2014-14 антимонопольным органом установлено, что в период с 2011 года по 2013 год ООО "Единая УК" и ООО "РАС "Город" осуществляли деятельность на товарном рынке управления многоквартирными домами в городе Ижевске, следовательно, являлись конкурентами.
Антимонопольным органом исследован договор от 01.11.2012 N Кл37, по условиям которого (пункт 2.2) ООО "РАС "Город" передает ООО "Единая УК" в доверительное управление право управления многоквартирным жилым домом по ул. Ключевой поселок, д. 37 с выполнением функций по управлению домом и предоставлению коммунальных услуг (т. 1 л.д. 29).
На основании данного договора ООО "ЕУК" с 01.11.2012 осуществляло управление многоквартирным жилым домом, что подтверждается перепиской между ООО "ЕУК" и ООО "РАС Город", а также с организациями - поставщиками коммунальных ресурсов (МУП "Ижводоканал", ООО "Удмуртские коммунальные системы", ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") по вопросу о заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов по указанному адресу; квитанциями-извещениями за ноябрь - декабрь 2012 года на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленными ООО "ЕУК" собственникам помещений в доме. В квитанциях за указанный период ООО "Единая УК" указано в качестве управляющей компании. За октябрь 2012 года аналогичные извещения-квитанции для оплаты собственниками выставлялись ООО "РАС "Город".
Договор от 01.11.2012 N Кл37 действовал до принятия общим собранием собственников дома решения, оформленного протоколом от 28.12.2012, о выборе в качестве управляющей компании - ООО "Единая УК".
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Удмуртской Республике принято решение N СЮ 06-06/2014-14 от 21.04.2014 (резолютивная часть объявлена 14.04.2014), которым ООО "Единая УК", ООО "РАС "Город" признаны нарушившими п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения и участия в нем, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, а также к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "РАС "Город" и ООО "Единая УК", заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказ в удовлетворении требований суд первой инстанции мотивировал выводами о доказанности заключения ООО "РАС "Город" и ООО "Единая УК" соглашения, не соответствующего требованиям законодательства о защите конкуренции.
Апелляционный суд считает данные выводы суда правильными, соответствующим представленным доказательствам и требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативного акта государственного органа необходимо установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В подп. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключением между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) соглашений, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пунктом 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции определяются как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона).
Материалами дела подтверждается заключение ООО "РАС "Город" и ООО "ЕУК", осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, договора доверительного управления от 01.11.2012 N Кл37, который суд первой инстанции обоснованно расценил как соглашение, предметом которого является передача ООО "РАС "Город" полномочий управляющей организации в отношении дома по ул. Ключевой поселок, 37 ООО "Единая УК". При этом на дату заключения договора отсутствовало решение собственников помещений многоквартирного дома об избрании ООО "Единая УК" в качестве управляющей компании.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая компания избирается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1). По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2).
Поскольку на момент заключения заявителями договора от 01.11.2012 N Кл37 общим собранием собственников помещений в доме не принято решение о выборе ООО "Единая УК" в качестве управляющей компании, не установлена плата за управление домом для ООО "Единая УК", суд первой инстанции обоснованно указал, что договор содержит признаки ограничения конкуренции, выразившиеся в отказе ООО "Единая УК" от совершения действий по завоеванию доверия жителей дома, результатом которых должно являться избрание общества в качестве управляющей организации в установленном законом порядке.
Результатом заключения договора N Кл37 является навязывание собственникам помещений в доме ООО "Единая УК" в качестве управляющей компании, с которой они не заключали договор управления, следовательно, не вправе предъявлять претензии в связи с ненадлежащим оказанием услуг по управлению домом.
Выводы суда о доказанности заключения ООО "Единая УК" и ООО "РАС "Город" соглашения, нарушающего установленный п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрет, не соответствующего законодательству о защите конкуренции коллегия апелляционного суда считает правильными.
Таким образом оспариваемое решение УФАС по Удмуртской Республике N СЮ 06-06/2014-14 является законным и обоснованным.
Изложенные в апелляционных жалобах заявителей доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт исполнения договора N Кл37 в период ноябрь - декабрь 2012 года, ссылки на соглашение от 02.11.2012 о расторжении договора N Кл37 апелляционным судом отклонены как не опровергаемые материалами дела.
Доводы заявителей о неправомерном признании судом незаконным протокола общего собрания от 15.10.2012 (о заключении с ООО "Единая УК" договора на оказание услуг) подлежат отклонению, поскольку в решении суда отсутствуют выводы о незаконности протокола от 15.10.2012. В решении суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих факт проведения 14.10.2012 собрания собственников помещений в доме, сославшись на представленные в материалы дела пояснения самих собственников о том, что собрание 14.10.2012 не проводилось.
Доводы о допущенных в извещениях-квитанциях ошибках в части указания в качестве управляющей организации ООО "Единая УК" апелляционным судом признаны необоснованными и отклонены. Совокупностью представленных доказательств подтверждается, что заявители действовали в соответствии с условиями договора N Кл37.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "РАС "Город" не уплачена государственная пошлина, с учетом результатов рассмотрения дела с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная ООО "Единая УК" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 октября 2014 года по делу N А71-7304/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РАС "Город", общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РАС "Город" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая компания" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.11.2014 N 1957.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Л.Х.РИБ

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)