Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз": Соловьева Н.С. - представитель по доверенности от 21.01.2015 N 8;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В. - представитель по доверенности от 03.01.2015 N 1-32-28;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
на решение от 23.01.2015
по делу N А73-15636/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об отмене постановления от 05.11.2014 N 639ж/14-Д
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее - ООО "ДВ-Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 05.11.2014 N 639ж/14-Д о назначении наказания по делу об административном правонарушении.
Решением от 23.01.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ДВ-Союз" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на собственниках и ресурсоснабжающих организациях, а не на управляющей компании, кроме того ссылается на пропуск срока давности для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края по обращению гр. Гордеевой Т.А. в отношении ООО "ДВ-Союз" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное расследование.
20.10.2014 в отношении ООО "ДВ-Союз" составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ по факту выявленных нарушений: несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно по адресу: г. Хабаровск, ул. Центральная, 14, находящегося в управлении организации, следующего характера: не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
Протокол с информацией о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен представителю общества Ланихиной Е.Г.
05.11.2014 должностным лицом Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, в присутствии представителя общества Ланихиной Е.Г., при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 639ж/14-Д, которым ООО "ДВ-Союз" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ДВ-Союз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Как следует из содержания пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ положения данного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу положений подпункта "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии (пункт 7 Правил N 491).
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170,предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подп. "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке, в том числе общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судом по материалам дела установлено, что ООО "ДВ-Союз" осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по ул. Центральной в г. Хабаровске на основании договора управления многоквартирным домом от 07.08.2008. Согласно пункту 2.1 предметом данного договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению общим имуществом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела также следует, что в результате обследования жилого дома по адресу: г. Хабаровск, Центральная, 14, административным органом выявлено отсутствие общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
Факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении административным органом доказаны.
Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Апелляционным судом проверен и признается несостоятельным довод апелляционной жалобы об истечении срока для привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 27.01.2003 N 2 разъяснил, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
20.10.2014 в отношении ООО "ДВ-Союз" составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП, в котором и отражены конкретные противоправные деяния общества и нарушения нормативно-правовых актов по каждому. Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Апелляционным судом также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (ОДПУ) относятся к вопросам капитального ремонта, разрешение которых находится в ведении регионального оператора, поскольку установка ОДПУ в силу положений пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Постановления Госстроя РФ ОТ 27.09.2003 N 170, установка таких приборов является обязательным условием выполнения капитальных работ по замене трубопроводов, а не отдельным видом капитальных работ.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 23.01.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-15636/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.И.БАЛИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 06АП-796/2015 ПО ДЕЛУ N А73-15636/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N 06АП-796/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз": Соловьева Н.С. - представитель по доверенности от 21.01.2015 N 8;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В. - представитель по доверенности от 03.01.2015 N 1-32-28;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
на решение от 23.01.2015
по делу N А73-15636/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об отмене постановления от 05.11.2014 N 639ж/14-Д
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее - ООО "ДВ-Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 05.11.2014 N 639ж/14-Д о назначении наказания по делу об административном правонарушении.
Решением от 23.01.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ДВ-Союз" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на собственниках и ресурсоснабжающих организациях, а не на управляющей компании, кроме того ссылается на пропуск срока давности для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края по обращению гр. Гордеевой Т.А. в отношении ООО "ДВ-Союз" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное расследование.
20.10.2014 в отношении ООО "ДВ-Союз" составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ по факту выявленных нарушений: несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно по адресу: г. Хабаровск, ул. Центральная, 14, находящегося в управлении организации, следующего характера: не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
Протокол с информацией о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен представителю общества Ланихиной Е.Г.
05.11.2014 должностным лицом Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, в присутствии представителя общества Ланихиной Е.Г., при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 639ж/14-Д, которым ООО "ДВ-Союз" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ДВ-Союз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Как следует из содержания пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ положения данного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу положений подпункта "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии (пункт 7 Правил N 491).
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170,предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подп. "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке, в том числе общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судом по материалам дела установлено, что ООО "ДВ-Союз" осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по ул. Центральной в г. Хабаровске на основании договора управления многоквартирным домом от 07.08.2008. Согласно пункту 2.1 предметом данного договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению общим имуществом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела также следует, что в результате обследования жилого дома по адресу: г. Хабаровск, Центральная, 14, административным органом выявлено отсутствие общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
Факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении административным органом доказаны.
Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Апелляционным судом проверен и признается несостоятельным довод апелляционной жалобы об истечении срока для привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 27.01.2003 N 2 разъяснил, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
20.10.2014 в отношении ООО "ДВ-Союз" составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП, в котором и отражены конкретные противоправные деяния общества и нарушения нормативно-правовых актов по каждому. Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Апелляционным судом также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых энергоресурсов (ОДПУ) относятся к вопросам капитального ремонта, разрешение которых находится в ведении регионального оператора, поскольку установка ОДПУ в силу положений пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Постановления Госстроя РФ ОТ 27.09.2003 N 170, установка таких приборов является обязательным условием выполнения капитальных работ по замене трубопроводов, а не отдельным видом капитальных работ.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 23.01.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-15636/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.И.БАЛИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)