Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2918/2015

Требование: О понуждении к исполнению условий договора.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на заключенный между сторонами договор на учет потребленной энергии по приборам учета, установленным в квартире.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N 33-2918/2015


Судья: Вибе И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.
судей Акчуриной Г.Ж., Раковского В.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу С.Т. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску С.Т. и С.Л. к обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о понуждении к исполнению условий договора, и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" к С.Т. о признании договора недействительным.
Заслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., объяснения истца С.Т. и ее представителя У., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика В., возражавшую против удовлетворения иска, судебная коллегия

установила:

С.Т., С.Л. обратились в суд с указанным выше иском, указав, что являются в равных долях собственниками квартиры, расположенной по адресу: (адрес). В (дата) в своей квартире они приобрели и установили теплосчетчики на каждом из радиаторов системы отопления. Счетчики прошли поверку, признаны годными и допущены для эксплуатации. (дата) между С.Т. и управляющей компанией ООО "УКХ" был заключен договор на учет потребленной тепловой энергии в упомянутой квартире по показаниям теплосчетчиков и оплату по показаниям этих приборов. В конце (дата) от ответчика поступило сообщение, в котором последний предлагал демонтировать установленные в (дата) году теплосчетчики и предупредил, что с началом отопительного сезона (дата) начисление платы за отопление будет производиться не по показаниям приборов учета, а по нормативам.
Просили обязать ООО "УКХ" производить расчет и выставлять счета по оплате тепловой энергии для отопления в соответствии с условиями договора N от (дата).
ООО "УКХ" обратилось в суд со встречным иском к С.Т. о расторжении договора N от (дата) на учет потребления тепловой энергии. После уточнения требований окончательно просило признать недействительным договор N от (дата) на учет потребления тепловой энергии, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона, ввиду отсутствия технической возможности установки указанных теплосчетчиков в жилом помещении истцов.
В судебном заседании С.Т., действующая за себя и истца С.Л., их представитель У. требования поддержали, встречные требования не признали, просили применить срок исковой давности.
В судебном заседании представители ООО "УКХ" К. и В. встречные требования поддержали, первоначальный иск не признали.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 февраля 2015 года в удовлетворении требований С.Т., С.Л. к ООО "Управление коммунального хозяйства" о понуждении к исполнению условий договора отказано. В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Управление коммунального хозяйства" к С.Т. о признании договора недействительным отказано.
В суд апелляционной инстанции не явились С.Л., был надлежаще извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что С.Т. С.Л. являются собственниками в равных долях жилого помещения- квартиры по адресу: (адрес). (дата) в указанной квартире установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии: 4 теплосчетчика марки "Карат - Компакт".
Управление данным многоквартирным жилым домом и обеспечение собственников жилья коммунальными услугами, в том числе отоплением, осуществляет ответчик ООО "УКХ"
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что указанный многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и имеет вертикальную разводку внутридомовой инженерной системы отопления.
Установка теплосчетчиков в квартире истцов согласована с управляющей компанией. (дата) между С.Т. и управляющей компанией ООО "УКХ" был заключен договор на учет потребленной тепловой энергии в упомянутой квартире по показаниям индивидуальных приборов учета (теплосчетчиков).
Отказывая в удовлетворении требований первоначально иска, суд пришел к выводу, что индивидуальные приборы учета в квартире истцов при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления жилого дома не позволяют определить весь объем потребленного коммунального ресурса, в связи с чем установленный соглашением сторон порядок расчета потребления тепловой энергии, как не соответствующий действующему законодательству, не может быть принят во внимание.
В удовлетворении встречных требований суд отказал, сославшись на пропуск истцом по встречному иску срока исковой давности в силу статьи 181 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В части отказа в удовлетворении встречных требований решение суда не оспаривается, а потому судебной коллегией на предмет законности не проверяется на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применен материальный закон, доказательствам дана надлежащая оценка.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Устанавливая данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению также были учтены и Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включающего СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления в доме для расчета потребления тепловой энергии используются не индивидуальные приборы учета, а индикаторы расхода теплоты (распределители), наряду с общедомовым прибором учета.
В данном случае истцами в отсутствие общедомового прибора учета установлены не распределители, а теплосчетчики "Карат-Компакт" ТУ 4218-006-32277111-2004г, которые, согласно паспорту изделия, предназначены для учета количества потребленной тепловой энергии в водяных закрытых системах теплоснабжения: в квартирах (с горизонтальной разводкой системы отопления), коттеджах и других зданиях без контроля утечек, что исключает их использование в многоквартирных жилых домах с вертикальной разводкой внутридомовой инженерной системы отопления. л.д. 10.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска Славинских в части обязания обслуживающей организации производить расчет за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов учета - теплосчетчиков "Карат-Компакт" не имеется.
Доводы жалобы о том, что возможно применение в расчете платы за потребление тепловой энергии только индивидуальных приборов учета в силу п. 16 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г N 307, согласно которому при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, выводы суда не опровергают, поскольку исходя из системного толкования положений п. п. 19, 21 указанных Правил размер платы за отопление рассчитывается с учетом показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартире, при наличии общедомового прибора учета такой коммунальной услуги, которого в жилом доме истцов не установлено.
Доводы жалобы о том, что имеется соглашение об определении порядка оплаты коммунальной услуги за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, которое не признано незаконным и не расторгнуто, также не свидетельствуют о незаконности судебного решения, т.к. в данном случае порядок учета потребленной услуги и определения размера ее оплаты устанавливается нормативно- правовыми актами органа власти и не может быть изменен соглашением сторон.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, выводов суда не опровергают, а потому оснований для отмены постановленного по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу С.Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)