Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган власти субъекта РФ указал, что расходы, возникшие в связи с выплатой по судебным актам суда общей юрисдикции педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-2697/2014 по иску Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании 2 885 237,12 руб.
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - истец, Минфин РА) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - управление) о возмещении за счет казны Российской Федерации 2 885 237,12 руб., выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующимся льготами.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Решением от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай; арбитражные суды в нарушение положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и установленных судом общей юрисдикции обстоятельств сделали вывод об установлении финансовых обязательств Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, исходя из доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что вступившими в законную силу решениями мирового судьи Усть-Канского судебного участка суда по делам N 2-39/2013, N 2-885/2013, N 2-852/2013 с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу педагогических работников взыскано 2 885 237,12 руб. для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии.
Взыскателям по указанным делам выданы исполнительные листы, на основании которых по платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства с указанием в назначении платежа: возмещение расходов на оплату твердого топлива и электрической энергии.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, указал, что расходы, возникшие в связи с выплатой по судебным актам суда общей юрисдикции гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из наличия оснований для взыскания убытков с ответчика, поскольку факт недостаточного финансирования бюджета субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в части расходов, касающихся компенсации по предоставлению льгот, предусмотренных Законом об образовании, установлен.
Кроме того, суды указали, что меры социальной поддержки, установленные Законом об образовании, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Так, статья 26.3 Закона N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от обязанности по финансовому обеспечению предоставления, установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Довод кассатора о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств бюджета Республики Алтай, основан на неверном толковании вышеуказанных норм права и противоречит единообразию судебной практики по данной категории споров.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10.
Таким образом, суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства, дали им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2697/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2015 N Ф04-20728/2015 ПО ДЕЛУ N А02-2697/2014
Требование: О возмещении за счет казны РФ денежных средств, выплаченных педагогическим работникам образовательных учреждений, пользующимся льготами.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган власти субъекта РФ указал, что расходы, возникшие в связи с выплатой по судебным актам суда общей юрисдикции педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N А02-2697/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-2697/2014 по иску Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании 2 885 237,12 руб.
Суд
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - истец, Минфин РА) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - управление) о возмещении за счет казны Российской Федерации 2 885 237,12 руб., выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующимся льготами.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Решением от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Минфин РФ указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай; арбитражные суды в нарушение положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и установленных судом общей юрисдикции обстоятельств сделали вывод об установлении финансовых обязательств Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, исходя из доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что вступившими в законную силу решениями мирового судьи Усть-Канского судебного участка суда по делам N 2-39/2013, N 2-885/2013, N 2-852/2013 с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу педагогических работников взыскано 2 885 237,12 руб. для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии.
Взыскателям по указанным делам выданы исполнительные листы, на основании которых по платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства с указанием в назначении платежа: возмещение расходов на оплату твердого топлива и электрической энергии.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, указал, что расходы, возникшие в связи с выплатой по судебным актам суда общей юрисдикции гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из наличия оснований для взыскания убытков с ответчика, поскольку факт недостаточного финансирования бюджета субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в части расходов, касающихся компенсации по предоставлению льгот, предусмотренных Законом об образовании, установлен.
Кроме того, суды указали, что меры социальной поддержки, установленные Законом об образовании, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В пункте 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ указано, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Так, статья 26.3 Закона N 184-ФЗ и иные федеральные законы не относят к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от обязанности по финансовому обеспечению предоставления, установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Довод кассатора о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств бюджета Республики Алтай, основан на неверном толковании вышеуказанных норм права и противоречит единообразию судебной практики по данной категории споров.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10.
Таким образом, суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства, дали им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-2697/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)