Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5577/2015

Требование: О взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица является педагогическим работником, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности, и входит в категорию граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-5577/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Галенко В.А., Федоровой Г.И.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части N 62250 о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, по апелляционным жалобам представителей Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Министерства обороны Российской Федерации на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 09 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ УФО МО по Хабаровскому краю), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 января 2013 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>.
В обоснование иска указала, что она работает <данные изъяты> в Детском общеобразовательном учреждении <данные изъяты> - структурном подразделении войсковой части N 62250 Министерства обороны РФ, расположенном в <адрес>, и в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании" она, являясь педагогическим работником, работающим в сельской местности, имеет право на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены войсковая часть N 62250 <адрес>, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 09 июня 2015 года постановлено взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Г. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 января 2013 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "УФО МО РФ" просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что педагогическая деятельность может осуществляться учреждением только при наличии соответствующей лицензии, которая у ДОУ N отсутствует, что не позволяет отнести Г. к числу педагогических работников, и что в силу закона является обязательным условием для реализации спорного права на льготу. Полагает, что суд обязан был применить к спорным правоотношениям постановление Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворение иска за счет средств Министерства обороны РФ не основано на положениях действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте его проведения, не явились.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует не в полной мере.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Г. является педагогическим работником, работающим в сельской местности, и входит в категорию граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг (оплаты жилого помещения, отопления и освещения). При этом, определяя размер подлежащей взысканию компенсации, суд первой инстанции исходил из фактически понесенных истцом затрат на оплату коммунальных услуг.
С выводом суда первой инстанции о размере подлежащей взысканию компенсации судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> при войсковой части N 62250 <адрес> является ведомственным учреждением, учредителем которого является Министерство обороны РФ и с 17 марта 2013 года является подразделением обеспечения <данные изъяты> (войсковая часть 62250) место дислокации <данные изъяты>.
Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по <адрес>, с 25 сентября 1995 года по настоящее время работает в должности <данные изъяты> ДОУ N при войсковой части 62250 в <адрес>, расположенном в сельской местности.
За период времени с 01 января 2013 года по 31 марта 2015 года Г. произвела оплату за потребленную электроэнергию, отопление и техническое обслуживание жилого помещения, расположенного по <адрес>, в общей сумме <данные изъяты>.
Суд первой инстанции верно определил, что истец, являющийся педагогическим работником, проживающая и работающая в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01 сентября 2013 года.
Согласно ч. 8 ст. 47 данного Федерального закона, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной нормой предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 (вступившим в силу с 7 ноября 2013 года) педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации.
В соответствии с Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных постановлением Правительства РФ N 963 от 26 октября 2013 года, ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Анализ вышеуказанных правовых норм, позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что к данным спорным правоотношениям подлежат применению, с момента вступления в силу, положения постановления Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963, в соответствии с которыми установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей.
Следовательно, с Министерства обороны РФ в пользу Г. подлежит взысканию компенсация по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период времени с 01 января 2013 года по 06 ноября 2013 года исходя из фактически понесенных расходов в сумме <данные изъяты>, а в период времени с 07 ноября 2013 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>, всего в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя ФКУ "УФО МО РФ" в указанной части является обоснованной и подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения.
Доводы жалобы представителя ФКУ "УФО МО РФ" в части того, что у ДОУ N отсутствует лицензия на осуществление педагогической деятельности, что не позволяет отнести Г. к числу педагогических работников, исходя из вышеприведенных норм права и фактически установленных по делу обстоятельств, основанием для отмены решения суда не являются, и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Доводы жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных фактических обстоятельствах, иной оценке собранных по делу доказательств и оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 9 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО7 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг изменить, принять новое решение.
Исковые требования Г. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Г. компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 января 2013 года по 31 марта 2015 года в сумме <данные изъяты>.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА

Судьи
В.А.ГАЛЕНКО
Г.И.ФЕДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)