Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - от общества с ограниченной ответственностью "Городское ЖКХ" - Магери Д.Ю. (по выписке из ЕГРЮЛ от 18.03.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Солженициной Е.С. (представителя по доверенности от 13.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-79807/14, принятое судьей Голубковым П.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городское ЖКХ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) от 25.11.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014/18/1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 40 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании требования и.о. Каширского городского прокурора от 10.10.2014 N 26-2014 и в соответствии с распоряжением руководителя управления от 17.10.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014 в период с 20.10.2014 по 27.10.2014 проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет соблюдения им требований жилищного законодательства при управлении жилищным фондом в г. Кашира Московской области: ул. Пушкинская д. 1а, 8, 25, 28, 32, 37 и 48, ул. Коммуны д. 6, 10 и 15, ул. Колодезный пер. д. 9, ул. Свободы д. 8, 24, ул. К. Маркса д. 3 и 5, ул. Горького д. 6, 19 и 20, ул. Облог д. 1, Б. Посадский пер. д. 11, ул. Безымянная д. 12, Безымянный пер. д. 4, ул. Б. Посадская д. 38, пл. Володарского д. 4, ул. Генерала Белова д. 14, ул. Моргунова д. 17 (акт от 22.10.2014 N 339ОБ-31519-16-12-2014/18).
Общество извещено о проведении проверки путем передачи 20.10.2014 уведомления о ее проведении нарочно.
В ходе проверки установлено, что обществом своевременно не принято должных мер по организации мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 8 по ул. Пушкинская в г. Кашира Московской области, а именно: цоколь и отмостка по периметру дома имеют разрушения (акт от 22.10.2014 N 339ОБ-31519-16-12-2014/18, приложенный к акту фотоматериал).
По данным фактам управление 24.10.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 25.11.2014 вынесло постановление N 39ОБ-31519-16-12-2014/18/1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде 40 000 рублей штрафа.
Удовлетворяя требование общества о признании незаконным постановления управления, суд первой инстанции указал на несоблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрены следующие требования к содержанию общего имущества: общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определяются Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда, Правила).
В качестве объективной стороны состава правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ оспариваемым постановлением обществу вменено нарушение пунктов 4.1.7, 4.2.1.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что:
- - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (4.2.1.1);
- Поскольку общество является управляющей организацией спорным жилым домом на основании договора об управлении многоквартирным домом от 13.05.2014, оно обязано было обеспечить надлежащее содержание этого жилого дома. То обстоятельство, что общество является управляющей организацией многоквартирного дома N 8 по ул. Пушкинская в г. Кашире, обществом не оспаривается.
Наличие в действиях общества события и состава вмененного ему правонарушения подтверждается материалами дела и признается апелляционным судом доказанным.
Обществу назначен штраф в минимальном размере (40 000 рублей), предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ для юридических лиц.
Вывод суда первой инстанции о несоблюдении управлением требований к порядку привлечения общества к административной ответственности (о том, что в данном случае управление должно было уведомить общество о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала) нельзя признать верным.
Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено:
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В данном случае и.о. городского прокурора Каширской городской прокуратуры от 10.10.2014 N 26-2014 было издано и направлено управлению требование о проведении внеплановой проверки общества. Это требование прокурора основано на решении заседания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ от 02.10.2014, вынесенного по результатам выступлений и докладов заместителя Каширского городского прокурора и иных участников заседания, рассмотрения материалов проверок общества, свидетельствующих о нарушениях обществом нормативных требований в сфере ЖКХ. Руководителем управления на основании указанного требования прокурора вынесено распоряжение от 17.10.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014 о проведении в отношении общества такой проверки. Данное распоряжение управления получено обществом 20.10.2014 (л.д. 28).
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В настоящем случае уведомление от 20.10.2014 о проведении проверки, назначенной на 21.10.2014 в 10 часов 00 минут, получено обществом 20.10.2014. По доводам управления, уведомление вручено обществу 20.10.2014 в 9 часов 00 минут, по доводам общества - гораздо позднее в этот день.
Время вручения обществу уведомления 20.10.2014 управлением не зафиксировано.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 данного Закона.
Между тем пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Пунктом 12.2 Положения управление наделено полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- - жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- - содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- - управлению многоквартирными домами;
- - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- - других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения управление организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является поступление в орган государственного жилищного надзора информации от органов государственной власти о фактах нарушения требований порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В данном случае общество оказывает услуги по управлению указанным многоквартирным домом, взяв на себя в том числе обязательства по начислению, контролю поступления денежных средств за содержание, ремонт жилого, оплату потребляемых ресурсов дома от граждан, проживающих в этом многоквартирном доме.
И.о. городского прокурора Каширской городской прокуратуры от 10.10.2014 N 26-2014 было издано и направлено управлению требование о проведении внеплановой проверки общества. Это требование прокурора основано на решении заседания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ от 02.10.2014, вынесенного по результатам выступлений и докладов заместителя Каширского городского прокурора и иных участников заседания, рассмотрения материалов проверок общества, свидетельствующих о нарушениях обществом нормативных требований в сфере ЖКХ, о не перечислении управлением в ресурсоснабжающие организации в феврале, марте, апреле 2014 года В самом требовании прокурора указывается на то, что при управлении жилого фонда, которое осуществляет общество, имеет недобросовестная подготовка внутридомовых сетей к эксплуатации в условиях пониженной температуры, ненадлежащим образом проведена подготовку к отопительному сезону в нарушение предъявляемых требований; нарушения управляющей организацией в период начала отопительного сезона требований жилищного законодательства носят социально значимый характер, негативно сказываются на жилищных правах населения - собственников и нанимателей жилых помещений городского поселения Кашира, ставит под угрозу функционирование объектов жизнеобеспечения и социального значения данного населенного пункта.
Требование прокурора, в котором перечисляются такие нарушения, в том числе нарушения требований к содержанию общего имущества собственников квартир многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, поступившее в управление, можно рассматривать как информацию от органов государственной власти о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.
Поступление такой информации от органа государственной власти (в данном случае - прокуратуры) указано в качестве основания проведения внеплановой проверки в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса. Проверка по такому основанию в силу той же части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Поэтому то обстоятельство, уведомило ли управление общество о проведении в отношении него внеплановой проверки за двадцать четыре часа до проверки или менее чем за двадцать четыре часа до нее, не могло иметь значения для разрешения вопроса о действительности результатов такой проверки.
В данном случае оснований для признания результатов проверки (по итогам которой общество привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением управления) недействительными в части, относящейся к упомянутому многоквартирному дому, не имеется.
Что касается того, что на основании одного и того же требования и.о. Каширского городского прокурора от 10.10.2014 и в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления от 17.10.2014 была проведена проверка, по результатам которой составлены два акта, зафиксировавшие различные нарушения в различных многоквартирных домах, то такое обстоятельство не может свидетельствовать о несоблюдении управлением требований к порядку привлечения общества к административной ответственности, влекущем признание незаконным и отмену постановления управления о привлечении общества к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции о том, что составление различных актов проверок подпадает под определение грубого нарушения, указанного в пункте 4 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ - проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в данном случае нельзя признать правильным.
В данном случае оба из актов проверок составлялись на основании одного и того же требования прокурора и в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления, что не позволяет признать какой-либо один из этих актов составленным в отсутствие требования прокурора без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Закон N 294-ФЗ не содержит требований о необходимости издания прокурором отдельного требования и вынесения органом государственного контроля (надзора) отдельного распоряжения о проведении внеплановой проверки для осуществления проверки деятельности одной и той же организации по каждому из объектов. Закон N 294-ФЗ также не предусматривает требования о составлении одного (общего) акта проверки по всем этим объектам, равно как и запрета составлять два или более актов при проверке нескольких таких объектов. Более того, какой-либо смысл в подобных ограничениях не усматривается.
Поэтому то обстоятельство, что управлением при проведении проверки составлен один акт проверки по нескольким многоквартирным домам, находящимся у общества в управлении, также не могло служить основанием для признания оспариваемого постановления управления незаконным.
Требования к порядку, сроку давности привлечения администрации к административной ответственности и назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-79807/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2015 N 10АП-1678/2015 ПО ДЕЛУ N А41-79807/14
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N А41-79807/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - от общества с ограниченной ответственностью "Городское ЖКХ" - Магери Д.Ю. (по выписке из ЕГРЮЛ от 18.03.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Солженициной Е.С. (представителя по доверенности от 13.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-79807/14, принятое судьей Голубковым П.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городское ЖКХ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) от 25.11.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014/18/1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 40 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании требования и.о. Каширского городского прокурора от 10.10.2014 N 26-2014 и в соответствии с распоряжением руководителя управления от 17.10.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014 в период с 20.10.2014 по 27.10.2014 проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет соблюдения им требований жилищного законодательства при управлении жилищным фондом в г. Кашира Московской области: ул. Пушкинская д. 1а, 8, 25, 28, 32, 37 и 48, ул. Коммуны д. 6, 10 и 15, ул. Колодезный пер. д. 9, ул. Свободы д. 8, 24, ул. К. Маркса д. 3 и 5, ул. Горького д. 6, 19 и 20, ул. Облог д. 1, Б. Посадский пер. д. 11, ул. Безымянная д. 12, Безымянный пер. д. 4, ул. Б. Посадская д. 38, пл. Володарского д. 4, ул. Генерала Белова д. 14, ул. Моргунова д. 17 (акт от 22.10.2014 N 339ОБ-31519-16-12-2014/18).
Общество извещено о проведении проверки путем передачи 20.10.2014 уведомления о ее проведении нарочно.
В ходе проверки установлено, что обществом своевременно не принято должных мер по организации мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 8 по ул. Пушкинская в г. Кашира Московской области, а именно: цоколь и отмостка по периметру дома имеют разрушения (акт от 22.10.2014 N 339ОБ-31519-16-12-2014/18, приложенный к акту фотоматериал).
По данным фактам управление 24.10.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 25.11.2014 вынесло постановление N 39ОБ-31519-16-12-2014/18/1 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде 40 000 рублей штрафа.
Удовлетворяя требование общества о признании незаконным постановления управления, суд первой инстанции указал на несоблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрены следующие требования к содержанию общего имущества: общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определяются Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда, Правила).
В качестве объективной стороны состава правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ оспариваемым постановлением обществу вменено нарушение пунктов 4.1.7, 4.2.1.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что:
- - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (4.2.1.1);
- Поскольку общество является управляющей организацией спорным жилым домом на основании договора об управлении многоквартирным домом от 13.05.2014, оно обязано было обеспечить надлежащее содержание этого жилого дома. То обстоятельство, что общество является управляющей организацией многоквартирного дома N 8 по ул. Пушкинская в г. Кашире, обществом не оспаривается.
Наличие в действиях общества события и состава вмененного ему правонарушения подтверждается материалами дела и признается апелляционным судом доказанным.
Обществу назначен штраф в минимальном размере (40 000 рублей), предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ для юридических лиц.
Вывод суда первой инстанции о несоблюдении управлением требований к порядку привлечения общества к административной ответственности (о том, что в данном случае управление должно было уведомить общество о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала) нельзя признать верным.
Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено:
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В данном случае и.о. городского прокурора Каширской городской прокуратуры от 10.10.2014 N 26-2014 было издано и направлено управлению требование о проведении внеплановой проверки общества. Это требование прокурора основано на решении заседания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ от 02.10.2014, вынесенного по результатам выступлений и докладов заместителя Каширского городского прокурора и иных участников заседания, рассмотрения материалов проверок общества, свидетельствующих о нарушениях обществом нормативных требований в сфере ЖКХ. Руководителем управления на основании указанного требования прокурора вынесено распоряжение от 17.10.2014 N 39ОБ-31519-16-12-2014 о проведении в отношении общества такой проверки. Данное распоряжение управления получено обществом 20.10.2014 (л.д. 28).
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В настоящем случае уведомление от 20.10.2014 о проведении проверки, назначенной на 21.10.2014 в 10 часов 00 минут, получено обществом 20.10.2014. По доводам управления, уведомление вручено обществу 20.10.2014 в 9 часов 00 минут, по доводам общества - гораздо позднее в этот день.
Время вручения обществу уведомления 20.10.2014 управлением не зафиксировано.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 данного Закона.
Между тем пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Пунктом 12.2 Положения управление наделено полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к:
- - жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- - содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- - управлению многоквартирными домами;
- - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- - других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 12.4 Положения управление организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является поступление в орган государственного жилищного надзора информации от органов государственной власти о фактах нарушения требований порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В данном случае общество оказывает услуги по управлению указанным многоквартирным домом, взяв на себя в том числе обязательства по начислению, контролю поступления денежных средств за содержание, ремонт жилого, оплату потребляемых ресурсов дома от граждан, проживающих в этом многоквартирном доме.
И.о. городского прокурора Каширской городской прокуратуры от 10.10.2014 N 26-2014 было издано и направлено управлению требование о проведении внеплановой проверки общества. Это требование прокурора основано на решении заседания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения прав граждан в сфере ЖКХ от 02.10.2014, вынесенного по результатам выступлений и докладов заместителя Каширского городского прокурора и иных участников заседания, рассмотрения материалов проверок общества, свидетельствующих о нарушениях обществом нормативных требований в сфере ЖКХ, о не перечислении управлением в ресурсоснабжающие организации в феврале, марте, апреле 2014 года В самом требовании прокурора указывается на то, что при управлении жилого фонда, которое осуществляет общество, имеет недобросовестная подготовка внутридомовых сетей к эксплуатации в условиях пониженной температуры, ненадлежащим образом проведена подготовку к отопительному сезону в нарушение предъявляемых требований; нарушения управляющей организацией в период начала отопительного сезона требований жилищного законодательства носят социально значимый характер, негативно сказываются на жилищных правах населения - собственников и нанимателей жилых помещений городского поселения Кашира, ставит под угрозу функционирование объектов жизнеобеспечения и социального значения данного населенного пункта.
Требование прокурора, в котором перечисляются такие нарушения, в том числе нарушения требований к содержанию общего имущества собственников квартир многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, поступившее в управление, можно рассматривать как информацию от органов государственной власти о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.
Поступление такой информации от органа государственной власти (в данном случае - прокуратуры) указано в качестве основания проведения внеплановой проверки в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса. Проверка по такому основанию в силу той же части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Поэтому то обстоятельство, уведомило ли управление общество о проведении в отношении него внеплановой проверки за двадцать четыре часа до проверки или менее чем за двадцать четыре часа до нее, не могло иметь значения для разрешения вопроса о действительности результатов такой проверки.
В данном случае оснований для признания результатов проверки (по итогам которой общество привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением управления) недействительными в части, относящейся к упомянутому многоквартирному дому, не имеется.
Что касается того, что на основании одного и того же требования и.о. Каширского городского прокурора от 10.10.2014 и в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления от 17.10.2014 была проведена проверка, по результатам которой составлены два акта, зафиксировавшие различные нарушения в различных многоквартирных домах, то такое обстоятельство не может свидетельствовать о несоблюдении управлением требований к порядку привлечения общества к административной ответственности, влекущем признание незаконным и отмену постановления управления о привлечении общества к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции о том, что составление различных актов проверок подпадает под определение грубого нарушения, указанного в пункте 4 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ - проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в данном случае нельзя признать правильным.
В данном случае оба из актов проверок составлялись на основании одного и того же требования прокурора и в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления, что не позволяет признать какой-либо один из этих актов составленным в отсутствие требования прокурора без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Закон N 294-ФЗ не содержит требований о необходимости издания прокурором отдельного требования и вынесения органом государственного контроля (надзора) отдельного распоряжения о проведении внеплановой проверки для осуществления проверки деятельности одной и той же организации по каждому из объектов. Закон N 294-ФЗ также не предусматривает требования о составлении одного (общего) акта проверки по всем этим объектам, равно как и запрета составлять два или более актов при проверке нескольких таких объектов. Более того, какой-либо смысл в подобных ограничениях не усматривается.
Поэтому то обстоятельство, что управлением при проведении проверки составлен один акт проверки по нескольким многоквартирным домам, находящимся у общества в управлении, также не могло служить основанием для признания оспариваемого постановления управления незаконным.
Требования к порядку, сроку давности привлечения администрации к административной ответственности и назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2015 по делу N А41-79807/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)