Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Государственной жилищной Вишняков Е.В., представитель по
- инспекции Липецкой области: доверенности от 12.01.2015 б/н;
- от общества с ограниченной представитель не явился,
ответственностью "Городская доказательства надлежащего извещения
- Управляющая Компания имеются в материалах дела;
- "Центральная Л" (ОГРН
1124823008364, ИНН
4823054626, г. Липецк, ул.
Металлургов, 2):
представитель не явился,
от Управления энергетики и доказательства надлежащего извещения
тарифов Липецкой области: имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 по делу N А36-4908/2014 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" (ОГРН 1124823008364, ИНН 4823054626, г. Липецк, ул. Металлургов, 2) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 23.06.2014N 1240,
Третье лицо: Управление энергетики и тарифов Липецкой области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" (далее - ООО "ГУК "Центральная Л", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, заинтересованное лицо) N 1240 от 23.06.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено энергетики и тарифов Липецкой области (л.д. 133-135).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с федеральным законом.
Заявитель также полагает, что собственники помещений многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка, оплатив квитанции за квартплату за январь 2014 года, согласились с изменениями цены договора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Жилищной инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил су оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочных представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Как видно из материалов дела, 25.03.2014 в прокуратуру Советского района г. Липецка поступила жалоба собственника помещения многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка на действия ООО "ГУК "Центральная Л" в связи с необоснованным повышением платы за содержание и ремонт жилья с 14 руб. 91 коп. до 14 руб. 97 коп. без согласования данного вопроса с жильцами дома (л.д. 84-89).
Письмом от 04.04.2014 N 1р/2014 вышеуказанное обращение было направлено прокурором Советского района г. Липецка в Жилищную инспекцию для рассмотрения по существу (л.д. 83)
Заместителем руководителя Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 17.06.2014 N 3378 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "ГУК "Центральная Л", поручив ее проведение консультанту Поповой И.С. (л.д. 90).
По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт N 3045 от 23.06.2014, в котором зафиксировано, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка от 21.10.2013 ООО "ГУК "Центральная Л" было выбрано в качестве организации, с которой заключен договор на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 14,91 руб. за 1 кв. м.
С 01.01.2014 Общество в одностороннем порядке повысило размер платы до 14,97 руб. за 1 кв. м, что нарушает требования части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (л.д. 91-92).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ и с целью устранения выявленного нарушения консультант Жилищной инспекции Попова И.С. выдала ООО "ГУК "Центральная Л" предписание N 1240 от 23.06.2014: обеспечить выполнение решения общего собрания от 21.10.2013 в многоквартирном доме N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка в части установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в вышеуказанном доме в размере 14,91 руб. за 1 кв. м с момента выявления нарушения с 24.06.2014.
В срок до 25.08.2014 предоставить в Жилищную инспекцию документы, подтверждающие исполнение предписания.
ООО "ГУК "Центральная Л", полагая, что предписание N 1240 от 23.06.2014 не соответствует действующему законодательству, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд области пришел к выводу, что действия ООО "ГУК "Центральная Л" по увеличению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, в одностороннем порядке без решения этого вопроса на общем собрании собственников являются неправомерными и противоречат требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем, предписание N 1240 от 23.06.2014 является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав правовую позицию заинтересованного лица, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд при разрешении спора полагает необходимым исходить из следующего:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р, Жилищная инспекция является исполнительным органом государственным власти Липецкой области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора (л.д. 119-122).
В пункте 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области также закреплено, что Жилищная инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
- - требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- - требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе к определению размера платы за коммунальные услуги.
Императивные требования о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме установлены в части 7 статьи 156 ЖК РФ.
Кроме того, с 25.06.2013 вступило в действие и применяется в настоящее время "Положение о государственном жилищном надзоре", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493.
В пункте 11 "Положения о государственном жилищном надзоре" указано, что предметом проверок органами государственного жилищного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Следовательно, требования о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме относятся к требованиям, установленным жилищным законодательством, и их проверка в силу части 1 статьи 20 ЖК РФ входит в компетенцию Жилищной инспекции.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В пункте 2.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области также закреплено, что Жилищная инспекция выдает предписания для устранения выявленных нарушений юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что оспариваемое предписание N 1240 от 23.06.2014 выдано лицом, проводившим проверку - консультантом Жилищной инспекции Поповой И.С., в пределах ее полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ и с учетом его прав и обязанностей, определенных в Должностном регламенте (л.д. 111-117).
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции Липецкой области. Нарушений в указанной части не установлено.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Основания для проведения внеплановой проверки указаны в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, пунктом 3 которой установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ также предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Таким образом, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что в связи с поступлением требования прокурора о проверке обращения гражданина - собственника жилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, о нарушении его прав как потребителя услуг при установлении ООО "ГУК "Центральная Л" размера платы за содержание и ремонт общего имущества, у Жилищной инспекции имелись законные основания для проведения внеплановой проверки Общества.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Жилищной инспекцией соблюдены требования закона при организации и проведении внеплановой проверки в отношении ООО "ГУК "Центральная Л". Данные обстоятельства Обществом не оспорены.
Оценив соответствие предписания N 1240 от 23.06.2014 нормам действующего законодательства, с учетом имеющихся в деле доказательств, а также, исходя из содержания оспариваемого предписания, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, на основании протокола N 21 от 21.10.2013 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка был выбран непосредственный способ управления; решен вопрос о заключении договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО "ГУК "Центральная Л", а также был решен вопрос об утверждении платы за содержание и ремонт общедомового имущества в размере 14,91 руб. за 1 кв. м (л.д. 45-46, 97-98, 99-104).
Однако ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке с 01.01.2014 увеличило размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 14,91 руб. за 1 кв. м до 14,97 руб. за 1 кв. м.
Вместе с тем, доказательства проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка по вопросу увеличения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, в материалах дела отсутствуют. В суд апелляционной инстанции такие доказательства также не представлены.
В качестве причины увеличения размера платы с 01.01.2014 до 14 руб. 97 коп. за 1 кв. м ООО "ГУК "Центральная Л" указало на увеличение с 01.01.2014 тарифа на услугу по утилизации ТБО, оказываемую ЗАО "ЭкоПромЛипецк" и входящую в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также возможность таких действий, исходя из условий заключенного договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (часть 1 статьи 164 ЖК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В пункте 31 Правил N 491, также закреплено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пунктом 32 Правил N 491, предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом пунктом 36 Правил N 491, установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм в их взаимосвязи, решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбраны: непосредственное управление или управление управляющей организацией, относится к исключительной компетенции общего собрания.
Следовательно, решение данного вопроса не относится к компетенции общего собрания только в том случае, если в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
При таких обстоятельствах, в силу прямого указания в части 7 статьи 156 ЖК РФ, вопрос об установлении или изменении (увеличении) размера платы на содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, мог быть решен только на общем собрании собственников жилых помещений данного дома, но не ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке.
Таким образом, ООО "ГУК "Центральная Л" вправе только представить общему собранию собственников жилого помещении многоквартирного дома свои предложения по размеру платы.
С учетом изложенного, довод Общества, что оно было вправе увеличивать размер платы на содержание и ремонт жилого помещения в одностороннем порядке, поскольку не является управляющей организацией, а является обслуживающей организацией, то есть с ним заключен договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в порядке статьи 164 ЖК РФ, правомерно отклонен судом области как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.11.2013 N 49/14 установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ЗАО "ЭкоПром-Липецк", с календарной разбивкой на 2014-2016 годы.
Исходя из содержания утвержденного протоколом N 21 от 21.10.2013 перечня работ по содержанию общедомового имущества жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка следует, что услуги по утилизации (захоронению) ТБО не являются предметом договора, в связи с чем, увеличение тарифов по данным услугам для ЗАО "ЭкоПром-Липецк" не могло влиять на изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (л.д. 99-104).
В свою очередь указанные в перечне работ по содержанию общедомового имущества жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка услуги по вывозу ТБО, которые оказывала ООО "ГУК "Центральная Л" по договору, и услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые ЗАО "ЭкоПромЛипецк", являются различными видами услуг.
Кроме того, пункт 2.2.4 договора на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 17.10.2013, в котором закреплено право ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников изменять размер платы за жилое помещение с введением в действие новых нормативов и тарифов, утвержденных нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, прямо противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем не может служит правовым основанием для увеличения размера такой платы в одностороннем порядке.
Исходя из вышеизложенного, ООО "ГУК "Центральная Л" нарушило порядок, установленный частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
Таким образом, апелляционным судом не установлено несоответствие предписания N 1240 от 23.06.2014 требованиям законодательства, а также фактов нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 по делу N А36-4908/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 ПО ДЕЛУ N А36-4908/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А36-4908/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Государственной жилищной Вишняков Е.В., представитель по
- инспекции Липецкой области: доверенности от 12.01.2015 б/н;
- от общества с ограниченной представитель не явился,
ответственностью "Городская доказательства надлежащего извещения
- Управляющая Компания имеются в материалах дела;
- "Центральная Л" (ОГРН
1124823008364, ИНН
4823054626, г. Липецк, ул.
Металлургов, 2):
представитель не явился,
от Управления энергетики и доказательства надлежащего извещения
тарифов Липецкой области: имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 по делу N А36-4908/2014 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" (ОГРН 1124823008364, ИНН 4823054626, г. Липецк, ул. Металлургов, 2) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 23.06.2014N 1240,
Третье лицо: Управление энергетики и тарифов Липецкой области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" (далее - ООО "ГУК "Центральная Л", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, заинтересованное лицо) N 1240 от 23.06.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено энергетики и тарифов Липецкой области (л.д. 133-135).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с федеральным законом.
Заявитель также полагает, что собственники помещений многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка, оплатив квитанции за квартплату за январь 2014 года, согласились с изменениями цены договора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Жилищной инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил су оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочных представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Как видно из материалов дела, 25.03.2014 в прокуратуру Советского района г. Липецка поступила жалоба собственника помещения многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка на действия ООО "ГУК "Центральная Л" в связи с необоснованным повышением платы за содержание и ремонт жилья с 14 руб. 91 коп. до 14 руб. 97 коп. без согласования данного вопроса с жильцами дома (л.д. 84-89).
Письмом от 04.04.2014 N 1р/2014 вышеуказанное обращение было направлено прокурором Советского района г. Липецка в Жилищную инспекцию для рассмотрения по существу (л.д. 83)
Заместителем руководителя Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 17.06.2014 N 3378 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "ГУК "Центральная Л", поручив ее проведение консультанту Поповой И.С. (л.д. 90).
По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт N 3045 от 23.06.2014, в котором зафиксировано, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка от 21.10.2013 ООО "ГУК "Центральная Л" было выбрано в качестве организации, с которой заключен договор на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 14,91 руб. за 1 кв. м.
С 01.01.2014 Общество в одностороннем порядке повысило размер платы до 14,97 руб. за 1 кв. м, что нарушает требования части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (л.д. 91-92).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ и с целью устранения выявленного нарушения консультант Жилищной инспекции Попова И.С. выдала ООО "ГУК "Центральная Л" предписание N 1240 от 23.06.2014: обеспечить выполнение решения общего собрания от 21.10.2013 в многоквартирном доме N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка в части установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в вышеуказанном доме в размере 14,91 руб. за 1 кв. м с момента выявления нарушения с 24.06.2014.
В срок до 25.08.2014 предоставить в Жилищную инспекцию документы, подтверждающие исполнение предписания.
ООО "ГУК "Центральная Л", полагая, что предписание N 1240 от 23.06.2014 не соответствует действующему законодательству, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд области пришел к выводу, что действия ООО "ГУК "Центральная Л" по увеличению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, в одностороннем порядке без решения этого вопроса на общем собрании собственников являются неправомерными и противоречат требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем, предписание N 1240 от 23.06.2014 является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав правовую позицию заинтересованного лица, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд при разрешении спора полагает необходимым исходить из следующего:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 N 372-р, Жилищная инспекция является исполнительным органом государственным власти Липецкой области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора (л.д. 119-122).
В пункте 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области также закреплено, что Жилищная инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
- - требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- - требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе к определению размера платы за коммунальные услуги.
Императивные требования о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме установлены в части 7 статьи 156 ЖК РФ.
Кроме того, с 25.06.2013 вступило в действие и применяется в настоящее время "Положение о государственном жилищном надзоре", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493.
В пункте 11 "Положения о государственном жилищном надзоре" указано, что предметом проверок органами государственного жилищного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Следовательно, требования о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме относятся к требованиям, установленным жилищным законодательством, и их проверка в силу части 1 статьи 20 ЖК РФ входит в компетенцию Жилищной инспекции.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В пункте 2.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области также закреплено, что Жилищная инспекция выдает предписания для устранения выявленных нарушений юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что оспариваемое предписание N 1240 от 23.06.2014 выдано лицом, проводившим проверку - консультантом Жилищной инспекции Поповой И.С., в пределах ее полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ и с учетом его прав и обязанностей, определенных в Должностном регламенте (л.д. 111-117).
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции Липецкой области. Нарушений в указанной части не установлено.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Основания для проведения внеплановой проверки указаны в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, пунктом 3 которой установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ также предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Таким образом, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что в связи с поступлением требования прокурора о проверке обращения гражданина - собственника жилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, о нарушении его прав как потребителя услуг при установлении ООО "ГУК "Центральная Л" размера платы за содержание и ремонт общего имущества, у Жилищной инспекции имелись законные основания для проведения внеплановой проверки Общества.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Жилищной инспекцией соблюдены требования закона при организации и проведении внеплановой проверки в отношении ООО "ГУК "Центральная Л". Данные обстоятельства Обществом не оспорены.
Оценив соответствие предписания N 1240 от 23.06.2014 нормам действующего законодательства, с учетом имеющихся в деле доказательств, а также, исходя из содержания оспариваемого предписания, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, на основании протокола N 21 от 21.10.2013 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка был выбран непосредственный способ управления; решен вопрос о заключении договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО "ГУК "Центральная Л", а также был решен вопрос об утверждении платы за содержание и ремонт общедомового имущества в размере 14,91 руб. за 1 кв. м (л.д. 45-46, 97-98, 99-104).
Однако ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке с 01.01.2014 увеличило размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 14,91 руб. за 1 кв. м до 14,97 руб. за 1 кв. м.
Вместе с тем, доказательства проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка по вопросу увеличения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, в материалах дела отсутствуют. В суд апелляционной инстанции такие доказательства также не представлены.
В качестве причины увеличения размера платы с 01.01.2014 до 14 руб. 97 коп. за 1 кв. м ООО "ГУК "Центральная Л" указало на увеличение с 01.01.2014 тарифа на услугу по утилизации ТБО, оказываемую ЗАО "ЭкоПромЛипецк" и входящую в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также возможность таких действий, исходя из условий заключенного договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (часть 1 статьи 164 ЖК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В пункте 31 Правил N 491, также закреплено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пунктом 32 Правил N 491, предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом пунктом 36 Правил N 491, установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм в их взаимосвязи, решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбраны: непосредственное управление или управление управляющей организацией, относится к исключительной компетенции общего собрания.
Следовательно, решение данного вопроса не относится к компетенции общего собрания только в том случае, если в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
При таких обстоятельствах, в силу прямого указания в части 7 статьи 156 ЖК РФ, вопрос об установлении или изменении (увеличении) размера платы на содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 21, мог быть решен только на общем собрании собственников жилых помещений данного дома, но не ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке.
Таким образом, ООО "ГУК "Центральная Л" вправе только представить общему собранию собственников жилого помещении многоквартирного дома свои предложения по размеру платы.
С учетом изложенного, довод Общества, что оно было вправе увеличивать размер платы на содержание и ремонт жилого помещения в одностороннем порядке, поскольку не является управляющей организацией, а является обслуживающей организацией, то есть с ним заключен договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в порядке статьи 164 ЖК РФ, правомерно отклонен судом области как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.11.2013 N 49/14 установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые ЗАО "ЭкоПром-Липецк", с календарной разбивкой на 2014-2016 годы.
Исходя из содержания утвержденного протоколом N 21 от 21.10.2013 перечня работ по содержанию общедомового имущества жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка следует, что услуги по утилизации (захоронению) ТБО не являются предметом договора, в связи с чем, увеличение тарифов по данным услугам для ЗАО "ЭкоПром-Липецк" не могло влиять на изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (л.д. 99-104).
В свою очередь указанные в перечне работ по содержанию общедомового имущества жилого дома N 21 по ул. Космонавтов г. Липецка услуги по вывозу ТБО, которые оказывала ООО "ГУК "Центральная Л" по договору, и услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые ЗАО "ЭкоПромЛипецк", являются различными видами услуг.
Кроме того, пункт 2.2.4 договора на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от 17.10.2013, в котором закреплено право ООО "ГУК "Центральная Л" в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников изменять размер платы за жилое помещение с введением в действие новых нормативов и тарифов, утвержденных нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, прямо противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем не может служит правовым основанием для увеличения размера такой платы в одностороннем порядке.
Исходя из вышеизложенного, ООО "ГУК "Центральная Л" нарушило порядок, установленный частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
Таким образом, апелляционным судом не установлено несоответствие предписания N 1240 от 23.06.2014 требованиям законодательства, а также фактов нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.11.2014 по делу N А36-4908/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания "Центральная Л" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)