Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А21-9272/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А21-9272/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.
при участии:
- от истца: представитель Фролов А.В. по доверенности от 18.07.2013 г.;
- от ответчика: представитель Бишанов Д.В. по доверенности от 09.01.2014 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18353/2013) ООО "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2013 г. по делу А21-9272/2012 (судья Мельник И.А.), принятое
по иску ООО "ЖЭУ N 7"
к ОАО "Янтарьэнергосбыт"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к ОАО "Янтарьэнергосбыт" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения.
Решением от 20.06.2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о невозможности рассмотрения преддоговорного спора ввиду отсутствия в деле доказательств принадлежности объектов, принятия решений собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах о порядке заключения договора энергоснабжения и выборе организации в качестве управляющей организации; ответчиком не оспаривается, что общество является управляющей организацией, осуществляет функции по управлению общим имуществом в многоквартирных домах и является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в отношении потребителей в обслуживаемых ей многоквартирных домах; ответчик не оспаривает свою обязанность по заключению публичного договора; неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, арбитражный суд допустил нарушение части 1 статьи 168 АПК РФ не разрешив в оспариваемом решении вопросы, подлежащие разрешению при рассмотрении имеющегося спора.
16.10.2013 г. в апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением от 21.10.2013 г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18.11.2013 г. в 10 час. 40 мин. для предоставления истцом протоколов собраний собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах о порядке заключения договора энергоснабжения и о выборе управляющей компании; а также для проведения сторонами совместной работы по каждому пункту разногласий.
24.10.2013 г. в апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца представил объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ, а также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Апелляционный суд приобщил документы, запрошенные у истца определением от 21.10.2013 г.
Определение апелляционного суда от 21.10.2013 г. в части проведения сторонами совместной работы по каждому пункту разногласий сторонами не исполнено.
Определением апелляционного суда от 18.11.2013 г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11.12.2013 г. в 15 час. 40 мин. для предоставления возможности представить истцу и ответчику по каждому из пунктов требований пояснения со ссылкой на нормы права в форме таблицы, назначено на 11.12.2013 г. на 15 час. 40 мин. судебное заседание для рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа.
03.12.2013 г. в апелляционный суд от ответчика поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с приложением дополнительных документов.
09.12.2013 г. в суд апелляционной инстанции от истца поступили объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ, а также таблица объяснений относительно содержания спорных положений проекта договора энергоснабжения.
В судебном заседании 11.12.2013 г. представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания. Представитель ответчика возражал по заявленному ходатайству. Представитель истца изложил свою позицию, настаивал на иске. Представитель ответчика возражал против исковых требований.
Определением от 11.12.2013 г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 22.01.2014 г. в 11 час. 40 мин., суд обязал истца представить суду и ответчику решение собственников по вопросу оплаты непосредственно ресурсоснабжающей организации, представить Приложение к договору с перечнем домов и приборов учета.
15.01.2014 г., 20.01.2014 г. в апелляционный суд от истца поступило ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ N 7" является управляющей организацией в отношении 103 многоквартирных жилых домов на основании решений общего собрания собственников помещений в данных домах о выборе способа управления.
Руководствуясь пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), ООО "ЖЭУ N 7" направило ответчику оферту на заключение договора ресурсоснабжения электрической энергией в целях оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Письмом от 21.09.2012 г. N 3037 ответчик возвратил истцу проект договора, подписав его с протоколом разногласий.
Указанные обстоятельства явились основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями заключить договор на условиях, изложенных в проекте ООО "ЖЭУ N 7".
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым принято предложение. Оферта должна содержать все существенные условия.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных нормативных актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.2005 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией были установлены и определены Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (с последующими изменениями, на момент обращения истца с предложением о заключении договора - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и вступившие в силу с 12.06.2012, далее по тексту - Основные положения N 442).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии со статьей 37 Закона об электроэнергетике, пунктом 3 Основных положений N 442 к субъектам розничных рынков относятся: потребители электрической энергии; исполнители коммунальной услуги; энергосбытовые организации; гарантирующие поставщики; территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В силу пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 34 Основных положений N 442 для заключения договора энергоснабжения заявитель направляет гарантирующему поставщику документы, подтверждающие выполнение необходимых для заключения указанного договора условий, в том числе подписанный проект договора, правоустанавливающие и иные документы заявителя, документы, подтверждающие право законного владения или пользования на энергопринимающие устройства, документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в установленном порядке и обеспечение учета электрической энергии; иные документы, необходимые для заключения договора.
Перечень существенных и обязательных условий договора энергоснабжения предусмотрен пунктами 40, 41, 42, 43 Основных положений N 442. Существенными условиями договора энергоснабжения являются:
- предмет договора;
- дата и время начала исполнения обязательств по договору;
- точка (точки) поставки по договору;
- требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
- соответствующий настоящему документу порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период;
- соответствующий настоящему документу порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности);

- ответственность гарантирующего поставщика, определяемая в соответствии с настоящим документом, за нарушение условий поставки, в том числе надежности электроснабжения и качества электрической энергии, ответственность потребителя (покупателя) за нарушение порядка оплаты, ответственность сторон договора за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
- следующие права потребителя (покупателя) по договору:
- право выбора в случаях, определенных настоящим документом, ценовой категории, условий почасового планирования потребления электрической энергии;
- право досрочного расторжения или изменения договора с гарантирующим поставщиком при выполнении условий настоящего документа, право выбора любого лица для оборудования точек поставки по договору приборами учета электрической энергии;
- обязанности гарантирующего поставщика по осуществлению действий, необходимых для реализации прав потребителя (покупателя), предусмотренных в настоящем документе;
- существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
- обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, или Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.
Согласно пункту 17 Правил N 124 к существенным условиям договора энергоснабжения относятся предмет договора, дата начала поставки коммунального ресурса, показатели качества и порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок определения цены договора и порядок оплаты коммунального ресурса, иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В пункте 6 Правил N 124 указаны документы, которые должны быть приложены к заявке (оферте):
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Истец не направлял ответчику указанные документы.
Протоколы собраний об избрании способа управления в многоквартирных домах предъявлены только в апелляционный суд.
Протоколы собраний собственников на которых принято решение о внесении собственниками платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации истец также представил только в апелляционный суд, причем многие решения приняты в 2013 году, то есть после обращения в суд первой инстанции с иском об обязании заключить договор.
Истец приложил перечень приборов учета только по 77 домам, указав приборы учета только мест общего пользования, пояснив при этом, что Управляющая организация должна оплачивать только электроэнергию мест общего пользования, все остальное должны платить граждане непосредственно ресурсоснабжающей организации, Управляющая организация за это ответственности не несет.
Ответчик пояснил, что указанные документы с офертой не направлялись, ответчиком не исследовались, оснований для рассмотрения искового заявления не имелось, так как в договоре отсутствуют существенные условия, к оферте не были приложены документы, без которых рассмотрение предложенного истцом проекта невозможно.
В предложенном истцом проекте договора отсутствует существенное условие о дате начала поставки коммунального ресурса, о порядке оплаты в соответствии с пунктами 25 - 27 Правил N 124. К проекту не приложен перечень объектов поставки электроэнергии.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
При этом арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение о заключении договора должно быть достаточно определенно и должно выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Кроме того, предложение о заключении договора должно содержать существенные условия такого договора (абз. 2 пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной, управомоченной требовать от другой стороны заключения договора на определенных условиях, в адрес обязанной стороны должна быть "направлена оферта (проект договора).
Согласно определению оферты, установленному пунктом 1 статьи 435 ГК РФ, оферта должна содержать существенные условия будущего договора.
Оферта, направленная истцом ответчику, не содержит всех существенных условий договора такого рода, к оферте не приложены документы, указанные в пункте 6 Правил N 124.
Апелляционный суд делает вывод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 2 статьи 148 АПК РФ.
Исковое заявление следовало оставить без рассмотрения.
Решение от 20.06.2013 г. подлежит отмене.
Апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из толкования указанных выше норм следует, что принятие гражданами-потребителями решения о перечислении денежных средств напрямую ресурсоснабжающей организации не означает освобождение управляющей организации от обязанностей исполнителя коммунальных услуг и не изменяет характер правоотношений между управляющей организацией и поставщиком коммунального ресурса.
Понятие "Агент", которое употребил истец в проекте договора, в Правилах N 124 и в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 отсутствует. Управляющая компания является исполнителем услуг.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2013 г. по делу N А21-9272/2012 отменить.
Оставить без рассмотрения исковое заявление ООО "ЖЭУ N 7".
Возвратить ООО "ЖЭУ N 7" из федерального бюджета 4 000 руб. госпошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.М.ПОПОВА

Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)