Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Котосин А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Некрасовой А.С.,
Ильясовой Е.Р.
при секретаре Бронниковой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 14.05.2014 гражданское дело
по иску Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному органу местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш о признании незаконным бездействия по организации горячего водоснабжения, обязании организовать горячее водоснабжение жителей многоквартирных домов
по апелляционному представлению прокурора на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014.
Заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснения прокурора Даниловой А.В., поддержавшей доводы апелляционного представления; представителя ответчика ТОМС п. Буланаш - Ю. (распоряжение N от <...>), представителя третьего лица ООО "БуланашКомплекс" - Г. (доверенность N от <...> сроком по <...>), полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
решением Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014 в удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов поселка Буланаш, и обязании организовать горячее водоснабжение - отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор принес апелляционное представление, в котором указано на то, что федеральным законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации водоснабжения населенных пунктов в случае отказа организаций, осуществляющих горячее водоснабжение от исполнения своих обязательств. Просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Судом апелляционной инстанции также принят в качестве дополнительного доказательства по настоящему делу приказ ООО "БуланашКомплекс" от <...> N "О создании комиссии по выводу сетей горячего водоснабжения их эксплуатации", поскольку он не мог быть представлен в суд первой инстанции, так как приказ вынесен после принятия судом решения, однако является юридически значимым для рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене.
В ходе проведения прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления Артемовского городского округа требований законодательства о водоснабжении, установлено, что по состоянию на <...> в <...> многоквартирных жилых домах поселка <...> с момента окончания отопительного сезона <...> г.г. отсутствует централизованное горячее водоснабжение. При этом у каждого из многоквартирных домов имеются вводы централизованной системы ГВС.
- В соответствии с п. п. "в", "г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Собственником сетей горячего водоснабжения протяженностью <...> м, является третье лицо ООО "БуланашКомплекс" (ресурсоснабжающая организация). Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права, основанием возникновения права собственности данной коммерческой организации на объекты инженерной инфраструктуры поселка <...> явился договор купли-продажи N от <...> и решение учредителей общества о выделении из состава сложной вещи двух объектов от <...>.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, данные объекты, относятся к инженерной инфраструктуре городов и в силу закона отнесены к муниципальной собственности. Вместе с тем, право собственности на объекты инженерной инфраструктуры возникло у коммерческой организации на основании сделки, совершенной в <...> году, как пояснили стороны, при банкротстве муниципального унитарного предприятия.
Границей балансовой и эксплуатационной ответственности сетей горячего водоснабжения ООО "БуланашКомплекс" являются тепловые камеры (ТК). Участки сетей горячего водоснабжения от тепловых камер до ввода в жилые дома, расположенные в <...> неизвестны.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что ТОМС п. Буланаш не является исполнителем коммунальных услуг, что не препятствует прокурору обратиться в суд для защиты нарушенных прав граждан к надлежащему ответчику - исполнителю коммунальных услуг.
Вместе с тем, судом при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно п. 1 Положения о Территориальном органе местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта поселка Дальний Буланаш, указанный орган местного самоуправления сформирован для решения вопросов местного значения <...>, не являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав территории <...>.
В соответствии с п. 8 указанного Положения, к полномочиям Территориального органа местного самоуправления, осуществляемым на подведомственной ему территории относятся, в числе прочего, организация электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по обеспечению коммунальными услугами жителей многоквартирных домов, в силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, лежит на исполнителе коммунальных услуг.
Исполнителями коммунальных услуг в поселке <...> являются управляющие компании: Общество с ограниченной ответственностью <...>, Общество с ограниченной ответственностью <...>, Общество с ограниченной ответственностью <...>, которым жители оплачивают выставляемые квитанции за содержание жилья и частично за коммунальные услуги.
Вместе с тем, указанные управляющие компании в ресурсоснабжающую организацию ООО "БуланашКомплекс" с заявками о заключении соответствующих договоров на поставку коммунальных услуг (горячее водоснабжение), не обращались.
Из письменных возражений ООО "БуланашКомплекс" на апелляционную жалобу и приказа N от <...> "О создании комиссии по выводу сетей горячего водоснабжения из эксплуатации", следует, что собственник сетей в срок до <...> планирует провести демонтаж сетей горячего водоснабжения.
Таким образом, если в настоящее время имеется техническая возможность для подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома, то после демонтажа сетей горячего водоснабжения, будет отсутствовать такая техническая возможность оказывать населению коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского округа водоснабжения населения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В настоящее время в поселке <...> сложилась ситуация, когда исполнители коммунальных услуг фактически отказываются от их оказания, в результате чего жители многоквартирных домов поселка не обеспечиваются длительное время услугой по горячему водоснабжению. При этом в случае демонтажа сетей, находящихся в собственности ООО "БуланашКомплекс", оказание коммунальной услуги по водоснабжению окажется невозможным не только ввиду бездействия исполнителей коммунальных услуг, но и в связи с технической невозможностью ее оказания. В этом случае орган местного самоуправления (уже в силу закона) будет обязан восстанавливать, либо создавать новую сеть ГВС.
Кроме того, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что участки сетей горячего водоснабжения от тепловых камер до ввода в жилые дома, являются фактически бесхозяйными. В этой связи в прямую обязанность органа местного самоуправления входит принятие на учет такой бесхозяйной недвижимой вещи и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ст. 225 ГК Российской Федерации, глава 33 ГПК Российской Федерации).
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что орган местного самоуправления надлежащим образом выполняет требования действующего законодательства по организации горячего водоснабжения многоквартирных домов поселка <...>, чем нарушаются права граждан на получение бесперебойной и круглосуточной коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом избранного прокурором способа защиты нарушенного права граждан, а также конкретных обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные требования закона, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В данном случае суд не применил закон подлежащий применению, а также неверно сделал вывод о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014 отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Территориального органа местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов, расположенных в <...>.
Обязать Территориальный орган местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш в течение <...> со дня вступления решения суда в законную силу организовать горячее водоснабжение жителей многоквартирных домов, расположенных в <...> по следующим адресам:
<...>
Председательствующий
С.Н.КИСЕЛЕВА
Судьи
А.С.НЕКРАСОВА
Е.Р.ИЛЬЯСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5370/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N 33-5370/2014
Судья Котосин А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Некрасовой А.С.,
Ильясовой Е.Р.
при секретаре Бронниковой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 14.05.2014 гражданское дело
по иску Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному органу местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш о признании незаконным бездействия по организации горячего водоснабжения, обязании организовать горячее водоснабжение жителей многоквартирных домов
по апелляционному представлению прокурора на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014.
Заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснения прокурора Даниловой А.В., поддержавшей доводы апелляционного представления; представителя ответчика ТОМС п. Буланаш - Ю. (распоряжение N от <...>), представителя третьего лица ООО "БуланашКомплекс" - Г. (доверенность N от <...> сроком по <...>), полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
решением Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014 в удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов поселка Буланаш, и обязании организовать горячее водоснабжение - отказано.
Не согласившись с постановленным решением, прокурор принес апелляционное представление, в котором указано на то, что федеральным законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации водоснабжения населенных пунктов в случае отказа организаций, осуществляющих горячее водоснабжение от исполнения своих обязательств. Просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Судом апелляционной инстанции также принят в качестве дополнительного доказательства по настоящему делу приказ ООО "БуланашКомплекс" от <...> N "О создании комиссии по выводу сетей горячего водоснабжения их эксплуатации", поскольку он не мог быть представлен в суд первой инстанции, так как приказ вынесен после принятия судом решения, однако является юридически значимым для рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене.
В ходе проведения прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления Артемовского городского округа требований законодательства о водоснабжении, установлено, что по состоянию на <...> в <...> многоквартирных жилых домах поселка <...> с момента окончания отопительного сезона <...> г.г. отсутствует централизованное горячее водоснабжение. При этом у каждого из многоквартирных домов имеются вводы централизованной системы ГВС.
- В соответствии с п. п. "в", "г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Собственником сетей горячего водоснабжения протяженностью <...> м, является третье лицо ООО "БуланашКомплекс" (ресурсоснабжающая организация). Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права, основанием возникновения права собственности данной коммерческой организации на объекты инженерной инфраструктуры поселка <...> явился договор купли-продажи N от <...> и решение учредителей общества о выделении из состава сложной вещи двух объектов от <...>.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, данные объекты, относятся к инженерной инфраструктуре городов и в силу закона отнесены к муниципальной собственности. Вместе с тем, право собственности на объекты инженерной инфраструктуры возникло у коммерческой организации на основании сделки, совершенной в <...> году, как пояснили стороны, при банкротстве муниципального унитарного предприятия.
Границей балансовой и эксплуатационной ответственности сетей горячего водоснабжения ООО "БуланашКомплекс" являются тепловые камеры (ТК). Участки сетей горячего водоснабжения от тепловых камер до ввода в жилые дома, расположенные в <...> неизвестны.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что ТОМС п. Буланаш не является исполнителем коммунальных услуг, что не препятствует прокурору обратиться в суд для защиты нарушенных прав граждан к надлежащему ответчику - исполнителю коммунальных услуг.
Вместе с тем, судом при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно п. 1 Положения о Территориальном органе местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта поселка Дальний Буланаш, указанный орган местного самоуправления сформирован для решения вопросов местного значения <...>, не являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав территории <...>.
В соответствии с п. 8 указанного Положения, к полномочиям Территориального органа местного самоуправления, осуществляемым на подведомственной ему территории относятся, в числе прочего, организация электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по обеспечению коммунальными услугами жителей многоквартирных домов, в силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, лежит на исполнителе коммунальных услуг.
Исполнителями коммунальных услуг в поселке <...> являются управляющие компании: Общество с ограниченной ответственностью <...>, Общество с ограниченной ответственностью <...>, Общество с ограниченной ответственностью <...>, которым жители оплачивают выставляемые квитанции за содержание жилья и частично за коммунальные услуги.
Вместе с тем, указанные управляющие компании в ресурсоснабжающую организацию ООО "БуланашКомплекс" с заявками о заключении соответствующих договоров на поставку коммунальных услуг (горячее водоснабжение), не обращались.
Из письменных возражений ООО "БуланашКомплекс" на апелляционную жалобу и приказа N от <...> "О создании комиссии по выводу сетей горячего водоснабжения из эксплуатации", следует, что собственник сетей в срок до <...> планирует провести демонтаж сетей горячего водоснабжения.
Таким образом, если в настоящее время имеется техническая возможность для подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома, то после демонтажа сетей горячего водоснабжения, будет отсутствовать такая техническая возможность оказывать населению коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского округа водоснабжения населения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В настоящее время в поселке <...> сложилась ситуация, когда исполнители коммунальных услуг фактически отказываются от их оказания, в результате чего жители многоквартирных домов поселка не обеспечиваются длительное время услугой по горячему водоснабжению. При этом в случае демонтажа сетей, находящихся в собственности ООО "БуланашКомплекс", оказание коммунальной услуги по водоснабжению окажется невозможным не только ввиду бездействия исполнителей коммунальных услуг, но и в связи с технической невозможностью ее оказания. В этом случае орган местного самоуправления (уже в силу закона) будет обязан восстанавливать, либо создавать новую сеть ГВС.
Кроме того, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что участки сетей горячего водоснабжения от тепловых камер до ввода в жилые дома, являются фактически бесхозяйными. В этой связи в прямую обязанность органа местного самоуправления входит принятие на учет такой бесхозяйной недвижимой вещи и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ст. 225 ГК Российской Федерации, глава 33 ГПК Российской Федерации).
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что орган местного самоуправления надлежащим образом выполняет требования действующего законодательства по организации горячего водоснабжения многоквартирных домов поселка <...>, чем нарушаются права граждан на получение бесперебойной и круглосуточной коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом избранного прокурором способа защиты нарушенного права граждан, а также конкретных обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные требования закона, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В данном случае суд не применил закон подлежащий применению, а также неверно сделал вывод о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 07.02.2014 отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Территориального органа местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов, расположенных в <...>.
Обязать Территориальный орган местного самоуправления поселка Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта Дальний Буланаш в течение <...> со дня вступления решения суда в законную силу организовать горячее водоснабжение жителей многоквартирных домов, расположенных в <...> по следующим адресам:
<...>
Председательствующий
С.Н.КИСЕЛЕВА
Судьи
А.С.НЕКРАСОВА
Е.Р.ИЛЬЯСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)