Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3743/2015

Требование: О возложении обязанности обеспечить теплоснабжение домов.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о поставке теплоснабжения жильцам указанных домов было установлено, что поставка коммунального ресурса "теплоснабжение" не осуществляется.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N 33-3743/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: О.М. Шиловой
судей: Ю.В. Моргунова, С.П. Порохового
при секретаре: В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года гражданское дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Соколенко Д.А. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска, муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах", муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение домов N N 3, 5б, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске, признании незаконными действий по частичному демонтажу конструктивных элементов жилых домов, возложении обязанности произвести восстановительные работы.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя ответчика администрации города Хабаровска Ф., представителя ответчика МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" В.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Индустриального района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска, муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах", муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности обеспечить теплоснабжение домов N N 3, 5б, 11, 13,14,16,17,18,19,21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о поставке теплоснабжения жильцам указанных домов было установлено, что поставка коммунального ресурса "теплоснабжение" не осуществляется. Данные многоквартирные дома находились до 30.09.2014 г. под управлением МУП г. Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" в соответствии с договором управления. Между МУП г. Хабаровска "УО МКД" и МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" заключен договор от 28.04.2011 г. N на отпуск тепловой энергии и ее поставку в указанные многоквартирные дома. В указанных домах 50% жилых помещений принадлежит администрации города Хабаровска. Администрацией города Хабаровска и МУП г. Хабаровска "МКД" утверждены соглашения о расторжении договоров управления этими многоквартирными домами. Протоколом совещания при первом заместителе Мэра города Хабаровска от 30.09.2014 г. N 100 управляющим компаниям предписано направить в ресурсоснабжающие организации сообщения о расторжении контрактов на услуги в связи с признанием домов непригодными для проживания. Подача тепловой энергии жильцам многоквартирных домов, расположенных на о. Уссурийском не подается с момента окончания отопительного сезона по причине признания домов аварийными. Между тем, предусмотренные законом основания для ограничения и прекращения подачи тепловой энергии отсутствовали. Не осуществив своевременную поставку тепловой энергии в указанные дома МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" нарушило права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества.
В ходе рассмотрения дела, прокурор увеличил исковые требования, просил признать незаконными действия МУП г. Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" по частичному демонтажу конструктивных элементов вышеуказанных многоквартирных домов, обязать данное предприятие произвести действия, направленные на восстановление этих многоквартирных домов путем совершения действий: по монтажу входных дверей, оконных рам в подъездах; восстановлению кровельного покрытия; восстановлению водопроводов общедомовых тепловых сетей; утеплению зданий и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; проведению промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; подготовке ремонтных бригад и обеспечению их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации, теплопотребляющих установок; проведению испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; подписанию паспортов готовности к подаче тепла, указывая на то, что ответчиками были предприняты действия по разбору конструкций домов. Собственники домов на общем собрании не принимали решений о расторжении договоров управления, жильцов не предупреждали об отключении теплоснабжения, чем нарушены права собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано полностью.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. Считает решение суда незаконным и необоснованным. Суд не принял во внимание, что в квартире N <...> в г. Хабаровске проживает гр. ФИО1. На данный момент не все собственники жилых помещений указанных многоквартирных домов получили меры социальной поддержки, в материалы дела были представлены заявления от лиц, проживающих в подлежащих сносу домах. Решение о сносе домов с собственниками согласовано не было. Иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц.
На апелляционное представление прокурора МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" представлены возражения, в которых ответчик ссылается на то, что в указанных МКД преобладает доля муниципальной собственности, в связи с чем договор на управление МКД был заключен с муниципальным предприятием. Решение о сносе вышеуказанных МКД было принято администрацией города Хабаровска на основании решения межведомственной комиссии. Решение о производстве капитального ремонта собственниками помещений в МКД не принималось. Фактически прокурором заявлено требование о подаче теплоснабжения в аварийные дома, непригодные к приему тепловой энергии, что может повлечь причинение ущерба третьим лицам и убытков МУП г. Хабаровска "Тепловые сети". Считает, что основания для обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о правомерности заявленных прокурором требований, в материалы дела не представлено.
Прокурор Доськова Т.Ю. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель ответчика администрации города Хабаровска Ф. возражала против удовлетворения апелляционного представления прокурора, ссылаясь на то, что в настоящее время фактически осуществлен снос вышеуказанных домов, проживающие в них граждане расселены, за исключением нескольких граждан.
Представитель ответчика МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" В.Н. просила оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела.
Представитель ответчика МУП города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее по тексту МУП г. Хабаровска "УО МКД") в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, на основании ч. 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях на него (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление прокурором Индустриального района города Хабаровска подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (жителей вышеуказанных многоквартирных домов), в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно постановлению администрации города Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 г. на реках Амур, Уссури", жилые дома N N 3, 5б, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске, на острове Большой Уссурийский, согласно Приложения N 1 к указанному постановлению, включены в перечень зданий и сооружений, находящихся в зоне затопления.
Согласно представленному в материалы дела акту осмотра систем тепло- и электроснабжения, система отопления в этих домах не готова к прохождению отопительного периода.
Заключениями городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 11.10.2013 г. N и от 17.09.2013 г. N, указанные многоквартирные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
Согласно постановлений от 25.10.2014 г. N N 4210, 4247, 4195, 4197, 4194, 4196, 4198, 4199, от 28.10.2014 г. N N 4246, 4249, 4248, администрацией города Хабаровска принято решение о сносе многоквартирных жилых домов N N 3, 5б, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Хабаровска 07.11.2014 г. было принято решение N 110 "О проведении мероприятий на территории города Хабаровска по предупреждению и ликвидации ЧС, связанной с высоким паводком в р. Амур", согласно которому, угроза обрушения строительных конструкций в многоквартирных жилых домах N N 3, 5б, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по возможным количеству пострадавших и размеру материального ущерба. На Управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда в целях ускорения ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации возложена обязанность организовать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по прекращению действия опасных факторов, связанных с угрозой обрушения строительных конструкций пострадавших жилых многоквартирных домов, и до 11.11.2014 г. организовать заключение договора на выполнение всего комплекса работ по ликвидации ЧС.
12.11.2014 г. между администрацией города Хабаровска и МУП г. Хабаровска "УО МКД" заключен муниципальный контракт N на выполнение ликвидации обрушения строительных конструкций в многоквартирных жилых домах N N 3, 5б, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21 по ул. Насыпная в г. Хабаровске.
Соглашениями о расторжении договоров управления многоквартирным домом между администрацией города Хабаровска, как собственником большей части помещений в МКД и МУП г. Хабаровска "УО МКД" с 01.10.2014 г. были расторгнуты договоры управления указанными многоквартирными домами.
Разрешая спор, суд, руководствуясь ст. ст. 450, 539, 548 ГК РФ, ст. ст. 32, 162 ЖК РФ, п. 76 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", п. п. 49, 50 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2011 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положениями Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", п. 6.2.9 Постановления Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. N 205-пр государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 1592-р "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", на основании исследованных доказательств по делу, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, при этом обоснованно исходил из следующего. Указанные многоквартирные жилые дома в установленном законом порядке по заключениям городской межведомственной комиссии признаны аварийными и подлежащим сносу. Вопросы правомерности заключений межведомственной комиссии прокурором не ставились, вопрос целесообразности исполнения решения о расселении аварийного дома не отнесен к компетенции суда. Поскольку данные многоквартирные дома признаны аварийными, подлежащими сносу, администрация города Хабаровска, в связи с угрозой обрушения строительных конструкций в указанных МКД и возникновением чрезвычайной ситуации, приняла реальные меры по расселению лиц, проживающих в этих многоквартирных домах на условиях договора социального найма, что подтверждается представленными в материалы дела документами (т. 2, т. 3). Права граждан, являющихся собственниками жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. должны быть защищены путем реализации прав на получение мер социальной поддержки, в том числе в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья. В связи с установленными обстоятельствами, необходимость по восстановлению системы теплоснабжения и проведения ремонтно-восстановительных работ, в том числе капитального характера, в указанных многоквартирных домах отсутствует. МУП г. Хабаровска "УО МКД" в соответствии с условиями муниципального контракта, в целях ускорения ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации правомерно осуществило действия по разбору конструкций домов. Договоры управления указанными многоквартирными домами с МУП г. Хабаровска "УО МКД" расторгнуты. Принимая во внимание аварийное состояние указанных многоквартирных домов, отпуск тепловой энергии МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" прекращен. Прокурором в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии требованиям безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования в данных многоквартирных домах, связанных с их эксплуатацией в целях потребления тепловой энергии. Таким образом, прокурором в данном деле избран неверный способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционного представления основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статье 330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2015 года оставить без изменения.
Апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Соколенко Д.А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий
О.М.ШИЛОВА

Судьи
Ю.В.МОРГУНОВ
С.П.ПОРОХОВОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)