Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 N 18АП-1912/2014 ПО ДЕЛУ N А34-4054/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. N 18АП-1912/2014

Дело N А34-4054/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Логиновских Л.Л., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское коммунальное жилищное строительство" на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.12.2013 по делу N А34-4054/2013 (судья Суханова О.С.).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная организация "Фортуна" (далее - ООО "ЖКО "Фортуна", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к обществу с ограниченной ответственностью "Городское коммунальное жилищное строительство" (далее - ООО "Горкомжилстрой", ответчик) с исковым заявлением о передаче документации на многоквартирные дома: карточек регистрации граждан формы N 9 и поквартирных карточек формы N 10 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Кургане по адресу: ул. Чернореченская, 79 и ул. Перова, 14 (т. 1, л.д. 2-3).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 4 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.12.2013 исковые требования ООО "ЖКО "Фортуна" удовлетворены.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 4 000 руб. (т. 2, л.д. 79-82).
В апелляционной жалобе ООО "Горкомжилстрой" просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 88-89).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Горкомжилстрой" ссылалось на то, что спорные документы у ответчика отсутствуют. Восстановить поквартирные карточки и карточки прописки граждан невозможно, поскольку ответчик, утратив управленческие функции, одновременно утратил полномочия на ведение спорной документации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКО "Фортуна" на основании протоколов общих собраний собственников, договоров с собственниками (т. 1, л.д. 7-16, 22-26) осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами N 79 по ул. Чернореченская и N 14 по ул. Перова в г. Кургане.
В адрес ответчика, ранее осуществлявшего функции по управлению указанными многоквартирными домами, направлены письма с требованием о передаче технической документации на многоквартирные дома, поквартирные карточки граждан от 31.05.2012 N 19н, от 30.06.2012 N 148, от 11.12.2012 N 44н, от 06.06.2012 (т. 1, л.д. 17-19).
Поскольку ответчиком поквартирные карточки не были переданы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования являются законными и обоснованными, доказательства передачи спорной документации ответчиком не представлены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ч. 2 ст. 161 ЖК РФ избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников.
В силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном Постановлением N 713, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208 (далее - Административный регламент N 208), регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Согласно пункту 82 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту).
В соответствии с пунктом 17 действующего Регламента лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил N 713), невозможность выполнения указанных функций в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, следовательно, и требований закона.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к новой управляющей компании по ее требованию передать все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения возложенных на нее функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обоснованность исковых требований ООО "ЖКО "Фортуна" подтверждается протоколами общих собраний собственников, договоров с собственниками (т. 1, л.д. 7-16, 22-26), согласно которым истец выбран в качестве управляющей организации многоквартирных домов N 79 по ул. Чернореченская и N 14 по ул. Перова в г. Кургане.
Ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ и 162 ЖК РФ доказательства передачи истцу карточек регистрации граждан формы N 9 и поквартирных карточек формы N 10 не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о передаче документации на многоквартирные дома: карточек регистрации граждан формы N 9 и поквартирных карточек формы N 10 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Кургане по адресу: ул. Чернореченская, 79 и ул. Перова, 14, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что спорные документы у ответчика отсутствуют, так как восстановить поквартирные карточки и карточки прописки граждан невозможно в связи с утратой ответчиком управленческих функций и полномочий на ведение спорной документации, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий положениям ст. 162 ЖК РФ, Правил N 713 и Административного регламента N 208.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ООО "Горкомжилстрой" в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 26.12.2013 по делу N А34-4054/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское коммунальное жилищное строительство" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городское коммунальное жилищное строительство" в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Н.В.МАХРОВА

Судьи
Л.Л.ЛОГИНОВСКИХ
В.Ю.КОСТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)